Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
материал по рисованию (старшая группа)
1. Самообразование стр. 1-5
2. План самообразования стр. 6-8
3. Диагностика стр. 9-15
4. Анкетирование для родителей стр. 16-17
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_samoobrazovanie_2024.docx | 72.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование Кузнецовой А.А.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Актуальность:
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель:
развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Основные направления реализации программы:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие со специалистами.
3. Работа с родителями.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Ожидаемый результат:
1. Изучена литература по нетрадиционным техникам рисования
2. Создана в группе педагогически целесообразная, художественно-эстетическая среда.
3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.
4. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о нетрадиционной техники рисования в и принимают активное участие в данной деятельности.
5. Положительная динамика показателей в художественно-эстетичексом развитии.
6. Обобщен опыт работы по теме.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Целью моей работы по самообразованию было- развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
В процессе самообразования я решала следующие задачи
#1056;азвивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
#1055;рививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
#1060;ормировать целостную картину мира;
#1056;асширять кругозор детей;
#1059;чить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу :
1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.
#1043;. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004
#1056;абота с книгой: Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»;
#1040;.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
7. Электронные ресурсы.
5. Прошла курсы повышения квалификации, прослушала вебинары
Вебинар: «Нетрадиционные техники рисования» | Сертификат | |
Конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай! | Диплом | |
Повышение квалификации «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с ФГОС ДО» 72 часа | Удостоверение | |
Городской конкурс на противопожарную тематику | Сертификат | |
Анкетирование родителей «Выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования»
- Разработать перспективный план на сентябрь-май
- Папки-передвижки на тему: «Дидактических игр по нетрадиционному рисованию»; «Нетрадиционные способы рисования»; «Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста»
- Консультации на тему: «Путешествие в страну рисования», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Давай рисовать вместе», «Развития творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования», «Рисование в жизни ребенка».
- Оформить картотеку для детей на тему «Нетрадиционная техника рисования»
- Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники 1 раз в неделю
- Просмотр вебинаров
- Участие в онлайн-конкурсах совместно с детьми
- Мастер класс для родителей и детей Нетрадиционные техники рисования «Рисование солью и акварельными красками»
- Тематическая неделя «Неделя творчества»
- Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать .
По данной теме, мною изучена литература, где я ознакомилась с нетрадиционными техниками рисования и как их использовать.
В анкетировании приняло участие 10 родителей, было выявлено, что 100% процентов детей любят рисовать совместно с родителями, рассматривать иллюстрации в книгах.
Был составлен персептивный план работы с детьми на год; разработаны папки-передвижки для родителей, консультации, оформлена картотека для детей «Нетрадиционные техники рисования».
Наши занятия проводились 1 раза в неделю, я пользовалась перспективным планом.
Проводилась диагностика с детьми по программе Лыкова И.А., на начало учебного года и на конец. В диагностику были включены вопросы: самостоятельное создание образов, выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении, владение разными художественными техниками. Была составлена диаграмма, где можно наглядно увидеть показатели детей.
Были просмотрены вебинары, прошла повышение квалификации, дети участвовали в онлайн-конкурсах.
Была проведена педагогическая мастерская «Вместе веселее», где я рассказала родителям и детям о нетрадиционных техниках рисования, какие подручные материалы можно использовать для рисования, провела матер-класс на тему: «Рисование солью и акварельными красками»
Прошла тематическая неделя «Неделя творчества», где детям был предоставлен материал, они выбирали чем будут рисовать, рисовали на свободную тему.
Таким образом, я бы продолжила данную тему она очень интересна, у детей виден результат и большой интерес. Спасибо за внимание.
Литература:
1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.
#1043;. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004
#1056;абота с книгой: Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»;
#1040;.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
7. Электронные ресурсы.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
План по самообразованию на 2023- 2024 гг.
№п/п | Содержание работы | Сроки реализации | Практические выходы (рефераты, доклады, мастер-классы, участие в различных конкурсах, публикации, представление опыта работы на различных уровнях, открытый просмотр, выставки работ и т.д.) |
организационно-ознакомительный этап | |||
1. | Изучить литературу | Сентябрь | Работа с книгой: Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»; А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». |
2. | Анкетирование родителей «Выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования» | Октябрь | Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей. |
3. | Разработать перспективный план | Октябрь | Разработать перспективный план на сентябрь-май |
4. | Оформить и разработать папки-передвижки для родителей. | Сентябрь-май | Папки-передвижки на тему: «Дидактических игр по нетрадиционному рисованию»; «Нетрадиционные способы рисования»; «Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста» |
5 6 | Предоставить разработанные консультации для родителей , для получения новой информации Оформить картотеку для детей | Сентябрь-май Декабрь | Консультации на тему: «Путешествие в страну рисования», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Давай рисовать вместе», «Развития творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования», «Рисование в жизни ребенка». Оформить картотеку для детей на тему «Нетрадиционная техника рисования» |
основной этап | |||
1 | Проведение занятий | 1 раз в неделю | Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники |
2 | Диагностика художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста | Ноябрь | Диагностика по программе И.А. Лыкова |
3 | Вебинары | Сентябрь-мая | Просмотр вебинаров |
4 | Участие в конкурсах с детьми | Октябрь-апрель | Участие в онлайн-конкурсах совместно с детьми -Диплом Ковалев М.А., всероссийский конкурс, победитель (2 место) -Сертификат Медведев К., городской конкурс |
5 | Мастер-класс | Март | Мастер класс для родителей и детей Нетрадиционные техники рисования «Рисование солью и акварельными красками» |
6 | Тематическая неделя «Неделя творчества» | Апрель | Тематическая неделя «Неделя творчества» |
заключительный этап | |||
1 | Видеоролик с работами детьми | Апрель | Во время собрания предоставить родителям видеоролик с работами детьми, на тему: «Нетрадиционные техники рисования» |
2 | Посещение НОД у воспитателей ДОУ | Апрель | Посещение занятий |
3 | Подведение итогов работы по самообразованию, оценка результатов, презентация по теме. | Май | План по самообразованию, презентация |
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 5-6 лет
(старшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное создание образов различных объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
- В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
- Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
- Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочитающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Освоение новых техник по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
- Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).
Высокий уровень – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
старшая группа (5-6 лет)
_________________
№ | ФИО | Самостоятельное создание образов | Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении | Владение разными художественными техниками | |||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | ||
1 | Пилипук | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
2 | Тимошин | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3 | Правилов | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4 | Кочемазов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Циценко | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Общий показатель в % | 33 | 53 | 33 | 53 | 33 | 60 |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет
(подготовительная к школе группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
- Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
- Успешная реализация творческих замыслов;
- Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
- Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
- Планирование работы;
- Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
- Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
_________________
№ | ФИО | Самостоятельное создание образов | Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении | Владение разными художественными техниками | |||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | ||
1 | Ковалев М. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
2 | Лазоровский В. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
3 | Медведев К. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
4 | Молотков Д. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Молотков К. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
6 | Нуриллоев З. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
7 | Разгоняева М. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Общий показатель | 67 | 100 | 67 | 86 | 67 | 90 |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Анкета для родителей
по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? ___________________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ___________________________________________________________________________________________
3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________
4. Рисует ли кто-то из членов семьи профессионально? __________________________________________________________________________________
5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________ __________
6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? __________________________________________________________________________________
7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________
8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами...)? ___________________________________________________________________________________
9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? ___________________________________________________________________________________
10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________
11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ____________________________________________
12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________ _____________
13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________ __________
14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? _______________________________________________________________________________
15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? __________________________________________________________________________________
16. Считаете ли вы необходимым для развития творческих способностей посещение ребенком кружка « В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? __________________________________________________________________________________
17. Как вы оцениваете организацию занятий с детьми в кружке «В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? ___________________________________________________________________________________
18. Ваши пожелания по организации работы кружка «В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? ___________________________________________________________________________________
19. Хотели бы вы получить мастер – класс по использованию нетрадиционных техник рисования?__________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....
Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...
План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию"
Познакомить детей с новым способом рисования...
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования .2022-2023г.
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...