Статья "Актуальные вопросы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО"
статья по теме
В статье раскрывается актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования. Понятие качества образования рассматривается с позиции участников образовательных отношений, проводится сравнительный анализ мониторинга и диагностики. Статья содержит материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
«Актуальные вопросы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
Старший воспитатель ГБДОУ
детский сад №10 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
Смирнова О.Р.
Вопросы качества образования в настоящее время являются очень актуальными. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования. Следовательно, государство гарантирует не только доступность, но и качество образования на данной ступени образования. В настоящее время введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно закону «Об образовании в РФ» образовательный стандарт дошкольного образования означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»
Методологические подходы к определению качества образования неоднозначны. Рассмотрим некоторые из них. В личностно-ориентированной модели образования качество определяется уровнем развития личности. В системном подходе качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую. Деятельностный подход определяет качество, как готовность выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений. Культуросообразная модель определяет качество как творчество личности. В теории менеджмента качество — это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Для обеспечения качества недостаточно констатации «брака», необходимо выявить и проанализировать причины его возникновения, а также спроектировать и организовать мероприятия по повышению уровня качества. Именно в этом и заключается управление качеством.
На сегодняшний день нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты. Давайте подумаем, на основании чего в ДОУ можно судить о качестве дошкольного образования? К основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести (И.Б.Едакова и другие исследователи):
1. знания, умения и навыки (ЗУН). Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним;
2. показатели личностного развития, такие как мотивация, произвольность, любознательность, смекалка и т.д.;
3. уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;
4. психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ. Оно предусматривает создание специальных условий;
5. профессиональная компетентность педагога: качество образовательной работы в детском саду зависит от его мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т.д.;
6. рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса.
И это далеко не полный перечень параметров, по которым можно судить о качестве дошкольного образования.
Большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через оценивание следующих качеств:
- качества условий,
- качества образовательного процесса,
- качества результатов образовательной деятельности
Для каждого участника образовательных отношений (дети, родители, педагоги, руководители) в ДОУ качество дошкольного образования имеет индивидуальную характеристику. Ответим на вопрос «Что такое «Хороший детский сад»? с позиции участников образовательных отношений в ДОУ. Качество дошкольного образования на основании исследований показало следующие результаты. Для детей: «хороший детский сад» - это детский сад где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме. Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического, поддержание желания детей учиться и успешность обучения. Для педагогов: сохранение психического, физического здоровья детей, положительная оценка руководителями ДОУ и родителями, успешное освоение Программы всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу, рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием. Для руководителей ДОУ: успешность, деятельности педагогов и воспитанников, полное усвоение Программы, сохранение здоровья детей, подготовка детей к школе, рациональное использование учебного времени и рабочего времени педагогов, высокая оценка деятельности педагогов родителями и детьми и повышение престижа ДОУ. В исследованиях Л.Л.Ивановой и др. авторов выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование развивающей среды; педагогическая культура коллектива; нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели; положительная мотивация детей и их родителей; методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др.
Остановимся подробнее на тех пунктах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые напрямую касаются проблемы оценки качества дошкольного образования.
П.1.5.ФГОС ДО: Стандарт направлен на достижение следующих целей:
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к
- условиям реализации образовательных программ дошкольного образования,
- их структуре и
- результатам их освоения
П.3.2.3. ФГОС ДО: При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
В том же пункте:
- Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- 2) оптимизации работы с группой детей
Там же:
- При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
- Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
П.4.1. ФГОС ДО: Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
П.4.5. ФГОС ДО: Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Требования к результатам освоения образовательной программы. Целевые ориентиры дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО:
-Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
-Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
-Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
-Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
-У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
-Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
-Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности
Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. являются ориентирами для: учредителей Организаций для построения образовательной политики с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; педагогов и администрации Организаций для решения задач формирования Программы, анализа своей профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников. Целевые ориентиры важны для авторов образовательных программ дошкольного образования, исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, широкой общественности и не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве оценки индивидуального развития детей предлагается осуществлять педагогическую диагностику (мониторинг). Что представляет из себя педагогический мониторинг? В чем отличие мониторинга от других методов сбора информации об исследуемых объектах? Мониторинг и диагностика – какова разница? Рассмотрим определение мониторинга и диагностики. Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров. Каковы этапы мониторинга и диагностики? М.В.Крулехт, А.Н.Майоров и др. выделяют следующие этапы мониторинга:
- определение и обоснование объектов;
- определение критериев и показателей,;
- выбор соответствующих методов;
- подготовка инструментария, технологических карт;
- сбор информации;
- систематизация и анализ полученных данных;
- соотнесение с предшествующими результатами мониторинга;
разработка рекомендаций, коррекция.
Выделяют такие этапы диагностики как ( исследования К.Ингенкамп ):
- сравнение;
- анализ;
- прогнозирование;
- интерпретация;
- информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических методов.
Рассмотрим функции мониторинга и диагностики. Функции мониторинга:
- Интегративная;
- диагностическая;
- экспертная;
- информационная;
- прагматическая;
- обеспечения обратной связи между управляющей и управляемой системами
Функции диагностики:
- Информационная;
- оценочная;
- управленческая;
- ориентационная;
- коррекционная;
- обслуживания научных исследований
Каковы принципы мониторинга и диагностики?
Принципы мониторинга:
- Непрерывность;
- сравнимость данных;
- объективность информации;
- адекватность;
- прогностичность;
- коллегиальность;
- междисциплинарность;
- гуманизация.
Принципы диагностики:
- целостность;
- главного звена;
- объективность;
- детерменизма;
- анализа и синтеза
Каковы методы мониторинга и диагностики?
Методы мониторинга:
- методы изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности и др.) и специально измененных условий (эксперимент);
- методы качественного анализа и количественной обработки результатов;
- методы индивидуальных и групповых экспертных оценок;
- метод рейтинга
Методы диагностики:
По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют:
- пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации;
- активные: диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций.
Мониторинг как система сбора информации об объекте может включать в себя диагностику. Диагностика будет выступать по отношению к мониторингу как метод сбора информации. Важным объединяющим положением для мониторинга и диагностики как методов исследования является наличие четко разработанных показателей и критериев. Существует неоднозначность подходов к определению понятий «критерий» и «показатель». В технической литературе «критерий» обозначает правило, в котором указываются характеристики, показатели, параметры, необходимые для всесторонней оценки объектов. В Энциклопедическом словаре понятие «критерий» определяется как «средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки». В педагогике под понятием «критерий» подразумеваются различные требования, которым должны удовлетворять объекты. Критерий (мерило) - признак, свойство, на основании которого производится оценка качества. Показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства. Экспертные оценки являются методом мониторинга. Экспертная деятельность – это особый тип исследовательской деятельности, направленный на получение от субъекта деятельности информации об изучаемом объекте, которая затем обобщается, анализируется оценивается. В толковом словаре С.И.Ожегова экспертиза определяется как рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения, а оценка – как установление качества, степени, уровня чего-нибудь. Рассмотрим понятия «экспертиза» и «экспертная оценка». В.А.Бухвалов, С.Л.Братченко, М.В.Крулехт, Я.Г.Плинер, В.А.Ясвин и др. авторы считают, что не стоит сводить понятие экспертизы к оценке:
- оценка – этап экспертизы (В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер);
- оценка – метод экспертизы (С.Л.Братченко);
- оценка – результат экспертизы (М.В.Крулехт)
Таким образом, экспертная оценка – это часть экспертизы. Рассмотрим виды экспертных оценок. Можно выделить 2 группы экспертных оценок: индивидуальные и коллективные. Индивидуальные основаны на использовании мнения экспертов, независимых друг от друга. Коллективные основаны на использовании коллективного мнения экспертов Индивидуальная экспертная оценка может осуществляться в форме: интервью, беседы, вынесения письменного экспертного заключения, анкетирования. В групповых экспертных оценках важен способ согласования мнений экспертов. В одном случае, мнения экспертов может обрабатывать заказчик экспертизы (в ДОУ – зам. зав. по УВР, старший воспитатель, педагог, работающий на группе). В другом – эксперты принимают единое заключение на основе совместного обсуждения индивидуальных мнений. Теперь рассмотрим экспертное заключение. Экспертное заключение выступает как результат экспертных оценок. Экспертное заключение – это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы. Экспертное заключение выступает как результат экспертных оценок. Экспертное заключение – это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы. Эксперт выступает субъектом экспертных оценок. Эксперт – это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Эффективность экспертных оценок во многом зависит от выбора эксперта. По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей: стаж работы, образование, возраст, компетентность, креативность и т.д.. С.Л.Братченко предлагает при выборе экспертов руководствоваться следующими характеристиками: личные качества, коммуникативная компетентность, методологическая и методическая грамотность, профессиональная подготовка, практический опыт. В качестве формы организации экспертных оценок в ДОУ может выступать внутренний экспертный совет. Внутренний экспертный совет является профессиональным объединением педагогов, ученых и управленцев, который создается в структуре управления дошкольным образовательным учреждением . Внутренний экспертный совет в дошкольном учреждении создается на основе приказа заведующего ДОУ. Деятельность внутреннего экспертного совета регулируется Положением, в котором отражаются следующие разделы - общие положения, цели и задачи внутреннего экспертного совета, состав внутреннего экспертного совета, организация деятельности, документация и отчетность, компетенция и ответственность. Внутренний экспертный совет в дошкольном учреждении создается на основе приказа заведующего ДОУ. Деятельность внутреннего экспертного совета регулируется Положением, в котором отражаются следующие разделы - общие положения, цели и задачи внутреннего экспертного совета, состав внутреннего экспертного совета, организация деятельности, документация и отчетность, компетенция и ответственность. Выделяют следующие принципы экспертных оценок: экологичности; диалога и сотрудничества; конструктивности; креативности и гибкости; разносторонности и плюрализма; конфиденциальности.
Каков порядок проведения экспертных оценок? Организационный этап включает в себя:
- принятие решения о проведении экспертных оценок;
- постановку целей;
- формирование группы экспертов
Информационно-аналитический этап предполагает:
- сбор информации об изучаемом объекте;
- выбор показателей для анализа изучаемого объекта;
- собственно анализ: распределение собранной информации согласно выбранным показателям
В ходе оценочного этапа необходимо:
- определить уровни оценки в соответствии с выбранными показателями к анализу изучаемого объекта;
- осуществить оценку изучаемого объекта, исходя из уровней
На результативном этапе осуществляется согласование мнений экспертов и формулируются выводы по анализу и оценке изучаемого объекта. А также разрабатываются методические рекомендации по совершенствованию или развитию этого объекта.
Таким образом, с данной статье мы рассмотрели методологические подходы к определению качества образования. Поразмышляли над тем, на основании чего в ДОУ можно судить о качестве дошкольного образования, рассмотрели качество образования с позиций участников образовательных отношений. Дали сравнительную характеристику мониторинга и диагностики. Выяснили, что мониторинг как система сбора информации об объекте может включать в себя диагностику. Рассмотрели те пункты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые напрямую касаются проблемы оценки качества дошкольного образования. Дошкольное образование как уровень общего образования, гарантирует не только доступность, но и качество образования на данной ступени образования. Обеспечение качества образования (качества условий, качества образовательного процесса, качества результатов образовательной деятельности) остается главной задачей, как руководителей, так и педагогов дошкольных образовательных организаций.
Санкт-Петербург
2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Оценка качества дошкольного образования»
работа старшего воспитателя с педагогами по знакомству с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; их значимости в форме круглого стола....
Мониторинг оценки качества дошкольного образования
Описана процедура мониторинга...
Доклад для Августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Доклад для городского августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требования...
Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"
Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...
Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.
Что же такое «качество дошкольного образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...
Управление качеством дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Управление качеством дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО...
Система оценки качества деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО
Оценка качества образования, проводится в форме государственного лицензирования ОУ, контрольной и надзорной деятельности, аттестации кадров, мониторинга. Главным ориентиром рассматриваемой систем...