Проект на тему: "Ах да, ложка, ложечка" подготовительная группа Гуляева Екатерина
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников и обучающихся муниципальных образовательных учреждений
возрастная категория: конкурс проектов среди дошкольников
«Я – юный исследователь»
Ах да, ложка, ложечка!
Выполнила: Гуляева Екатерина 6 лет,
подготовительная группа № 2,
Егорова Валентина Константиновна,
воспитатель МАДОУ «Катюша»
г. Лабытнанги 2016 год
Аннотация
Работа по проекту направлена на ознакомление с историей ложки. Чем является
ложка и для чего она служит.
Цель проекта – познакомиться с историей появления современной ложки.
Задачи:
1.Узнать историю появления ложки.
2. Узнать значение слова «ложка».
3. Узнать из каких материалов изготавливают ложку?
4. Узнать какие бывают ложки?
5. Узнать является ли ложка героиней народного творчества?
6.Выявить интересные факты из жизни ложки.
7. Познакомить детей в группе с разными ложками.
Методы работы:
- Сбор информации о ложках.
- Анализ и систематизация полученных знаний;
- Наблюдение, эксперимент.
Выводы:
1. В ходе изучения литературы выяснила, что ложка появилась очень давно.
2. Узнала, какие виды ложек существуют, как ложки менялись вместе со временем, сколько различных назначений существует у ложки.
3.Узнала, что расписная деревянная ложка является знаменитым традиционным русским сувениром. А игра на деревянных ложках – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций. Это одна из визитных карточек России.
4.Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы детьми, для расширения кругозора, для повышения интереса к культуре и истории своей страны.
1.Введение
Актуальность:на протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остаетсянезаменимым предметом в повседневной жизни человека.В наше время она воспринимается, как простой бытовой предмет, и не ценится как предмет, прошедший долгую историю возникновения и ставший одним из важных предметов русской культуры. Зачем же людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? Мне захотелосьответить на этот вопрос и расширить свои знания в этом вопросе:как появилась ложка, как она зарождалась и где сейчас её используют.
Проблема:
недостаточные знания детей об истории происхождения предмета быта - ложки. Ложка многими воспринимается как простой бытовой предмет, и не ценится как предмет, прошедший долгую историю возникновения и ставший одним из важных предметов русской культуры.
Объект исследования: история возникновения ложки.
Предмет исследования: ложка.
Цель проекта – познакомиться с историей появления современной ложки.
Задачи:
1.Узнать историю появления ложки.
2.Узнать значение слова «ложка».
3.Узнать из каких материалов изготавливают ложку?
4.Узнатькакие бывают ложки?
5.Узнатьявляется ли ложка героиней народного творчества?
6.Выявить интересные факты из жизни ложки.
7. Познакомить детей в группе с разными ложками.
Методы работы:
- Сбор информации о ложках.
- Анализ и систематизация полученных знаний;
- Наблюдение, эксперимент.
2.Описание работы
Перед началом написания своей творческой работы, я провела небольшое анкетирование в своей группе с целью выявления знаний ребят о ложках, что они знают о них и для чего они нужны. В моей группе 24 человек. Ребятам я задавала следующие вопросы:
- для чего нужны ложки;
- из чего была сделана первая ложка;
- какими ложками пользовались на Руси;
- какие ложки тонут в воде;
- какие ложки плавают на поверхности воды;
- какие ложки держаться на поверхности воды;
- какие ложки нагреваются и плавятся.
На вопрос №1 я получила такие ответы:
Варианты ответов | Ребята |
Для красоты | 15 |
Для еды | 20 |
Как музыкальные инструменты | 24 |
На вопрос №2я получила такие ответы:
Варианты ответов | Ребята |
Из камня | 15 |
Из дерева | 9 |
На вопрос №3я получила такие ответы:
Варианты ответов | Ребята |
Железными | 5 |
Из глины | 9 |
Не знают | 10 |
На вопрос №4я получила такие ответы:
Варианты ответов | Ребята |
Железные | 19 |
Пластмассовые | 3 |
Деревянные | 2 |
Не знают | 5 |
На вопрос №5я получила такие ответы:
Варианты ответов | Ребята |
Пластмассовые | 20 |
Деревянные | 20 |
Не знают | 4 |
На вопрос №6я получила такие ответы:
Варианты ответов | Ребята |
Железная | нет |
Пластмассовая | 24 |
Деревянная | 23 |
Не знают | 1 |
На вопрос №7я получила такие ответы:
Варианты ответов | Ребята |
Железная | 19 |
Пластмассовая | 4 |
Деревянная | 24 |
Не знают | 1 |
Получив данные результаты, я решила провести исследовательскую работу по данной теме.
2.1. История появления ложки.
«Дорога ложка к обеду», — гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки.
Еще в далекой древности люди почувствовали, что им необходим такой предмет, как ложка.
Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью. Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда же появился этот прибор?
Первые ложки из обожженной глины появились примерно в III тысячелетии до н. э. В античные времена ложки изготавливались из рога, рыбных костей, створок раковин, дерева, бронзы, драгоценных металлов.
На Руси ложка как средство поглощения пищи появилась по приказу князя Владимира в 998 году н.э., который сразу после крещения всего честного народа в рамках программы повышения культуры до уровня западных стран велел правило кушать не руками, а специальными для того приспособлениями. Ложки тогда были с короткой ручкой и поэтому держали их в кулаке.
Современное человечество пользуется ложками с XIV века. С тех пор менялась мода, но цель оставалась прежней – есть аккуратно и красиво.
А вот к концу XIX века держало, стало более широким и плоским, чтобы можно было его удерживать тремя пальцами.
По всем правилам этикета ложка должна находиться справа от тарелки. Нож лежит также справа – рядом с ложкой.
Ложка – это ручка с небольшим черпаком, предназначенная для зачерпывания пищи(Толковый словарь Ожегова).
Слово «ложка» произошло от глагола «наложить», потому что ложкой можно наложить себе в тарелку какой – нибудь еды, а потом положить в рот (Толковый словарь Ожегова).
2.2. Из каких материалов изготовляют ложки
В дальнейшем ложки стали делать из металла, нанося красивые узоры.Сегодня основными материалами для изготовления столовых приборов, в том числе и ложек, являются нержавеющая и никелевая сталь, иногда с покрытием из золота и серебра, алюминий и пластмасса, или мельхиора, или латуни, но не забыто еще и деревянное производство этого прибора. А вот деревянные ложки в быту уже почти не встречаются, они больше используются как элемент декора.
2.3. Экспериментальная работа
Человек научился мастерить ложки из разного материала, а вот из какого материала ложка лучше всего и какие у них свойства? Для этого я провела ряд опытов.
Опыт с водой №1 «Лёгкая – тяжёлая».
Материал: ёмкость с водой, ложки металлическая, деревянная, пластмассовая. В чашку я налили воды, опустили железную, деревянную и пластмассовую ложки и увидела, что железная ложка утонула сразу, так она тяжёлая, а деревянная – плавает в воде - лёгкая; пластмассовая держится на поверхности – лёгкая.
Вывод: металл тяжелый – тонет, дерево и пластмасса лёгкие – плавают.
Опыт № 2 «Горячая вода»
Материал: ёмкость с горячей водой, ложки металлическую, пластмассовую, деревянную раскрашенную.
В ёмкость с горячей водой опустили ложки металлическую, пластмассовую и деревянную. Когда я захотела вытащить ложки, то металлическая нагрелась. Быстрее нагреется металлическая ложка, так как у металла теплопроводность больше, чем у дерева. Но деревянная ложка началатрескаться, и лак потерял блеск. Пластмассовая ложкаот горячей воды – плавится.
Вывод: у металлической ложки хорошая теплопроводность нагревается, деревянная ложка покрытая лаком от горячей воды трескается, а пластмассовая – плавится.
Опыт № 3 «Силовое движение».
Материал: ложки металлическая, деревянная, пластмассовая.
Я взяла три ложки и увидела, что металлическая ложка не гнется, пластмассовая гнётся и можно сломать - хрупкая, деревянная не гнётся, но при применении усилия – ломается.
Вывод: металлическая ложка – прочная, пластмассовая – гнётся и ломается, деревянная – не гнётся, но ломается при усилии.
2.4.Какие бывают ложки?
Есть несколько разновидностей ложек: чайная, суповая, десертная, иногда встречаются специальные ложки-щипцы. Для салатов используется большая салатная ложка или ее аналог с прорезями, чтобы излишки масла или лимонного сока могли через нее стекать обратно в тарелку. Для употребления супов, например, борща, применяют глубокую сметанную ложку, похожую на небольшой половник. А для овощей и соусов используют крупную ложку, которая глубже обычной для того, чтобы не капнуть мимо и не испачкать стол.
Столовая ложка -предназначена для употребления супов и каш в глубоких тарелках, а также для подачи блюд.
Чайная ложка – предназначена для размешивают сахар в чае, употребляют горячие напитки, а также едят десерты.
Десертная ложка - используют для употребления сладких блюд, которые поданы в глубоких десертных тарелках, а также для супов в бульонных чашках.
Кофейная ложка - этот столовый прибор используют для кофе, поданного в маленьких чашечках.
2.5.Является ли ложка героиней народного творчества?
С древних времен наши предки использовали деревянные ложки как музыкальный инструмент.
Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Деревянная ложка превосходный музыкальный инструмент. Игра на ложках была высоко оценена музыкантами всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
Люди стали расписывать ложки красивыми узорами, эти ложки расписаны под Хохлому.
2.6.Интересные факты,связанные с ложкой.
- Памятники ложке:
в Ульяновске, Россия; в Нижнем Новгороде, Россия; в Миннеаполисе, США.
- В наше время очень популярны сувенирные ложечки, на которых есть оттиск герба города, области или страны. Такая продукция популярна среди туристов.
- Во время Великой Отечественной Войны ложка была верным другом солдату во время войны!
- По традиции серебряную или золотую ложечку дарили и дарят новорожденному – «на зубок».
- Не менее интересны ложечные приметы!
Если уронить ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
- О ложках сложены пословицы и поговорки:
- Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая (русская).
- Дорога ложка к обеду (русская).
- Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская).
- Ложка дёгтя в бочке мёда (русская).
- Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать (русская).
3.Заключение.
В своей исследовательской работея поставилаперед собой цель:познакомиться с историей появления современной ложки. Наметила ряд задач:
1.Узнать историю появления ложки.
2.Узнать значение слова «ложка».
3.Узнать из каких материалов изготавливают ложку?
4.Узнатькакие бывают ложки?
5.Узнатьявляется ли ложка героиней народного творчества?
6.Выявить интересные факты из жизни ложки.
7. Познакомить детей в группе с разными ложками.
Анализ изученной литературы и проделанная работа позволили сделать следующие выводы:
1. В ходе изучения литературы выяснила, что ложка появилась очень давно.
2. Узнала, какие виды ложек существуют, как ложки менялись вместе со временем, сколько различных назначений существует у ложки.
3.Узнала, что расписная деревянная ложка является знаменитым традиционным русским сувениром. А игра на деревянных ложках – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций. Это одна из визитных карточек России.
4.Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы детьми, для расширения кругозора, для повышения интереса к культуре и истории своей страны.
Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли… Она хороша на столе, ей посвящают стихи, загадки, пословицы, поговорки, великолепна в музыкальном звучании. И, вообще, нам нужно научиться замечать в обиходе прекрасное.
Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.
4.Используемая литература:
- http://slovarozhegova.ru/ (Словарь Ожегова).
- Научно – познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста
Д. Салариа, Р. Тейм. Пища: застолье, повара и рецепты – «Росмэн», 1994 г. – 54 с.
- В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина Толковый словарь современного русского языка. Москва Эксмо 2009г. – 928 с. (библиотека словарей).
- Словарь русского языка под.ред. А. П. Евгеньевна, издат. Москва «Русский язык», 1986 г. 736 с.
- Необыкновенная история обыкновенных вещей. Авт. рубрик Е. А. Неволина,
Е. А. Шапурова. – М: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 192 с.; ил.
6. Большая энциклопедия начальной школы. История и цивилизация: вопросы и ответы.
- М.; ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 152 с.; ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект (долгосрочный) Тема:«Скоро в школу!» Подготовительная группа "А"
Проект (долгосрочный) Тема:«Скоро в школу!» Подготовительная группа "А"...
Проект по теме: «Портфолио здоровья дошкольников II группы раннего возраста в рамках ФГТ».
Организация здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях....
ПРОЕКТ по теме: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (вторая младшая группа)
Презентация к проекту....
Проект на тему: «Совершенствование представлений дошкольников младшей группы о традиционном празднике».
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного ...
Краткосрочный проект по теме "Зимующие птицы" в старшей группе.
Краткосрочный (недельный) проект по теме "Зимующие птицы".Вид проекта информационно-творческий.Предлагаю в виде модели проекта....
Техологическая карта проекта по теме "Дикие животные" для младшей группы
Проект в рамках тематической недели "Дикие животные" на 2 недели....
Проект на тему "Учимся дружить" 2 мл. группа
Воспитывать дружеские отношения в коллективе....