«Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация
ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи
детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-
образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка
«
Выступление на педсовете
«Инновационные технологии в работе с детьми
дошкольного возраста»
по теме:
«Биоэнергопластика и кинезиологические
упражнения в работе с дошкольниками»
Подготовила
и провела: воспитатель Майкова Л.С
.
Дата выступления: 19.11.2020
г.Козловка
Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи
детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-
образовательного процесса.
Задачи:
- Познакомить участников педсовета с технологией применения
упражнений биоэнергопластики и кинезиологическими упражнениями в работе с дошкольниками.
- Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной
компетентности педагогов в области применения инновационных методов.
Методы: методики биоэнергопластики, кинезиологии.
Прежде, чем начать свое выступление, я предлагаю зарядиться положительными
эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно
отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте
себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки
стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц,
шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните
свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут
с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным
настроением и позитивными эмоциями мы начинаем знакомство с «Биоэнергопластикой и
кинезиологическими упражнениями в работе с дошкольниками».
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью,
энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями
кисти руки.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев
и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую
моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние
зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек,
который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами,и наоборот:
сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание,
память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного
аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений,
согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного
аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных
укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики:
- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
- Эмоциональный (создание положительного настроя)
- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением
ведущей руки, а затем и второй руки).
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его
перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение,
сопровождает показ одной рукой.
Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь,
которая движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
(пальчики расставлены в стороны, как лучики
солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются
и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,
на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)
Упражнение «Слонёнок»
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
(ладонь собрана в щепоть, большой палец
прижат к среднему.)
Упражнение «Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(ладони с сомкнутыми пальцами
соединяем дуг с другом)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу,
имитируя положение «чашечки»)
Упражнение «Лошадка»
Я- весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
(Рука в горизонтальном положении (лежит
на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами
согнута. Под счёт поочерёдно касаются
стола кончики пальцев и запястье.)
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья
через определенные двигательные упражнения. т.е. это своеобразная гимнастика
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у
человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа
переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим
складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас.
Для этого мы сейчас воспользуемся тестом Павлова.
Попрошу выйти 4 человека, которые желают определить свое доминирующее полушарие.
Необходимо разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было
что-то общее.
Существует два варианта выполнения данного теста.
- Если Вы разложили карточки по 1 варианту
(1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»),
то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует
левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту
(1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»), то у вас образное мышление,
у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг,
чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль
кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих
полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое т.е.
осуществлять межполушарное взаимодействие.
Теперь мне бы хотелось перейти к непосредственному описанию некоторых
кинезиологических упражнений. Их достаточно много, и не все просты в использовании..
Я постараюсь остановиться на упражнениях, которые несложно объяснить детям и которые
легко осуществить на практике. И если вы не против, то давайте некоторые из упражнений
вместе прорабатывать.
Кинезиологические методы включают в себя:
1. Упражнения по развитию мелкой моторики рук необходимы детям, чтобы
стимулировать речевые зоны головного мозга.
2.Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение)
и гипотонус (некотролируемая мышечная вялость).
3. Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность.
4. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить
восприятие, укрепить глазные мышцы.Однонаправленные и разнонаправленные
движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие
5. Телесные упражнения снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и
мышечные зажимы.
6. Массаж и самомассаж о благотворно воздействует на биологические активные точки
7. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой
рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью
вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили
оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Здравствуй» - пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
«Зайчик – кольцо». Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы—
в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Растяжки.
1. “Снеговик”
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как
замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает”
и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце
упражнения ребенок мягко присаживается и изображает лужицу воды.
Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и
превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
“Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их
руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.
Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх.
Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
“Тряпичная кукла и солдат”
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как
солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь
наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими
же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте,
как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова
покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как
будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех
пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
\ Дыхательные упражнения.
«Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая
свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А
теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте
эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть
нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос
и сделать выдох.
“Дыхание”
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох
и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
Телесные упражнения
1.«Ухо – нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук
«с точностью до наоборот». Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха
2. “Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой
по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать, касаясь рукой
одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной
ноге
3. Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена
левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
4. «Винни – пух». Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки.
Глазодвигательные упражнения
1. “Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний
и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку
как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за
кончиками пальцев, не поворачивая головы.
2. “Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д.
Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет
названный педагогам.
3. “Глазки”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
4. “Глазки”
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать
1-2 секунда.
Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс,
снижают утомляемость детей.
При использовании кинезиологических методов повышается стрессоустойчивость
организма, работоспособность. Улучшается мыслительная деятельность. Повышается
уровень развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений,
зрительно-моторной координации, совершенствуется регулирующая и координирующая
роль нервной системы. В результате повышается и уровень эмоционального
благополучия ребенка.
И в завершении улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на педсовет:
свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового.
Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу.
карась орел овца
бегать плавать летать
шерсть перья чешуя
карась орел овца
бегать плавать летать
шерсть перья чешуя
карась орел овца
бегать плавать летать
шерсть перья чешуя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста
Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...
Презентация к проекту – инсценировке по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста.
Инсценировка имеет целью развитие коммуникативных умений детей с применением технологий сказкотерапии, технологии невербального общения, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, самомассажа и ...
«Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж являет...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...
Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...
«Эбру (рисование на воде) как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития речевых и творческих навыков дошкольников»
Моя технология связана с творчеством Эбру. Цель применения инновационной технологии в моей работе с детьми – это развитие речевых и творческих навыков детей дошкольного возраста в процессе творч...