Конспект непосредственно образовательной деятельности
план-конспект занятия

Мадлена Эрнольдовна Арзуманова

«Спички детям – не игрушка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.

(Интеграция образовательных областей «познание», «коммуникация»,

 «безопасность», «здоровье», «социализация»,

«физическая культура», «чтение художественной литературы»).

Тема: «Спички детям – не игрушка»

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; дать детям понятие о пользе и вреде огня, закрепить знания о том, что горит, что не горит, вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем.

Задачи.

Обучающие.

  1. Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
  2. Формировать у детей навык связано отвечать на вопросы воспитателя, мыслить логически (Познание).
  3. Закреплять физические качества.

Развивающие.

  1. Развивать у детей представление о пользе и вреде огня (Познание).
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание (Коммуникация).
  3. Активизировать мышцы лица, рук через передачу эмоционального состояния (Здоровье).

Воспитательные.

  1. Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности (Социализация).
  2. Приобщать к созданию простых конструкций домика (Коммуникация).
  3. Формировать умения безопасности во время игры (Безопасность).

Оформление образовательной среды:

спички, картинки (чего нельзя делать), например, включать утюг, , игрушка медведь.

Техническое оснащение: CD проигрыватель

Демонстрационный материал: карточки с номерами телефонов 01 и 112, коробок спичек, символы – напоминание, игрушка – мишка, иллюстрация с изображением полезного применения огня и по правилам пожарной безопасности, свеча, иллюстрация огня, иллюстрации с изображением инструментов для тушения пожара.

 C:\Users\User\Pictures\13.jpg

Предварительная работа:

  • Рассматривание картинок, плакатов о пожарной безопасности;
  • Слушание аудио сказки С.Маршака «Кошкин дом»;
  • Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Путаница»;
  • Игры с игрушечными пожарными машинами;
  • Беседа с детьми с целью познакомить с правилами пожарной безопасности.

Герой: Медведь (игрушка).

Ход образовательной ситуации.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Требования:

- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

- обращение к личному опыту;

- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Воспитатель: К нам сегодня пришел очень необычный гость. Хотите узнать, что это за гость? Послушайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,                                В деревянном домике

Рыжий зверь на всех сердит,                                Проживают гномики.

Он от злости ест дрова,                                        Уж такие добряки

Может час, а может два,                                 Раздают всем огоньки. (СПИЧКИ)

Ты рукой его не тронь,

Искусает он ладонь. (ОГОНЬ)

Воспитатель: Да, сегодня на занятиях мы поговорим об огне и спичках.

(Дети садятся на стульчики. Стук в дверь. Появляется мишка, у которого забинтована лапа и голова)

Воспитатель: Здравствуй Мишка! Что случилось с тобой? Почему ты забинтован?

Мишка: Я решил поиграть со спичками, хотел развести костер.

Воспитатель: Что ты Мишка? Ребята, разве можно играть со спичками? Это очень опасно! (НЕТ)

Мишка: Да, вот я и обжегся. А доктор Айболит пришел мне на помощь, потушил огонь и забинтовал меня. Зачем только нужен этот огонь?

Воспитатель: Присаживайся с нами Мишка, мы расскажем об огне, и тогда ты поймешь, что огонь нужен людям.

Беседа о полезном применении огня

Воспитатель: В дальние времена, люди согревались у огня от холода, готовили себе пищу, но давал им свет. Шло время, и люди «приручили» огонь и «поселили» в свои дома. Ребята, а у вас есть дома огонь? А где он живет? Как он нам помогает?

(ДА. На кухне, на газовой плите. Готовим еду, кипятим воду)

Воспитатель: А еще есть заводы, где также в печах живет огонь. В пекарне в печах пекут хлеб. Есть такие печи, в которых «варят» металл. Потом из него делают машины, самолеты. Огонь помогает работать таким заводам. Вот видишь Мишка, как огонь помогает людям. (Воспитатель свой рассказ сопровождает показом иллюстраций). Послушайте, ребята, стихотворение о добром огне:

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Нам огонь хороший нужен

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Варит суп  и хлеб печёт.        Е.Ильин

Мишка: Да, такой огонь мне нравится.

Воспитатель: Люди поселили огнь в такой домик. Что это?

Дети: Спички

Воспитатель: Сейчас я зажгу одну спичку. Это могут делать только взрослые. Посмотрите на огонь. Сейчас я зажгу свечку (дети наблюдают за огнем).

Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования: актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

Игра – превращение

Воспитатель: Вы видите, как танцует пламя в свечи. Давайте, мы с вами превратимся в свечку. Наше тело – это свеча, поэтому мы стоим не двигаемся. А руки – это зажженный огонь. Покажите, как пламя танцует (свеча гаснет, дети садятся на стульчики).

Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение  их к выявлению места и причины затруднения.

Требования: создание ситуации затруднения; фиксация в речи причины затруднения.

Воспитатель: Сегодня мы с вами зажигали свечу. А детям можно это делать? (НЕТ) Что может случиться? (Можно обжечься) Из вас кто-нибудь обжигался? (НЕТ)

Воспитатель: Когда горит свеча, плавится воск, он горячий, им можно обжечься. А если свеча упадёт, тогда что случиться? (Пожар). Представим, что случился пожар, как с ним справиться и кто нам поможет? Кого мы можем спросить? (Нам помогут взрослые)

        Ребята, а вы как бы поступили, если бы заметили пожар? (Подвести детей к ответу, что они должны звать на помощь взрослых и запомнить номер пожарной службы 01 или 112).

Если вьётся пламя,

Дым валит столбом,

«01» мы наберём,

И пожарных позовем!

Открытие нового знания

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования: организация подводящего диалога с целью открытия нового знания; создание ситуации успеха.

Воспитатель: Когда пожарная машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно. Слышно сирену. Как звучит сирена?

Дети: У-у-у-у-у-у-у!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что лежит в кузове пожарной машины? (Показывает изображения инструментов для тушения пожара).

Дети: инструментов для тушения пожара: шланг, огнетушитель, топор, лопата, лестница.

Воспитатель: Кто приехал на пожарной машине?

Дети: Пожарные.

Воспитатель: Почему их так называют «пожарные»?

Дети: Эти люди тушат пожары.

Воспитатель: А какие люди работают пожарными? Какие важные качества нужны пожарным, чтобы они могли спасать людей, попавших в трудную жизненную ситуацию? Ребята, соберем в мою ладонь слова, обозначающие качества: Отважные … ещё какие? (мужественность, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, ум, профессионализм и т.д.)

Воспитатель: Скажите, ребята, зачем пожарному каска?

Дети: она защитит его от огня.

Воспитатель: Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Как шипит вода, выливаясь из рукава шланга?

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш

Воспитатель: Раз-раз –раз и огонь погас …

Все мы силы приложили,

И пожар мы потушили.

Было трудно, тяжело,

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло.

Воспитатель: МОЛОДЦЫ!

Закрепление в знаниях.

Цель: закрепление новых знаний.            

Вот видишь Мишка, что может случиться. Чтобы не было пожара, нельзя маленьким детям брать в руки спички – это первое правило!

Ребенок: (читает стихотворение, сопровождая показом соответствующей картинки)

                Не имей такой привычки

                В домик нос совать, где спички.

                Потому, что эти спички,

                Не игрушки для ребят

Воспитатель: А ещё пожар может случиться от утюга, если его оставить не выключенным.

Ребенок:         другое правило:

                И утюг нельзя включать,

                Это строго надо знать.

                Закрывая в доме дверь,

                Все ли выключил, проверь.

Ребенок:  чтобы пальчик или гвоздь

Ты в розетку не совал

Электричество опасно

Это каждый должен знать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Эти правила надо знать и соблюдать. А ты, Мишка, запомни их и больше никогда не играй со спичками.  

Мишка: Запомнил. Я больше никогда не буду играть со спичками. А вы поиграете со мной? (ДА)

Мишка предлагает поиграть в игру «Топаем, хлопаем»

Условия: Если дети поступают правильно – хлопать, если не правильно – топать. Дети стоят в кругу.

ЗНАЮ Я ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ,

ЧТО С ОГНЕМ ИГРАТЬ НЕЛЬЗЯ. (хлопают)

СПИЧКИ ВЕСЕЛО ГОРЯТ,

БУДУ С НИМИ Я ИГРАТЬ. (топают)

ТЕМА УБЕЖАЛ ЗА ДОМ,

ТАМ ИГРАЕТ ОН С ОГНЕМ. (топают)

ОН ОПАСЕН, МАЙЯ ЗНАЕТ,

УТЮГ БОЛЬШЕ НЕ ВКЛЮЧАЕТ. (хлопают)

ДИМА С КАТЕЮ ИГРАЮТ,

НА ПЕЧИ ГАЗ ЗАЖИГАЮТ. (топают)

ВСЕ ТЕПЕРЬ РЕБЯТА ЗНАЮТ,

ЧТО С ОГНЕМ ИГРАТЬ НЕЛЬЗЯ! (да)

Итог

6. Итог.

Цель: организация рефлексии и самооценки деятельности.

Требования: организация анализа детской цели; определение выполнения взрослой цели.

  • Ребята, кто сегодня к нам приходил в гости?
  • Что мы сегодня с вами изучали?
  • Что было интересного?
  • Что было трудного?
  • Вы запомнили новые правила?
  • Напомните мне их.  
  • Где же вам пригодятся эти правила? 
  • С кем вы можете поделиться этими знаниями?

Спички не тронь, в спичках огонь! Молодцы, ребята, вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, что не растерялись. Теперь я знаю, что вы никогда сами не будете брать спички и родителям расскажите, как со спичками нужно обращаться! На этом наше занятие закончено, будьте внимательными, думайте о безопасности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...