Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "Вы заметили странного ребенка ?"
консультация (старшая группа)

Золотова Наталья Александровна

 

Вы заметили странного ребенка. Он резко отличается от других детей своей речью и своим поведением. Как правило эти дети моторно неловки. При ответах они с трудом подбирают нужные слова, долго думают прежде чем ответить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы заметили странного ребенка ?

Вы заметили странного ребенка. Он резко отличается от других детей своей речью и своим поведением. Как правило эти дети моторно неловки. При ответах они с трудом подбирают нужные слова, долго думают прежде чем ответить. Некоторые из них хорошо маскируют свой дефект под маской стеснения. Обращает на себя особенность детей повторять за педагогом вопрос, точнее отдельные его слова или даже обрывки (окончания) слов. При попытке педагога дать образец ответа, он слышит эхолаличное повторение слов учителя. Такие дети часто не могут проговорить слова сложной слоговой структуры, переставляют  или пропускают в них слоги: учительница – «чучительница», барабан – «бабаран»… Часто при объяснении нового материала, при объяснении задания, которое нужно выполнить, эти дети преданно смотрят в глаза учителю. Создается впечатление, что они очень внимательны и «ловят» каждое слово. Тем непонятнее становится реакция детей, когда их в этот момент спрашивают, просят повторить задание, данное учителем. Часто дети не в состоянии этого сделать и начинают беспомощно озираться по сторонам в поисках помощи у других детей.

При заучивании стихов обращает на себя внимание постоянная перестановка слов. Для таких детей звучит одинаково верно:

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…»

И

«Мишку уронили на пол.

Ему оторвали лапу.»

Смысл сохранился, а рифмы нет. Но ребенок этого не замечает и искренне недоумевает – чего вам еще надо?! «Я ведь все выучил и рассказал».

Если вы видите такого ребенка – знайте, у него последствия тяжелого речевого заболевания – алалии.

В группе такие дети требуют особого внимания. Нужно просить их повторить задание, при необходимости еще раз медленно проговорить, объясняя, что нужно делать.

При изучении нового материала с незнакомой терминологией нужно заставить ребенка произнести незнакомое слово не менее 50 раз в различных ситуациях, тогда он его запомнит.

Бесполезно спрашивать ребенка повторить сложный речевой материал без специальной подготовки.

Стихи такие дети учат, как правило, очень долго. Если при заучивании встречаются перестановки слов, нужно мягко указать на недопустимость этого и попросить еще поучить стихотворение.

При написании изложений и сочинений детям с моторной алалией нужна постоянная помощь и поддержка со стороны педагога. Она может заключаться в том, что во время творческой работы учитель даст ребенку дополнительный речевой материал (развернутый план или список основных слов, которые необходимо использовать в тексте или список слов по данной теме. Не думайте, что это сильно облегчит работу ребенка. Даже с такой помощью он будет испытывать значительные трудности в подборе слов и употреблении их в нужной грамматической форме.

При устных ответах необходимо добиваться полного развернутого ответа. Особое внимание уделяя при этом использованию в речи предлогов, наречий, а так же прилагательных и существительных с четким проговариванием.

Советы педагогам.

Если вы заметили в своем классе ребенка с вышеперечисленными симптомами, срочно вызывайте на консультацию родителей, направляйте их к врачу-психоневрологу и логопеду. Эти специалисты совместно с родителями ребенка станут первыми вашими помощниками.

При изучении программного материала обратите внимание на вышеперечисленные особенности таких детей. Наметьте план коррекционной помощи ребенку и постепенно, ваши труды увенчаются успехом. А главное, вы должны понимать, что ребенок не выполняет ваши требования не в силу своего нежелания, лени, а из-за особенностей развития.

Желаю удачи!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

Информация для родителей: "Взаимодействие учителя-логопеда и семьи при подготовке ребенка к школе"

Данная информация для родителей представлена в виде мультимедийной презентации к родительскому собранию в подготовительной к школе группе. В ней освещаются следующие вопросы:- что такое речь,- кто явл...

Итоговое занятие по взаимодействию учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе: «Путешествие по стране знаний».

Открытое итоговое занятие в форме речевого праздника, отражающего взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми подготовительной группы для логопедов города....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы " Животные жарких стран"

Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи по основным разделам коррекционной работы...

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...