Статья «Актуальность вопроса информационной безопасности дошкольников»
статья (подготовительная группа)
Статья «Актуальность вопроса информационной безопасности дошкольников»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 115 «Конек- Горбунок»
г. Н.Новгорода Савинова А.М.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы образования. Образовательные учреждениё не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие. СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование. По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества. Одной из опасностей современной глобализированной информационной среды, оказывающей негативное влияние на личность ребенка, является формирование у детей деструктивной картины мира, подмена системы ценностей, искажение образцов межличностного общения и семейных отношений, вытеснение старшего поколения с позиций передачи подрастающему поколению базовых духовных и культурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_informatsionnaya_bezopasnost_detey.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Актуальность вопроса информационной безопасности дошкольников»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 115 «Конек- Горбунок»
г. Н.Новгорода Савинова А.М.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы образования. Образовательные учреждениё не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие. СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование. По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества. Одной из опасностей современной глобализированной информационной среды, оказывающей негативное влияние на личность ребенка, является формирование у детей деструктивной картины мира, подмена системы ценностей, искажение образцов межличностного общения и семейных отношений, вытеснение старшего поколения с позиций передачи подрастающему поколению базовых духовных и культурных ценностей.
Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры. Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Это прежде всего снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками. Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.
Информационная безопасность ребенка – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. (Статья 2 ФЗ). В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Информационная продукция делится на следующие группы:
∙ информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет;
∙ информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет;
∙ информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет;
∙ информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет;
∙ информационная продукция, запрещенная для детей. (Статья 6 ФЗ)
Способы контроля детей в сети интернет. Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения:
∙ родительский контроль (Пуск - Панель управления - учетные записи пользователей и семейная безопасность - установить родительский контроль);
∙ программы фильтрации Обзор программ и ссылки на сайты разработчиков посмотреть на сайте Лиги безопасного интернета www.ligainternet.ru;
∙ журнал просмотренных web-страниц.
∙ используйте настройки безопасного поиска (установка запрета на открывание сайтов определенной тематики) и защитите их паролем; ∙ используйте контентные фильтры (установка запрета на определенное содержание) и другие инструменты защиты;
∙ используйте безопасный режим (не видна запретная информация) в социальных сетях.
Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного, межинституционального (семья и образовательная организация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Актуальность здорового питания дошкольника".
Ваш ребенок уже давно сидит за общим столом, ест и пьет самостоятельно. А что он ест? То же, что и взрослые? А Вы уверены, что это правильно? Питание детей дошкольников должно учит...
Статья "Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Статья: Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...
Статья "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования".
Статья для Всероссийской – научной практической Конференции«Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования Тема выступления: развитие познават...
Статья "Актуальные вопросы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО"
В статье раскрывается актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования. Понятие качества образования рассматривается с позиции участников образовательных отношений, проводится сравнительн...
Статья «Актуальные вопросы физического развития детей дошкольного возраста»
Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил — способствует значительным изменениям в стиле жизни современного ...