" Это удивительное вещество природы - соль"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Чумак Татьяна Петровна

Изучить особенности соли, её свойства, качество и применение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_sol.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Это удивительное вещество природы - соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:
Воспитывающие задачи: 

воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи

развивать умение обобщать, устанавливать причинной – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: 

посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, заготовки из картона звезда, клей, кисти, подносы для рисования солью.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»
• Наблюдение «Как мама использует соль?».


Ход занятия:

 Здравствуйте, ребята.

Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась интересная  посылка. Вам интересно узнать, что там? (Открываем?.) Не открывается! «Чтобы открыть эту посылку, отгадайте загадку:                                                                           Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.                                                           И становится вся пища несъедобной вдруг                                                            Если в ранку попадает - испытаешь боль,

Вы, конечно, догадались, ну конечно это… (Соль) 

Какие-то мешочки в ней (Пищевая, морская, техническая соль). Интересно, а где применяют соль? Пищевую соль при меняют при приготовлении пищи. Мамы и бабушки используют соль при приготовлении засолок на зиму. Кто- нибудь из вас был на море? Какая там вода? Почему она соленая? Если это соль в море, как мы можем ее назвать? Как вы думаете, где можно применить морскую соль? Морскую соль применяют в медицине- ингаляции, полоскание горла, промывание носа, солевые компрессы применяют при ушибах.

Идя сегодня к вам на занятие, я обратила внимание, на то как дорожные рабочие рассыпали на дорогу какую-то смесь, как вы думаете, чем они посыпали дорогу? Но используют они техническую соль, смешенную с песком. Как вы думаете для чего?

А где же взять столько соли и откуда она берется?                                           - А о том, как добывают соль, мы узнаем из видеоролика.

(ВИДЕОРОЛИК) –

Физминутка:

 А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Раз, два, три- покружились и в ученых превратились

 Молодцы! А сейчас настало время для исследования свойств твердого вещества - соль. Где же мы можем это сделать? (ответы детей: в лаборатории). А кто работает в лаборатории? (Ответы детей научные работники, ученые.) Чем они занимаются? (Исследованиями, проводят опыты.)

Воспитатель. Нам необходимо попасть в лабораторию страны «Наука».

А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах не известные вещества.

3. Соблюдать тишину, быть аккуратным, внимательным, не перебивать другого и не мешать друг другу.

Воспитатель. Необходимо приготовиться к нашему путешествию. Наденем специальную одежду (одевают халаты). Мы превратились в ученых. Закройте глаза и произнесите магическое заклинание: «Вокруг себя обернись, в стране науки очутись!»

Всех приглашаю в нашу научную лабораторию.
Прежде чем начать наши исследования, вспомним 
правила проведения опытов.

Воспитатель: И так внимание! Чтобы всё у нас получилось, нужно быть внимательными, активными, старательными, отвечать полными предложениями, делать выводы.

Воспитатель: Пройдите на места.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами контейнер с солью. Какого цвета это вещество? (
белого). Попробуем определить, есть ли у соли запах? Ребята, кто напомнит правила как нюхать сыпучие вещества? (Необходимо осторожно не поднося близко к носу, направлять ладонью пары вещества.) Понюхайте соль. Есть ли у нее запах? (Без запаха.) Мы с вами знаем, что нельзя пробовать незнакомые вещества на вкус. А почему? Конечно, есть вещества опасные для здоровья! Это вещество нам известно. Теперь отсыпьте немного соли в тарелочку. Известное вещество мы попробуем на вкус. Но, сначала вспомним какой вкус имеет соль? (Соленый.) А теперь аккуратно возьмите на кончик палочки крупинку соли. Какой вкус? (Соленый.) Значит соль имеет соленый вкус.

Воспитатель: Теперь её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (Соль похожа на порошок.)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь соль рассмотрим в лупу. Для чего нужна лупа? (
Они в несколько раз увеличивают предмет.) Что вы видите? (Соль состоит из белых кристаллов.)

Возьмите трубочку. Тихонько и очень осторожно подуйте на соль через трубочку.
Какой мы можем сделать вывод: 
соль - сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2: «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, возьмите ложку, надавите на соль сухой ложкой, что мы услышали? (Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.)
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Воспитатель: Возьмите пипетки, наберите немного воды в нее и капните на соль. Что произошло? (Соль впитала воду.) А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (Соли много, воды мало.)

Вывод: значит соль поглощает воду.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два. Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два. Мы стояли, мы устали Дружно все мы отвечали А теперь пришла пора Отдохнуть нам детвора Встали дружно, потянулись Хлопнули в ладоши В лево, право повернулись И друг другу улыбнулись.

Опыт № 4: «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: Как вы думаете, соль растворяется в воде? (высказывания детей). Проверим. Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (соленый). Молодцы.

Вывод: соль растворяется в воде.
Опыт№ 5: «Как вернуть соль из воды»

Воспитатель: Как вы думаете, возможно вернуть соль из воды? (Высказывания детей.) Попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Что происходит? Что остаётся в ложке после выпаривания воды? Какой вывод?

Вывод: соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду.

Опыт № 6: «Плавающее яйцо (картошка)».
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная.)
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да.)
Поможет нам в этом обычное яйцо. Положим в нашу баночку еще 4 ложки соли и хорошо размешаем. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (
Яйцо не тонет.)
А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой без соли. Что вы видите? (
Яйцо утонуло.) Какой вывод мы сделаем?

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать, соль делает воду плотнее.

Закрепление.

Воспитатель: Итак, ребята подведем результаты исследований:

Соль белого … цвета.

Соль не имеет … запаха.

Соль на вкус … солёная.

Соль – состоит из…кристаллов.

Соль (если подуть на соль, то частички соли разлетаются, значит) … сыпучая.

Соль в воде … растворяется.

Соль делает воду … плотнее.

Воспитатель: Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Воспитатель: Вот ребята мы с вами и выяснили свойства соли. Теперь сможет рассказать своим друзьям, что такое соль, где её добывают и про её свойства.

Воспитатель: Молодцы! Вы были хорошими учеными.

магическое

группе очутись!»

Самоанализ.

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? (Лаборатория, творческая мастерская.)

Воспитатель: О чём вы узнали сегодня в лаборатории? (О свойствах соли.)

Воспитатель: Как мы узнали о свойствах соли? (Проводили эксперименты.)

Воспитатель: Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несолёная – совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру!

В знак того, что вы сегодня все молодцы, пожмите друг другу руки! А гостям скажем до свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной нод по формированию целостной картины мира "Самое удивительное вещество на Земле. Свойства вода" для среднего дошкольного возраста.

Конспект экспериментальной нод по формированию целостной картины мира "Самое удивительное вещество на Земле. Свойства воды." Для среднего дошкольного возраста....

Вода-одно из самых удивительных веществ на нашей планете.

1.Ознакомить детей со свойствами воды: -прозрачность; -отсутствие собственной формы; -вода-растворитель. 2.Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: -круговорот воды в природе. 3....

Самое удивительное вещество на земле

Работа в этом направлении предполагает   решение следующего ряда задач: 1. Расширение и уточнение представлений о воде, находящейся в жидком состоянии, ее признаках и свойствах, значении для...

"Самое удивительное вещество на Земле- вода" (логика образовательной деятельности)

Конспект-логика"Самое удивительное вещество на Земле- вода"...

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...