Технология проектов в образовательной работе детского сада
проект (старшая, подготовительная группа)
Проектная деятельность-это создание воспитателем условий,позволяющий детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология проектной деятельности | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектов в образовательной работе детского сада
Автор: Гиль Л. В.
Актуальность использования технологии:
В современной жизни ребенку поступает много разнообразной информации. Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование технологии проектной деятельности открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня -это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
«Проект – это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.
Проектная деятельность -это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса»
В проектной деятельности ребёнок является активным субъектом образовательного процесса:
- Он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;
- Он может самостоятельно выбирать деятельность и устанавливать последовательность и общую продолжительность её выполнения;
- Он может выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;
- Он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.
Основной целью проектной технологии является развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Более конкретные задачи зависят от темы проектов.
Участники моих проектов – это дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Проекты информационно-творческие.
Оригинальность моих проектов:
- Помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. В наших проектах ребенок сам для себя выбирает животных, о которых он узнает, как можно больше, рисует их, пишет им письма, делает поделки, придумывает загадки и стихотворения. Затем делится своими знаниями с другими детьми. Если то, что становится значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
- Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта: сделаны альбомы рисунков детей по основным группам животных, организовывались выставки детских работ о животных, показывались спектакли и многое другое.
- Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
В моих проектах:
- Активно используется моделирование;
- Использование кругов Эйлера и классификационного древа;
- Совместное придумывание дидактических игр;
- Использование авторских кроссвордов, ребусов и другого занимательного
материала.
Создание в группе уголка текущего проекта: Важное значение имеет организация уголка проекта в группе. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно, в любое время рассмотреть схемы и модели, придуманные на занятиях, провести опыты и эксперименты в лаборатории, поиграть в игры экологического содержания, решить ребус или сделать поделку из природного материала. Очень важно, чтобы в группе, на уровне глаз ребенка всегда висели основные схемы: «Природа», «Живая природа», «Неживая природа», «Животные». Далее эта цепочка продолжается в зависимости от изучаемой темы. Так от общего понятия «Природа» можно прийти к конкретному названию животного. Эти знания дети используют в играх. В нашей группе очень популярна игра «Угадай-ка» с опорой на схему. Один ребенок загадывает любой объект природы, другие дети грамотно задают вопросы от общих к частным. Загадавший слово ребенок обязан отвечать только «да» или «нет».:
- Это живая природа? Ребенок отвечает «Да». – Это животное? – «Да». – Это зверь? – «Нет». - Это птица? – «Нет». – Это рыба? – «Да». – Это морская рыба? – «Нет». Это речная рыба? - «Да». – Это хищная рыба? – «Да». - Это щука? – «Да». При освоении игры дети опираются на висевшие схемы. К концу года дети играют на улице, дома, в любое свободное время и без всякой опоры.
При освоении игры дети опираются на висевшие схемы. К концу года дети играют на улице, дома, в любое свободное время и без всякой опоры.
Работа с родителями.
В реализации проектов родители были равноправными партнерами. С родителями заранее проводились собрания, беседы, где подробно рассказывалось о каждом предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта. Поиск сведений о выбранном их ребенком животном, написании вместе со своим ребенком им писем и тайно от ребенка «ответов» от них, изготовление соответствующих костюмов или атрибутов, помощь ребенку в подготовке презентации выбранных животных и другая помощь.
Задачи:
- Разработать систему работы по ознакомлению детей с насекомыми;
- Привлечь родителей к активной работе по данной теме.
- Помочь и родителям, и детям творчески подойти к выполнению заданий;
- Воспитывать добрые чувства к насекомым, на основе которых формировать осознанно-правильное отношение к природе, и насекомым в частности.
Алгоритм реализации проектной деятельности:
- Выявление проблемы вместе с детьми, ее озвучивание: насекомым либо вообще не уделяется внимания, либо ничтожно мало, хаотично, и чаще всего в негативном свете – кусаются, наносят вред.
- Замысел: Совместными усилиями педагогов, детей и родителей решить эту проблему;
- Реализация проектной деятельности в 3 этапа:
- подготовительный
- исследовательский
- заключительный;
- Осязаемый результат;
- Рефлексия: Как удалось сделать.
Работа родителей:
- Поиск в различных энциклопедиях, интернете сведений о выбранном своим ребенком насекомом;
- Сшить костюмы этих насекомых: бабочки, божьей коровки, пчелы, мухи, комара, кузнечика и других;
- Сделать со своими детьми творческие работы о насекомых, например, семья Варшавских вместе со своим сыном Ильёй сделали прекрасную поделку с изображением божьей коровки, с использованием гипса, гуаши.
- Помочь в организации выставки совместных с детьми поделок и рисунков;
- Подготовка призов для детей.
Подготовительный этап:
- Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением различных насекомых, их обсуждение с родителями;
- изготовление настольно-печатных и дидактических игр, приобретение родителями магазинных игр о насекомых;
- продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с насекомыми;
- составить примерный план всех мероприятий проекта «Мир насекомых» (этот план будет корректироваться в процессе работы и зависеть от предпочтений детей).
Исследовательский этап:
Этот этап включает основную работу всех участников проекта. Он может протекать неделю, может больше или меньше, это будет зависеть от интереса детей и разных запланированных дел по теме.
Самые запомнившиеся детям «дела» проекта:
- Изготовление вместе с детьми настольно-печатный игры «Муравьи спешат домой» в «дороге». встречаются различные препятствия (ручьи, пауки, кроты и т.д.), и приятные неожиданности.
- Лабиринты, которые рисовали сами дети, а лучшие из них (по честному выбору самих детей), ламинировались и становились оформлением уголка «Мир насекомых»
- Придумывание детьми загадок о насекомых (с опорой на их характерные признаки).
- Театр насекомых.
- Отрепетировать с детьми «Загадки – представления» и рассказ «Спор насекомых» (авторские).
- Конкурс художников.
- Объявить заранее об этом конкурсе. Дети должны продумать, каких насекомых и как они их будут рисовать. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций картин. Это могут быть картины-фантазии, например, «Сказочные насекомые», и сюжетные картины, к примеру «Кузнечики на лугу» и т.д. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель, уголь, фломастеры.
- Выставка «художников – энтомологов».
- Праздничное занятие «Мир насекомых».
- На праздник приглашаются родители, можно пригласить детей другой группы. Музыкальный зал украшаются шарами и рисунками с изображением насекомых, нарисованными детьми.
Результат проектной деятельности:
- Сформированы четкие представления о животных;
- Дети научились моделировать, различать модели и схемы, пользоваться ими;
- Научились классифицировать животных по определенным признакам, понимать отношения, существующие между более общими (родовыми) и более частными (видовыми) понятиями;
- Активная работа детей расширила их словарный запас, позволила лучше развивать связную речь;
- Дети научились творчески подходить к решению проблем;
- Сформирован познавательный интерес к жизни животных;
- Сформировано понятие необходимости осознанно-правильного отношения к природе.
Рефлексия.
Работать было интересно и детям, и воспитателям, и родителям. Сколько было поисков в различных энциклопедиях, интернете сведений о выбранном своим ребенком звере, затем птице, рыбе и насекомом! Вместе с детьми они готовили презентации. А сколько было изготовлено игр! Причем дети принимали в этом процессе самое активное участие. Думаю, в этом кроется популярность таких игр у детей. Незабываемые впечатления оставили конкурсы художников.
Ребята получили огромное удовольствие от процесса познания животных и еще раз убедились, что узнавать новое – это очень интересно. Ощущение праздника надолго сохранилось и у детей, и у воспитателей, и у их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
Проект по теме: «Формирование УДД по предмету «Музыка» в системе инновационных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»
Конспект логопедического занятия "Буква Ж". Основной целью данного занятия яляется формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формирование орфографической зоркости....
Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIOв образовательном процессе детского сада
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...
Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...
Справка о взаимопроверки «Применение технологии проектов в образовательной деятельности дошкольников».
В ходе проверки выяснила, что подбор и планирование продуктивной деятельности осуществляется в соответствии с ФГОС, с «Программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. Беседуя с де...
Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.
Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ» В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДОУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности у детей и развивать их в том направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников ...