Статья "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования".
статья (средняя группа) по теме

Николаева Марина Анатольевна

Статья для Всероссийской  – научной  практической  Конференции

«Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования

 

Тема выступления: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (Из опыта работы воспитателя)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №102 комбинированного вида

Невского района г. Санкт- Петербурга

Всероссийская – научно практическая Конференция

«Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования

Тема выступления: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (Из опыта работы воспитателя)

Воспитатель:

Николаева Марина Анатольевна

Санкт-Петербург

2017

Дошкольное детство – благоприятная пора формирования основ экологической культуры, которая включает в себя элементарное понимание и осознание ребенком взаимодействия человека с природой.  

Понимание этих моментов позволит педагогу проводить работу по формированию представлений об окружающей природе родного края, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность, наблюдательность, познавательность.

Природные объекты являются самыми доступными и учат детей логично объяснять, называть их, понимать схематические знаки, а так же будут способствовать развитию речи, которая является основным средством проявления важнейших психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления.  

Т.к. в нашей группе дети имеют недостатки речи, то это направление работы можно и нужно решать совместно со специалистами. Как же наша образовательная деятельность помогает в коррекционной работе с детьми и в развитии личностных качеств каждого воспитанника? Хорошо, что у нас есть психолог, в начале года она провела диагностику, которая дала нам определенные представления о наших детях. Мы попросили прокомментировать результаты диагностики на начало года и на первое сентября  Екатерину Владимировну.

 Изучили результаты диагностики педагога-психолога.

К изучению уровня познавательных потребностей детей мы привлекли и родителей. Ими была предложена анкета, где были сформулированы вопросы о познавательных способностях детей.  Анкетирование родителей «Познавательные потребности детей»

В опросе участвовали 17 родителей, надеемся, что их ответы были искренними.

Результаты такие: нас радует, что

•        48% детей предпочитает развивающие игры

•        48%детей пытаются рассуждать, если задан вопрос на сообразительность

•        60% детей часто задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?».

И огорчает, что

•        наши дети редко проявляют интерес к символическим «языкам» - это 58% детей,

•        лишь 76% детей проявляют интерес к познавательной литературе

•        82% воспитанников иногда или слабо проявляют интерес к занятиям, связанными с умственной деятельностью.

 Итоги анкетирования родителей «Познавательные потребности детей»

В целом результаты неплохие, но необходимо в дальнейшем больше рассуждать с детьми, не давать сразу готовых ответов, давать детям игры, требующие сообразительности, логического мышления и т.д., к такому выводу мы пришли.

Эти данные позволили нам организовать педагогический процесс и продумать задачи, формы, методы и технологии работы с детьми в этом направлении.

Были поставлены задачи:

1. Вызвать интерес у детей к природе родного края, понимание необходимости ее сохранения и умения вести себя на природе.

2. Развивать психические стороны личности ребенка, такие как любознательность, наблюдательность, сообразительность.

3. Расширять и активизировать речевой запас детей и практическое усвоение ими грамматических средств языка.

Как видите, задачи охватывают разные стороны личности ребенка. Если проанализировать наш календарный план, то можно представить совместную деятельность с детьми в виде такой схемы - взгляните на нее.

Модель совместной деятельности педагога с детьми

В течение года были проведены беседы на экологическую тему:

1- беседа о лесе в разные времена года

2 - кто как зимует (о животных)

3 - о домашних и диких животных (их отличии)

4 - о зиме (как о сезоне)

5 - об обитателях морей и океанов

Проводились наблюдения

1. У болота и на болоте

2. Гуляем по лугу

3. Кто охраняет природу

4. У бабушки в деревни

5.В саду и огороде

Были изготовлены книжки-самоделки вместе с детьми.  Экспериментирование

Проводили опыты с водой.

Коллекционирование

Были представлены коллекции камней, насекомых. Ребята с удовольствием их рассматривали, задавали вопросы и рассуждали об этих объектах.

 Моделирование

Работали с моделями кто где живет, что где растет, этажи леса, путаница. В процессе этой работы учили детей анализировать, классифицировать, составлять рассказы.

«Моделирование «Кто живёт в зимнем лесу»

Были организованы выставки работ родителей вместе с детьми.

Настольные игры

Большое место отводилось природоведческим играм: лес, кто в нем живет, лесные шахматы, обитатели моря, жители севера.

Конструктор «ТИКО»

Хочется предложить вам новую развивающую игру ТИКО, которая поможет развивать у детей мелкую моторику, мыслительные операции (сравнивать, анализировать) и воображение.

Эту игру можно использовать в формировании представлений у воспитанников во всех образовательных областях.

 Календарь погоды

Сделали метеостанцию. Ребята придумали такую игру, где о погоде рассказывает ребенок, который выступает в роли метеоролога как на телевидении.

 «Сюжетно-ролевая игра «Прогноз погоды»

После проведенной работы мы предложили тест для выявления уровня развития естественнонаучных представлений (предложили детям нарисовать про жизнь в лесу). В этом тестировании участвовали 17 воспитанников. Критерии рисунка, по которым проводили анализ, отражали наличие замысла рисунка, его содержание, использование цвета, пространство листа, гармоничность и пропорциональность объектов и т.д. Степень выраженности этих показателей говорит о наличии достаточно высокого уровня развития естественнонаучных представлений, результаты вы видите на экране

 Результаты тестирования детей «Развитие естественнонаучных представлений и отражение их в изобразительной деятельности»

Таким образом, результаты проведенного исследования говорят об определенной проделанной содержательной работе в этом направлении.

Мы видим свои недостатки в организации образовательного процесса:

- недостаточно продуманна предметно-развивающая среда, мы нуждаемся в обновлении методического материала.

- отсутствие систематичности в этом направлении работы, это находит отражение в плане образовательной деятельности с детьми.

- трудности мы не испытываем в выборе технологий.

Ещё  на протяжении года нам  предстоит работать с этими детьми, поэтому будем действовать в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования».

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей дошкольников....

Перечень нормативно-правовых документов федерального уровня, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования

Перечень нормативно-правовых документов федерального уровня, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования...

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...