Проект познавательно – исследовательской деятельности «Снег» в средней группе.
проект (средняя группа)

Батурина Елена Антоновна

Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 г. Бирюсинска

Проект

познавательно –

исследовательской

деятельности

                             « Снег»

в средней группе.

Воспитатель группы

Батурина Елена Антоновна.

1.Вид проекта: познавательно-исследовательский.

2.Продолжительность: краткосрочный  (1 неделя - декабрь 2016 г.)

3.Автор проекта: Батурина Е.А.

4.Участники проекта: дети средней группы «Умка».

5.Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге.

6.Задачи проекта:

- создать условия для формирования познавательного интереса у детей;

- познакомить детей со свойствами снега;

- уточнить значение снега.

7.Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания детей о снеге, снежинках;

- закрепить и расширить представления детей о значении снега в неживой и живой природе.

План реализации проекта в средней группе:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

1.Подборка методической литературы и художественного слова;

2.Создание экспериментальной деятельности для опытов со снегом в группе;

3.Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – снегом;

4.Подбор подвижных и пальчиковых игр;

5.Составление конспектов тематических занятий по проекту и картотеки экспериментов со снегом.

   Содержание проекта:

НОД

Программные задачи

1.Ознакомление с окружающим миром.

Беседы «Что мы знаем о снеге?», «Весело зимой», «Зимние забавы».

Уточнить знания детей о снеге, его значении для всего живого; познакомить детей со свойствами снега( цвет, запах); развивать мышление, речь; активизировать детский словарь: лёгкий, серебристый, пушистый, резная.

2. Художественная литература.

Чтение стихотворений К. Бальмонта «Снежинка», И. Сурикова «Зима», Я.Аким «Первый снег», рассказа Н.Гуревой «Снег», А.Прокофьев «Как на горке на горе», Л.Квитко «Санки»,  А.Введенский «На лыжах».

Показать особенность литературных произведений, раскрыть многообразие литературного слова; уточнять и расширять представления детей о снежинках; обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений; развивать чувство интонации; воспитывать любовь к литературе, чуткость к художественному слову.

Отгадывание загадок.

Учить детей отгадывать загадки, анализируя все названные признаки предмета; понимать смысл образных выражений.

3.Художественно  - эстетическое развитие.

Аппликация «Весёлые снежинки».

Закреплять умение детей вырезывать полоски шириной 0,5 см и длиной 5 см из белой бумаги и наклеивать крест- накрест; развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук.

Рисование «Украсим шапку снежинками».

Продолжать учить детей пользоваться палитрой, кисточкой; учит изображать прямые, наклонные, волнообразные линии; закреплять знания о снежинках и их форме; развивать у детей фантазию и воображение.

Лепка «Снеговик».

Вызывать у детей интерес  к лепке; учить отламывать кусочек пластилина от большого куска и раскатывать его круговыми движениями ладоней; развивать у детей творческие способности, речь и мелкую моторику рук.

4.Опытно- экспериментальная деятельность.

НОД «Снег и его свойства».

НОД «Пирожное из снега».

Изучение свойств снега.

Ознакомление детей со свойствами снега через экспериментальную деятельность.

5.Речевое развитие.

«Составление рассказа по картине «Зимние забавы», «Зима».

Упражнять детей в составлении рассказов по картине; формировать умение согласовывать слова в предложении.

6.Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки», «Снежок».

Развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Подвижные игры «Замороженные», "Снег кружится".

Учить соотносить собственные действия с действиями детей в соответствии с текстом.

Дыхательная гимнастика «Снег и ветер», «Снег».

Формировать речевое и физиологическое дыхание, учить дифференцировать силу голоса.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

  1. Итоговое занятие по теме ««Снег и его свойства».

Изучение свойств снега.

  1. Организация выставки детско-родительских работ « Такие разные снежинки».

Раскрытие творческого потенциала детей.

Сотрудничество с родителями:

1. Участие в выставке работ «Такие разные снежинки».

2.Консультации для родителей:

- тематические странички «Игры со снегом»;

- «Семь родительских заблуждений о морозной погоде»;

- «Опыты и наблюдения за снегом и льдом»;

- «Играем с детьми зимой».

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 г. Бирюсинска

Конспект занятия с воспитанниками средней группы.

Тема «Снег и его свойства».

Воспитатель:

Батурина Е. А.

МКДОУ №5 г. Бирюсинска.

Цель: изучение свойств снега.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы;

Развивающие: развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать умение детей слушать воспитателя, интерес к окружающему миру.

Технология: познавательно- исследовательская деятельность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: практический, игровой, словесный.

Демонстрационные материалы: схема эксперимента, таз со снегом, ткань белого цвета,  теплая вода, три одинаковые миски.

Раздаточный материал: миски, ложки, лупы, бумажные салфетки.

Ход занятия:

I этап:

Мотивационно - побудительный (2 мин.)

Ребята, сегодня мне пришло письмо, а в нем загадка:

Мы слепили снежный ком, 
Шляпу сделали на нем, 
Нос приделали, и в миг, 
Получился …(снеговик)

В гости приходит снеговик и здоровается с детьми. Предлагает вместе с ним поиграть в игру.

Физминутка «Зима».

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  (пружинистые движения на  месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И Снегурочку мы лепим, лепим мы .                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму мы любим, любим мы.               (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

II этап. Практический (15 мин.)

Во время игры помощник воспитателя приносит таз со снегом, накрытый полотном. После игры Снеговик говорит:- Ух, сколько сугробов намело на улице и немного я припас для вас! – показывает таз со снегом. Воспитатель предлагает детям понаблюдать за снегом, приглашая за круглый стол. На столе лежат инструменты для исследования: миски, лупы, ложки, бумажные салфетки.

Задание №1. Наблюдение за снегом через лупу. Дети выкладывают ложками снег на тарелку и смотрят через лупу. Вывод: снег белый, рыхлый.  На мольберт прикрепляются карточки со свойствами снега.

Задание №2. Снег лепится или нет? Дети трогают снег, лепят из него комочки. Вывод: снег холодный, а в помещении тепло и снег тает, становится мокрым, хорошо лепится.

Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

«Зимой».

Снег пушистый лег на ветки.                

И гулять бегут все детки.                       

Лепят бабу под окном

Дружно катят снежный ком.                 

Лыжи,  санки и коньки                                                  

Мчатся наперегонки.

Дети выполняют имитационные движения по тексту.

Задание №3. Опыт с таянием снега. Необходимо разложить снег в три емкости одинакового объема. Дети сначала наблюдают за таянием снега :

1.В миске без каких-либо манипуляций;

2.Положить на ладошку снег;

3.Воспитатель наливает теплую воду в миски.

Вывод: что чем горячее среда, тем быстрее тает снег.

Задание №4. Исследование талой воды. Воспитатель обращает внимание детей на получившуюся воду из снега и спрашивает их: Скажите, ребята, сначала снег был цвета …. (белого), а вода какая? (прозрачная). А как вы думаете, чистая она или нет? Снеговик предлагает детям пропустить воду через ткань белого цвета. Воспитатель накидывает на пустой таз ткань и приглашает нескольких детей вылить талую воду в таз. Потом все вместе рассматривают ткань и делают вывод, что снег грязный. Снеговик спрашивает детей: Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал снег? (Да). Но мы с вами увидели, что (снег грязный) и есть его  (нельзя).

Воспитатель: Ребята, а как с ним можно играть? (лепить снеговика, когда снег сырой; строить ледяную гору, когда морозно и снег не тает, играть в снежки и т. д.)

III. Рефлексивный (2 мин.)Снеговик: А мне с вами, ребята, сегодня понравилось играть! А вам что понравилось больше всего? Закрепление свойств снега по графическим карточкам.

Снеговик хвалит детей, прощается и уходит. Выявление у детей настроения после взаимодействия.

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 г. Бирюсинска

Конспект занятия

с воспитанниками

средней группы.

Тема « Пирожные для Лунтика».

Воспитатель:

Батурина Е. А.

МКДОУ №5 г. Бирюсинска.

Цель: 
Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность.
Задачи: 
Образовательные: Систематизировать представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность. Упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта  через знаковую систему. Активизировать речь детей через познавательные вопросы. 
Развивающие: Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность.  Развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.
Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность. Воспитывать взаимопомощь при проведении опытов.  

Технология: познавательно- исследовательская деятельность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: практический, игровой, словесный.

Материалы: 
Игрушка Лунтик, миска со снегом, формочка, ложечка, лопатка, поднос, салфетка. Карточки -схемы (моделирование опыта). Музыкальное сопровождение. Снежинки.

Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за снегом, рассматривание снежинок. Знакомство со свойствами снега, игры в снежки. 

Ход:
I этап. Введение в игровую ситуацию (3 мин.)
Стук в дверь. В группу приходит Лунтик (игрушка). Дети и воспитатель здороваются. Лунтик: «Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам в гости и приготовил для вас угощение: пирожные.» Снимает ткань с подноса и начинает плакать: «А оно куда-то исчезло! На подносе вода».
Воспитатель: Ребята, что случилось с Лунтиком, почему он плачет? (дети рассказывают, что пропало пирожное). Дети, а вы как думаете, куда исчезло пирожное? (дети высказывают предположения).
II этап. Практический (10 мин.)
Лунтик: А вот это моя вам загадка! Игра «Дидактический мешочек».
Дети по очереди опускают руки и на ощупь обследуют содержимое. Воспитатель спрашивает: что ты почувствовал, какой предмет на ощупь (холодный, мокрый). Дети говорят, что это снег.
Воспитатель достает миску со снегом. Что это? (снег) Значит, из чего Лунтик приготовил пирожное? (из снега). Дети, может кто-то из вас догадался, почему на подносе вода? (ответы  детей). А почему он растаял? (в комнате тепло, поэтому снег и растаял).

Воспитатель предлагает сделать самим пирожное из снега. Какие предметы для изготовления снежного пирожного нам понадобятся?
- миска со снегом,
- формочка,
- ложечка-лопатка,
- поднос,
- салфетка.

Физкультминутка «Снежинка» (1 мин.)
1,2,3 повернись и в снежинку превратись.
С неба падают снежинки, 
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, 
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.

Воспитатель предлагает детям опорные карты-схемы для опыта:
1 карточка - взять снег положить в формочку 
2 карточка - перевернуть формочку сделать пирожное
3 карточка – поставить в теплое место.

Дети выполняют данные действия.

Просмотр мультфильма «Лунтик. Первый снег» (5 мин.)
Воспитатель предлагает посмотреть, что произошло с пирожными.
Дети замечают, что снежные пирожные начали  таять.

Вывод: снег тает в тепле и остается вода.
Подготовленный ребенок читает стихотворение
П. Воронько «Пирог»
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог. 
А пока лепил и пек, 
Ручейком пирог утек. 
Пироги себе пеки,
Не из снега – из муки! 
III этап. Рефлексивный (1 мин.)
Скажите ребята, мы помогли Лунтику понять, куда исчезло его пирожное? (да)
А что случилось с пирожными, которые приготовил Лунтик? (растаяли)
А почему? (в комнате тепло)
Значит какой можно сделать вывод? (снег в тепле тает и превращается в воду)
Воспитатель: Ну вот, Лунтик, теперь ты знаешь, где твое пирожное- оно растаяло. Дети, а разве можно кушать снег? (нет) Почему? (ответы детей)
Лунтик благодарит детей за помощь в поиске снежного пирожного и дарит детям снежинки доброты. 
Лунтик: Это снежинки доброты, они никогда у вас не растают, я вам их дарю, чтобы вы с ними играли.
Теперь я знаю, куда пропало мои пирожные - они растаяли, а я больше из снега готовить угощение не буду. Спасибо! До свидания!

Картотека опытов со снегом:

Опыт «Таяние снега».

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Ход опыта: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Опыт « Рассматривание снежинки»

Цель: Знакомство со строением снежинки, со свойствами снега

Ход опыта: Рассмотрите снежинки на тёмных варежках или рукавах, на что похожи, найдите одинаковые по внешнему виду. Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, посмотрите, что с ними станет.

Вывод: Одинаковых снежинок не существует. Снег – это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.

Опыт «Защитные свойства снега».

Цель: подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

Ход опыта: в  мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

Вывод: Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает растения, живые существа от холода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна

Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...

Конспект ННОД познавательное развитие "Снег" в средней группе

Экспериментирование со снегом для выяснения его свойств. Изготовление искусственного снега....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми средней группы «Удивительный снег»

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми средней группы «Удивительный снег»...

Проект познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе: "Цветочная фантазия"

Целью проекта является: приобщение детей к экологической культуре;способствование развитию любознательности, наблюдательности, получение практических навыков ухода за растениями;декоративное офор...

Проект :"Познавательно -практический по ПДД" средняя группа

Проект. "Познавательно-практический" средняя группа...

Проект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Здравствуй, Осень»

Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами...