Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику «Страна Мнемотехники»
проект по развитию речи (старшая группа)

Тлеушева Ольга Владимировна

Методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт развития связной речи старших дошкольников  через мнемотехнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_strana_mnemotehniki.docx62.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: сентябрь 2022 г.- май 2023 г.

Тема проекта: развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику «Страна Мнемотехники»

Актуальность: Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Поэтому  так необходима в современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.

   Речевое развитие дошкольников по ФГОС и ФОП – актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

   Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие имеет большое значение в воспитании дошкольника и включает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также  знакомство с книжной культурой и понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

   Дошкольный возраст – это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: различные символы и знаки, наглядные модели и формы.  Эффективным средством обучения дошкольников связной речи служат приемы мнемотехники. Мнемотехника – система приёмов, которая облегчает запоминание путём образования дополнительных ассоциаций. Таким образом, использование мнемотехники в качестве инструмента формирования связной речи становится актуальным.

Проблема: У детей старшего дошкольного возраста существует множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст, прочитать наизусть стихотворение.

Цель: Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Задачи:

  • Создать условия для развития связной речи у детей.
  • Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
  • Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
  • Формировать навыки культурного речевого общения.
  • Развивать связную речь, память, логическое мышление (умение анализировать, систематизировать), образное мышление (кодирование любой информации).
  • Обучать дошкольников кодировать информацию, изготавливать мнемотаблицы.
  • Развивать графо-моторные навыки.
  • Повышать  компетентность родителей в вопросах овладения приемами мнемотехники в формировании связной речи у детей в домашних условиях.

Тип проекта: практико-ориентированный

Состав участников: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: сентябрь – май

Возраст детей: 5-7 г.

Формы реализации проекта:

-игры (дидактические, развивающие, творческие, сюжетно – ролевые);

-беседы, общение;

- прослушивание звукозаписей детских сказок, чтение стихов, загадывание загадок

-рассматривание иллюстраций, книг, мнемотаблиц;

-изготовление книг по составленным рассказам;

-показ театра;

-изготовление мнемотаблиц;

-работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Ребенок умеет работать с мнемотаблицей. 
  • Умеет вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником.
  • Умеет содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
  • Умеет составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок.
  • Умеет составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала.
  • Умеет составлять рассказы и небольшие сказки.
  • Умеет строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.
  • Умеет кодировать информацию, изготавливать мнемотаблицы.
  • Развиты графо-моторные навыки.

Этапы работы над проектом

1 этап (целеполагание, постановка проблемы)

Проблема: В основу проекта положена следующая гипотеза: мы полагаем, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться через мнемотехнику, если создать заинтересованность у детей и условия предметно-развивающей среды.

2 этап (разработка проекта)

Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:

-подбор материала и оборудования для бесед, игр и других видов деятельности;

-подбор сказок, мультфильмов связанных с тематикой проекта;

-оформление папок-передвижек по теме проекта, рассматривание книг, подборка литературы;

-изготовление книг по составленным рассказам;

-изготовление пособий и костюмов для сюжетных игр;

-использование кукол разных театров, масок, элементов костюмов в самостоятельной деятельности.

-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, беседа после игры-квест «Сокровища домовенка Кузи» и совместной с родителями сюжетно – ролевой игры «Супермаркет».

3 этап (выполнение проекта)

Мероприятия с детьми:

  • Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», М. Горький «Воробьишко», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Бобовое зёрнышко», Ш. Перро «Красная Шапочка», Е. Благинина «Одуванчик», С. Есенин «Береза», К. Паустовский «Квакша», В. Сутеев «Что это за птица?», Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».
  • Чтение народного фольклора (приметы, пословицы).
  • Загадывание загадок.
  • Показ и рассказывание сказок с использованием настольного, пальчикового, кукольного театра; театра на магнитах.
  • Просмотр мультфильмов:  «Морозко», «Три медведя», «Лиса и заяц», «Муха- Цокотуха» К. И. Чуковский, Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост», И. Крылов «Стрекоза и муравей».
  • Рисование иллюстраций книг по составленным рассказам детей.
  • Поделки из пластилина посуды
  • Инсценировка сказок: «Лисичка со скалочкой», «Колосок»,«Бобовое зёрнышко»
  • Прослушивание звукозаписей детских сказок: «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», Ш. Перро «Кот в сапогах», П. Ершов «Конек-Горбунок»,  К. Чуковский «Айболит», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П. Ершов «Конек-Горбунок».
  •  Беседа: «Что такое мнемотехника».
  • Организованная самостоятельная деятельность (согласно перспективному плану):
  • Познавательно-исследовательская деятельность:
  • Творческое задание: рисование мнемотаблиц.
  • Составление кроссвордов.
  • Проблемные ситуации: что мы знаем об осени (зиме, весне); колобок отправляется в лес; Буратино беседует с детьми о деревьях; посещение животноводческой фермы; герои сказки Дж. Родари рассказывают об овощах и фруктах; приготовление винегрета; Дюймовочка рассказывает об основных правилах посадки комнатных растений; Чипполино помогает выращивать лук; опыты с луком; посещение зоопарка.
  • экскурсия в парк;
  • Викторина по сказкам с использованием мнемотаблиц: «Угадай, что за сказка».
  • Дидактические игры: «Зашифруем слова», «Опиши предмет», «Угадай, что нарисовано», «Что изменилось?», «Волшебные зонтики», «Найди лишнюю картинку», «Назови, что покажу», «Живой мир», «Лото», «Чего не стало?», «Какая сказка спряталась?», «Магазин», «Веселые картинки», «Мемо-игра», «Положи в корзинку», «Кто, что любит, есть?», «Опиши животное», «Когда это бывает», «Назови, что покажу», «Чьи детки», «У кого что?», «Кто, где находится?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Когда это бывает?», «Кто что ест?», «Времена года», «Опиши предмет», «Веселые картинки» и т.д.
  • Лото: «Предлоги».
  • Сюжетно-ролевые: «Писатель», «Детское кафе», «Супермаркет», «Пиццерия», туристическое агентство «Вокруг света».
  • Игра-квест: «Сокровища домовенка Кузи», "Веселое приключение".
  •  Развивающие игры: «Расскажи-ка», «Сказка на новый лад», «Волшебные превращения»
  • Самостоятельные сюжетно-ролевые и театрализованные игры в группе.

Мероприятия с педагогами:

  • Подбор демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта.
  • Создание и использование мультимедийных презентаций.
  • Изготовление пособий для игр, декораций, атрибутов.
  • Консультации: «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу детей дошкольного возраста», «Роль мнемотехники в обучении старших дошкольников пересказу», «Использование мнемотехники при обучении пересказу детей с общим недоразвитием речи».
  • Мастер-класс: «Использование схем и моделей при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мероприятия с родителями:

  • Печатные консультации по темам: «Развитие связной речи дошкольника с помощью мнемотехники», «Что такое мнемотехника?», «Формирование навыка пересказа с использованием мнемотехники», «Мнемотехника как средство обучения детей составлению описательного рассказа».
  • Памятки для родителей: «Как работать с мнемотаблицами», «Использование мнемотехники в развитие связной речи дошкольников».
  • Выставка детских работ: книги «Моя любимая игрушка»; рассказы «Дерево в нашем саду»; сказки «Волшебные сказки», «Посуда»; «Моя мама», «Папочка», «Транспорт».
  • Семинар-практикум для родителей: «Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста», «Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники».
  • Мастер-класс для родителей: «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми».
  • Анкета для родителей: «Мнемотехника».
  • Совместное изготовление пособий для сюжетно-ролевых игр.
  • Изготовление дидактических игр.
  • Совместное рисование мнемотаблиц.
  • Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
  • Родительское собрание с элементами мастер-класса "Это загадочное слово - мнемотехника".
  • Изготовление вывески, чеки, пригласительные на открытие магазина, пластиковые карточки для игры «Супермаркет»
  • Распределение ролей среди родителей, для сюжетно – ролевой игра «Супермаркет».
  • Участие в итоговом мероприятие: сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»
  • Показ родителями игры-квест «Сокровища домовенка Кузи»

4 этап (подведение итогов)

  • Оформление фото выставки;
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей (составление рассказов, сказок, мнемотаблиц): книга: «Моя любимая игрушка»; «Волшебные сказки»; «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей»; «Приключения Снегурочки», «Отгадай загадку» (составление мнемотаблиц)
  • Итоговое мероприятие: квест-игра: «Сокровища домовенка Кузи»
  • Итоговое мероприятие: совместно с родителями сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»
  • Презентация проекта: «Страна Мнемотехники» для детей и родителей.

    Таким образом, разработанная нами система работы по формированию связной речи у детей в детском саду оказалась эффективной и способствовала развитию монологической и диалогической речи детей. Помогла детям легко адаптироваться детям к условиям окружающего мира и ДОУ.

   Работа с родителями способствовала обогащению в группе развивающей среды. У родителей появился интерес к мнемотехнике и совместной игровой деятельности.

Перспективный план по развитию речи с  использованием метода мнемотехники

Тема

Цель

Сентябрь

 Знакомство с мнемоквадратами,  мнемодорожкой.

Познакомить детей с мнемоквадратами, мнемодорожкой. Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Составление рассказа «Моя семья».

Закреплять умение составлять описательный рассказ о семье с помощью мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа об игрушках.

Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.

Разучивание стихотворения «Мишка, мишка, лежебока», В. Берестова.

Упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть по схеме-модели.

Октябрь

Составление описательного рассказа по мнемотаблице «Овощи и фрукты»

 

Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу развивать речевую активность детей.

Составление описательного рассказа по мнемотаблице ягоды.

 

Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу развивать речевую активность детей.

Составление описательного рассказа по мнемотаблице

Времена года. Осень

Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу развивать речевую активность детей.

Составление описательного рассказа по мнемотаблице деревья.

Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу развивать речевую активность детей.

Ноябрь

Самостоятельное составление мнемосхемы разучивание стихотворения «Раз, два, три, четыре, пять,

мы идем во двор гулять…»

Формировать у детей интерес к заучиванию стихов.

Разучивание стихотворения «У лисы в лесу глухом

есть нора – надёжный дом»

Упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть по схеме-модели.

Пересказ сказки "Заюшкина избушка"

Закреплять умение пересказывать рассказ, опираясь на мнемотаблицу.

«Ты картинки рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи» (творческое рассказывание по предметным картинкам)

Продолжать учить придумывать сказки и истории, используя предметные картинки, развивать речевую активность детей,

используя образные слова и выражения, развивать фантазию.

Декабрь

Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу.

Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат».

Закреплять умение соотносить символы с образами. Закреплять умение пересказывать рассказ, опираясь на мнемотаблицу. Развивать активный словарь детей, память, внимание, наблюдательность.

Составление загадок.

Учить составлять загадки о птицах с помощью мнемотаблицы.

Творческие сказки «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

Придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

Учить  детей составлять описательный рассказ.

Январь

Самостоятельное составление мнемотаблиц к загадкам мебель.

Развивать умения самостоятельно составлять схемы.

Составление описательного рассказа «Расскажи-ка о посуде»

Закреплять умение составлять описательный рассказ о посуде с помощью мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа «Транспорт»

Обобщить и закрепить знания детей по теме «Транспорт»; учить составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемосхему; развивать грамматический строи речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных)

«Сочиняем сказку»

 Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

Февраль

Составление рассказа «Кем я хочу стать»

Развивать умение рассказывать о профессии с использованием наглядных пособий; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам.

Самостоятельное составление мнемосхемы разучивание стихотворения.

Формировать  у детей интерес к заучиванию стихов.

Составление рассказа «Мои защитники»

Упражнять в составлении рассказа опираясь на

мнемотаблицу, расширять словарь существительных по теме «Мои защитники», развивать слуховое и зрительное восприятие,

мышление и воображение.

«Ты картинки рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи» (творческое рассказывание по предметным картинкам)

Продолжать учить придумывать сказки и истории, используя предметные картинки, развивать речевую активность детей. Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения. Побуждать у детей желание рассказывать свои истории сверстникам, родителям. Продолжать развивать фантазию, детское воображение, художественно – речевое творчество.

Март

«Составление рассказа «Моя мама»

Продолжать учить составлять описательный рассказ по мнемосхеме, развивать умения грамматически правильно, последовательно строить предложения в рассказе; формировать грамматически правильную речь; умение подбирать признаки и действия к объектам; упр-ть в употребление предлогов на, с, за, из-за, под, из-под, над;  воспитывать любовь и уважение к маме; умение выслушивать рассказы других детей и давать им оценку.

Пересказ рассказа «Весна в окно стучится»

Упражнять в пересказывании рассказа опираясь на

мнемотаблицу. Развивать связную речь, память, умение грамматически правильно вести пересказ.

Самостоятельное составление мнемосхемы разучивание стихотворения

«Много игрушек в нашем саду»

Развивать умения самостоятельно составлять схемы.

«Весна красна!»

Развивать умение рассказывать о весне с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать словапризнаки.

Апрель

Стихотворение Я. Аким «Апрель»

Познакомить со стихотворением и развивать умения самостоятельно составлять мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами.

«Космос»

Закреплять представления детей о космосе, планетах солнечной системы, умение работать с мнемоквадратами, мнемодорожкими,   мнемотаблицами. Расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

игра-квест "Веселое приключение"

Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.

«Рыбы – обитатели воды»

Закрепить умения составлять описательный рассказ с помощью схемы – модели; пополнять словарный запас детей лексикой по теме занятия; упражнять в назывании уменьшительно - ласкательной формы слов; расширять и закреплять знания детей о рыбах (места обитания, образ жизни, строение тела, характерные особенности); знакомить детей с видовым разнообразием рыб, рассказать о рыбах, обитающих в наших реках и озерах (щука, карась, лещ, окунь, сом, карп, форель, ёрш и др.). Развивать  у детей внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, классифицировать), а также мелкую моторику рук. Воспитывать у детей коммуникативные качества (умение полно формулировать ответ на вопрос, умение внимательно, не перебивая, слушать товарищей).

Май

«Заучивание стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы?» с помощью мнемотехники, мнемотаблиц».

Формировать у детей интерес и потребность к заучиванию художественных произведений при помощи мнемотехники.

Заучивание стихотворения В. Карасев «Божья коровка»

Познакомить со стихотворением и развивать умения самостоятельно составлять мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами символами.

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Упражнять в пересказывании сказки опираясь на

мнемотаблицу. Развивать связную речь, память, умение грамматически правильно вести пересказ.

Итоговая игра-квест: «Сокровища домовенка Кузи»

Развивать связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Совершенствовать  грамматический строй речи. Закреплять употребление в речи существительных  с  уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных, относительных и качественных прилагательных. Формировать связную речь. Развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание.

Итоговая игра: совместно с родителями «Супермаркет»

Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде. Закрепить умения описывать товар. Развивать диалогическую и монологическую речь. 

Перспективный план дидактических игр

Название игры

Цель

Сентябрь

 «Что изменилось?»

Формировать умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.

«Копилка слов»

Обогащать словарь, развивать долговременную память.

«Какой игрушки не стало?»

Развивать произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

«Волшебники»

Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

Октябрь

«Опиши предмет»

 

Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.

«Угадай, что нарисовано»

Развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.

«Посмотри - запомни -нарисуй»

Развивать у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

«Нарисуй, что ты видел»

Развивать у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Ноябрь

«Волшебные зонтики»

 

Формировать умения правильно находить сравнивать и различать разноцветные узоры; развивать внимания, восприятия цвета, зрительной памяти.

«Найди лишнюю картинку»

Учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке.

«Назови, что покажу»

Формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развивать зрительную память, мышление, связную речь.

«Живой мир»

 

Закрепить знания о диких и домашних животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных.

Декабрь

«Лото»

Формировать умения объединять предметы по их месту произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах с помощью мнемокарточек и мнемодорожек; развивать речь детей.

«Чего не стало?»

Формировать умения правильно называть предмет, называть его характерные признаки по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память, речь.

«Какая сказка спряталась?»

Формировать умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

«Магазин»

Формировать умение классифицировать и обобщать предметы, распределяя их по группам; развивать логическое мышление, связную речь детей.

Январь

«Веселые картинки»

Формировать умения заполнять мнемотаблицы подходящими мнемоквадратами, развивать зрительную память.

«Мемо-игра»

Формировать умения находить одинаковые мнемокартинки.

«Положи в корзинку»

Формировать умения сравнивать предметы (мнемокартинки); развивать зрительную память, речь.

«Кто что любит есть?»

Формировать умения образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.

Февраль

«Опиши животное»

 

Закреплять знания о животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.

«Когда это бывает»

Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

«Назови, что покажу»

 

Формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развивать зрительную память, мышление, связную речь.

«Чьи детки»

Закреплять знания о домашних животных и их детенышах; формировать умение соотносить изображение детенышей на мнемокартинке с изображение большого животного на мнемотаблице.

Март

«У кого что?»

Учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.

«Кто где находится?»

 

Учить различать предлоги «на», «под», «около» с помощью мнемокартинок, кодирующих изображение домашних птиц и их местонахождение.

«Чудесный мешочек»

 Формировать умение описывать характерные признаки предмета по мнемотаблице или по мнемодорожке.

«Что лишнее»

Формировать умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.

Апрель

«Когда это бывает?»

 

Формировать знания о частях суток: день, ночь, их характерных признаках; развивать связную речь, умения составлять небольшой рассказ по мнемотаблице.

«Кто что ест?»

Учить детей соотносить мнемокартинки с объектами и предметами. Закреплять словарь по теме.

«Времена года»

 

Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

«Фотоаппараты»

Развивать память и внимание

Май

«Опиши соседа»

Развивать память, внимание, наблюдательность.

«Золушка»

Учить  различать мелкие  предметы на ощупь.

«Найди пару»

Находить одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Игра «Кто как разговаривает?»

Расширять словарный запас; развивать  быстроту реакции

Используемая литература:

 Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005

Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000

Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004

Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005

Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000

Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие

для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982 - 128 с.

Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников перессказу. Подготовительная группа». – М.,Центр педагогического образования, 2016.

Малетина Н.С., Пономарѐва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008 №4. С.102 -115

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004 – 288

Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005

Н.Л. Шестернина «Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017.

Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004 №2. С.59-62.

Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005

Электронные ресурсы:

https://урок.рф/search?q=Мнемотехника&x=0&y=0

https://infourok.ru/innovacionniy-obobschenniy-pedagogicheskiy-opit-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detey 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/innovatsionnyy-obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-ispolzovanie-priemov 

https://infourok.ru/innovacionniy-obobschenniy-pedagogicheskiy-opit-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detey 

https://infourok.ru/obobschenie-opita-na-temu-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-doshkolnikov 

https://infourok.ru/opit-raboti-na-temu-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-obuchenii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pereskazu 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/innovatsionnyy-obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-ispolzovanie-priemov 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/04/obobshchenie-opyta-na-temu-mnemotablitsy-kak-sredstvo 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/12/08/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta 

http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1957

 http://raguda.ru/ds/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-po-razvitiju-rechi.html 

https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/7882-ispolzovanie-mnemotekhniki-dlya-povysheniya-urovnya-svyazannogo-rechevogo-razvitiya.html 

http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n 

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-rechi-doshkolnikov-sredstvami-priemov-mnemotehniki.html 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/01/19/mnemotehnika 

Резюме

Реализация проекта по теме: «Развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику» позволила изучить психолого – педагогическую и философскую литературу по проблеме развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику. Была разработана система работы по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику.

Была выявлена и апробирована система методов и условий развития связной речи  детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику.

       В начале учебного года в старшей группе была проведена диагностика. В результате выяснили, что у старших дошкольников связная речь недостаточно высокая. При распределении детей по уровням оказалось, что детей с высоким уровнем 2 (8%); 11 (48%) детей показали средний уровень; 10(44%) детей – низкий уровень.

      Поэтому в течение года я использовала мнемотехнику в работе с детьми. Она  позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечивает развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание. Проведя диагностику в конце года, я убедилась, что после целенаправленной работы по развитию связной речи возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития связной речи.

Группа

Начало года (%)

Конец года (%)

старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

2022-2023 уч. г.

Высокий-2 (8%)

Средний-11 (48%)

Низкий-10 (44%)

Высокий-12 (52%)

Средний-10 (44%)

Низкий-1 (4%)

     Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что мнемотехника является эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
    Создание условий, использование мнемотехники и игровая деятельность положительно воздействуют на развитие связной речи, а значит и основ речевой культуры у детей-дошкольников.
 Эта работа научила детей вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником. Содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала, небольшие сказки. Позволила строить разного типа высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Сформировала умения работать с мнемотаблицей, кодировать информацию и изготавливать мнемотаблицы. Активизировала познавательный интерес дошкольников к вопросам связной речи.

     Таким образом, использование мнемотехники в связной речи на определенном этапе обучения, позволяет расширить представления ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

    В ходе реализации проекта отмечалась высокая активность родителей в создании развивающейся среды, в совместных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники"

В методической разработке рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метода наглядного моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста связной речи,...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники.

Актуальность Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляд...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему                                          ...