Занятие-семинар с элементами практикума «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_mnemotehnika.docx | 288.7 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_seminar_gorbunova_o.a.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)
🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой, ул. Кедровая дом73
🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru
Занятие-семинар с элементами практикума «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Воспитатель
Горбунова Оксана Александровна
г. Стрежевой 2020г.
Занятие-семинар с элементами практикума «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.
Практическая значимость:
данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике ;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые мы используем в работе по развитию связной речи детей.
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мы используем приём мнемотехники.
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
Что же такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
-Валентина давайте вспомним с вами что такое мнемоквадрат?
- Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
- Что же такое мнемодорожка?
- Мнемодорожка – это ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
- А сегодня я предлагаю нам поработать с мнемотаблицами. Что же такое мнемотаблицы?
Мнемотаблицы – это целая схема, в которую заложен текст, рассказ, стих, сказка и т. п.)
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи
- Валентина как вы думаете, где и как используют мнематаблицы?
- Мнемотаблицы можно использовать:
- Для формирования КГН - алгоритмы умывания, одевания, сервировки стола и т. д
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов
- Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий
- Отгадывание загадок
- Проговаривание чистоговорок
- Проговаривание скороговорок
Вашему вниманию мы представляем мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
На начальном этапе мы предлагаем готовые план – схемы.
Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
Изображения на мнемотаблице располагали: на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)
Мнемотаблицы рисовал:
- сам педагог (готовая форма);
- дети совместно с педагогом;
- самостоятельно дети.
Так же по мнематаблице можно пересказать знакомые сказки:
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Итак, Валентина перед вами, мнемотаблица сказка. Попробуем отгадать, какая сказка изображена на таблице?
А сейчас я предлагаю вам составить мнемотаблицу. Для этого вам понадобится листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наш пересказ «нарисован», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свою мнемотаблицу, перескажите сказку без опоры на текст. Вам понравилось?
Так можно зарисовать любой рассказ, пересказ от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеются в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.
Итак... (Педагоги по мнемотаблице описывают).
Так же можно поиграть по схеме такие темы: животные, профессии, инструменты, техника, транспорт и т.д.
Что это? Цвет Форма
Вкус Где растёт Каков наощупь
Что можно приготовить
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки.
Сейчас вам предлагаю нарисовать мнемотаблицу к загадке
«Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает»
Расшифруйте пословицы:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
7 1
«Под лежачий камень вода не течёт»
Под
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Яблоко от яблони недалеко падает»
Итак, мнемотехника:
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала...
- Было интересно...
- Было трудно, но...
- Я поняла, что...
- Теперь я могу...
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский
Цель : О знакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохране ние и воспроизведение информации.
Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению . Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки . Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Мнемоквадрат Каков наощупь Форма Цвет Что это? Вкус Где растет?
Мнемодорожка
Мнемотаблица
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа как метод в системе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт...
Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, граммат...
Методическая разработка «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
АктуальностьВ соответствии с современными тенденциями развития образования, а также с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника...
Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...
Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Углубленная работа «Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».«Если ребенок мол...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику «Страна Мнемотехники»
Методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт развития связной речи старших дошкольников через мнемотехнику....