Проект мини - музея «Ай-да ложка, ложечка»
рабочая программа
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Почему я создала мини-музей.
В нашем городе существует один музей. Однако и его посетили не все наши дети. Узнала я об этом побеседовав с родителями и с самими ребятами. Узнала и то, что большая часть воспитанников нашей группы ни разу не были вообще в музее. Причины самые разные: нет свободного времени у родителей, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения и наконец, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
И я решила создать собственный мини-музей,и было принято решение создать исторический музей «Ай да, ложка, ложечка», где бы ребята – дошколята узнали всё о ложке: её историю, виды ложек, сказки, стихи и поговорки.
Проект «Ай да, ложка, ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_proekt_lozhki.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РУКАВИЧКА»
Проект
мини - музея
«Ай-да ложка, ложечка»
Составили: Соловьева М.В.
Тарасова А.Н.
Пояснительная записка
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Почему я создала мини-музей.
В нашем городе существует один музей. Однако и его посетили не все наши дети. Узнала я об этом побеседовав с родителями и с самими ребятами. Узнала и то, что большая часть воспитанников нашей группы ни разу не были вообще в музее. Причины самые разные: нет свободного времени у родителей, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения и наконец, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
И я решила создать собственный мини-музей,и было принято решение создать исторический музей «Ай да, ложка, ложечка», где бы ребята – дошколята узнали всё о ложке: её историю, виды ложек, сказки, стихи и поговорки.
Проект «Ай да, ложка, ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.
Актуальность проекта:
Развитие представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников, привело к необходимости подбора и систематизации наглядных материалов по разделам программы.
Их количество и необходимость стационарного размещения привело к созданию мини-музея, кроме того, это интерактивный музей, позволяет ребенку брать, играть с ложками, взаимодействовать с ними.
Цель. Знакомство с историей прибора «ложки». Формировать представление о многообразии формы и декора ложки. Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.
Задачи: обогащать представление о видовом многообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику); развивать сенсорные навыки; поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
развивать эмоциональную среду; развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами; развивать творчество и фантазию при декорировании ложек.
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети (3-4 лет), воспитатели, родители.
Длительность реализации проекта: долгосрочный (сентябрь — май 2019 г)
Методы и формы образовательной деятельности детей:
экскурсии, выставки, исследовательская деятельность, рассматривания, беседы, чтение, создание коллекции.
Расположение. Оборудование и экспонаты.
В групповой. Здесь же находятся полки для дидактического материала, используемого в работе с детьми: дидактические игры, литературный материал по теме музея, иллюстративный материал, рисунки детей и т.д.
- картотека-описание различных ложек;
- загадки;
- поговорки;
- дидактические игры;
- творческие работы детей.
Результаты проекта
- Создание мини-музея «Ай да ложки» в дошкольном
учреждении;
- Альбом «История ложки»; Фото для рассмотрения разнообразных «ложек»
- Альбом « Любимая ложка» (рисунки детей);
- Мини-проект фото родителей "Ложки разных стран";
- Создание коллекции презентаций:
- Посещение музея детьми других групп;
- Презентация проекта для педагогов и родителей;
Ожидаемые результаты:
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование, детское коллекционирование, создание мини-музеев.
Этапы реализации проекта:
I. Предварительный этап.
- Определение уровня знаний детей о ложках;
- Родительское собрание (определение темы и названия мини - музея, выбор инициативной группы);
- Выбор места для размещения музея, разработка его модели;
- Изучение истории возникновения народной ложки;
- Изучение видов ложек;
- Подбор художественной литературы для чтения.
- Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
- Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.
- Подборка загадок, поговорок, сказок, игр;
10. Подготовка необходимого материала для создания музея (дерево, пластик, картотеки, затем экспонатов);
- Разработка проекта «Мини-музей »
II. Основной этап.
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно- развивающей среды |
Сентябрь | Знакомство с разнообразием ложек Д/и «Принимайся за обед» Цель: Закрепление названий и назначений посуды для столовой. Формирование основ внимательного отношения друг к другу. | Поиск и отбор материала | Фото для рассмотрения разнообразных «ложек» |
Октябрь | Беседы Обогатить и уточнить представление об истории возникновения ложки. Сообщить исторические сведения о возникновении народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству; Д/и «Угостим гостей чаем» Цель: Закрепление знаний детей о чайной посуде. Активизация словаря: чашка, чайная ложечка, блюдце, чайник и т.д. Воспитание культуры поведения за столом. | Оформление мини музея. Сбор информации «Виды ложек» | Мини музей ложек. |
Ноябрь | Лепка «Ай-да, ложечка!» Цель: Обучение детей лепить ложечку, используя приёмы: раскатывание, сплющивание, примазывание, вытягивание. Д/и «Четвертый лишний» Цель: Развитие логического мышления, обучение рассуждению и умению делать выводы. | Сбор информации «История ложки» | Информативный материал на темы: «История ложки» |
Декабрь | ЧХЛ про ложку Познавательное развитие. «Из чего ложечка?» Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, железо, пластмасса). | Оформление папки «Сказки и стихотворения про ложку» | Сказки «Три медведя», «Жихарка»; Мой Мишка, Большая ложка |
Январь | Чтение и заучивание загадок, пословиц и поговорок о ложке Рисование «Нарядная ложечка» Цель: Обучение детей украшать ложечку, используя приём - примакивание, рисование кругов и раскрашивание ручки одним цветом. | Оформление папки «Загадки, пословицы и поговорки о ложке» | Загадки, пословицы и поговорки о ложке Оформление выставки детских работ; Совместное придумывание сюжета рисунка. Помощь в работе. |
Февраль | Д/и «Кукла Катя обедает» Цель: Закрепление знаний о столовой посуде, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле. Активизация словаря: столовая ложка, десертная ложка. Игры-забавы: «Пронеси – не урони!» Исследовательская деятельность «Тонет не тонет» | Оформление папки «Инструмент для изготовления ложки» | Информативный материал на тему: «Инструмент для изготовления ложки» |
Март | Д/и «Для чего и почему?» Цель: Знать и уметь применять разные предметы посуды, их названия. Формирование познавательного интереса к окружающим вещам. Д/и «Угадай предмет по детали» Цель: Закрепление особенностей внешнего вида посуды, её составные части, уметь по части назвать предмет посуды. | Выставка поделок из ложек | Поделки из ложек |
Апрель | Аппликация «Красивая ложечка» Цель: Обучение детей украшать силуэт ложки готовыми формами. Сюжетно-ролевая игра Тема: «Магазин посуды» Цель: Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, её назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах. | Изготовление ложковых кукол родителями в сотворчестве с детьми. | Театр из ложек |
Май | итоговое занятие «Ай да ложка, ложечка» с участием родителей | презентация проекта. |
III. Заключительный этап.
- Выставка всех экспонатов, собранных за время работы мини – музея;
- Презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ;
- Заседание инициативной группы с целью подведения итогов работы мини – музея «Ай да ложка, ложечка».
Оценка результатов.
Дети узнают для чего нужна посуда (ложка); увидят её отличительные признаки; смогут дать элементарную оценку по внешним признакам; проявляют желание украшать силуэт посуды (ложки) посредством изобразительной деятельности. Дети обогатят представление об истории возникновения ложек, о их функциях и разнообразии.
Дети познакомятся: с устным народным творчеством (сказками, загадками), с разными видами народного искусства (хохломская роспись, гжель). Заучивание стихов. Загадывание загадок. Чтение сказки «Жихарка», «Три медведя».
У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно развивать свои творческие способности. Дети узнают о деревянной ложке как о музыкальном инструменте.
Взаимодействие с родителями
Изготовление родителями совместно с детьми книжек-малышек.
Проведение выставки детских работ по теме «Ложечка точёная – ручка золочёная».
Презентация проекта на родительском собрании.
Перспективы развития мини-музея.
- Проведение исследовательской работы «Такие разные ложки»;
- Создание коллекции «Ложки разных народов»;
- Изготовление авторских дидактических, сюжетно - ролевых игр «Театр ложек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет «Ложки –ложечки».
Тема недели: «Мир предметов».Интегрированная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет «Ложки –ложечки»....
Проект на тему: "Ах да, ложка, ложечка" подготовительная группа Гуляева Екатерина
Познакомиться с историей появления ложки....
Презентация проекта "Ах, ложка-ложечка!"
Проект «Ах, ложка, ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлен...
Презентация проекта "Ложка-ложечка"
Актуальность проектаКаждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь...
НОД"Ложки-ложечки"из серии мир предметов
занятие, по озакомлению детей с миром предметов....
Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)
Цель: Познакомить детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: 1. формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 2. обогащать словарь детей (хохломская роспись, завитки, т...
Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическому развитию» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)
Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»...