Статья "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования".
статья (средняя группа) по теме
Статья для Всероссийской – научной практической Конференции
«Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования
Тема выступления: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (Из опыта работы воспитателя)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №102 комбинированного вида
Невского района г. Санкт- Петербурга
Всероссийская – научно практическая Конференция
«Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования
Тема выступления: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (Из опыта работы воспитателя)
Воспитатель:
Николаева Марина Анатольевна
Санкт-Петербург
2017
Дошкольное детство – благоприятная пора формирования основ экологической культуры, которая включает в себя элементарное понимание и осознание ребенком взаимодействия человека с природой.
Понимание этих моментов позволит педагогу проводить работу по формированию представлений об окружающей природе родного края, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность, наблюдательность, познавательность.
Природные объекты являются самыми доступными и учат детей логично объяснять, называть их, понимать схематические знаки, а так же будут способствовать развитию речи, которая является основным средством проявления важнейших психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления.
Т.к. в нашей группе дети имеют недостатки речи, то это направление работы можно и нужно решать совместно со специалистами. Как же наша образовательная деятельность помогает в коррекционной работе с детьми и в развитии личностных качеств каждого воспитанника? Хорошо, что у нас есть психолог, в начале года она провела диагностику, которая дала нам определенные представления о наших детях. Мы попросили прокомментировать результаты диагностики на начало года и на первое сентября Екатерину Владимировну.
Изучили результаты диагностики педагога-психолога.
К изучению уровня познавательных потребностей детей мы привлекли и родителей. Ими была предложена анкета, где были сформулированы вопросы о познавательных способностях детей. Анкетирование родителей «Познавательные потребности детей»
В опросе участвовали 17 родителей, надеемся, что их ответы были искренними.
Результаты такие: нас радует, что
• 48% детей предпочитает развивающие игры
• 48%детей пытаются рассуждать, если задан вопрос на сообразительность
• 60% детей часто задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?».
И огорчает, что
• наши дети редко проявляют интерес к символическим «языкам» - это 58% детей,
• лишь 76% детей проявляют интерес к познавательной литературе
• 82% воспитанников иногда или слабо проявляют интерес к занятиям, связанными с умственной деятельностью.
Итоги анкетирования родителей «Познавательные потребности детей»
В целом результаты неплохие, но необходимо в дальнейшем больше рассуждать с детьми, не давать сразу готовых ответов, давать детям игры, требующие сообразительности, логического мышления и т.д., к такому выводу мы пришли.
Эти данные позволили нам организовать педагогический процесс и продумать задачи, формы, методы и технологии работы с детьми в этом направлении.
Были поставлены задачи:
1. Вызвать интерес у детей к природе родного края, понимание необходимости ее сохранения и умения вести себя на природе.
2. Развивать психические стороны личности ребенка, такие как любознательность, наблюдательность, сообразительность.
3. Расширять и активизировать речевой запас детей и практическое усвоение ими грамматических средств языка.
Как видите, задачи охватывают разные стороны личности ребенка. Если проанализировать наш календарный план, то можно представить совместную деятельность с детьми в виде такой схемы - взгляните на нее.
Модель совместной деятельности педагога с детьми
В течение года были проведены беседы на экологическую тему:
1- беседа о лесе в разные времена года
2 - кто как зимует (о животных)
3 - о домашних и диких животных (их отличии)
4 - о зиме (как о сезоне)
5 - об обитателях морей и океанов
Проводились наблюдения
1. У болота и на болоте
2. Гуляем по лугу
3. Кто охраняет природу
4. У бабушки в деревни
5.В саду и огороде
Были изготовлены книжки-самоделки вместе с детьми. Экспериментирование
Проводили опыты с водой.
Коллекционирование
Были представлены коллекции камней, насекомых. Ребята с удовольствием их рассматривали, задавали вопросы и рассуждали об этих объектах.
Моделирование
Работали с моделями кто где живет, что где растет, этажи леса, путаница. В процессе этой работы учили детей анализировать, классифицировать, составлять рассказы.
«Моделирование «Кто живёт в зимнем лесу»
Были организованы выставки работ родителей вместе с детьми.
Настольные игры
Большое место отводилось природоведческим играм: лес, кто в нем живет, лесные шахматы, обитатели моря, жители севера.
Конструктор «ТИКО»
Хочется предложить вам новую развивающую игру ТИКО, которая поможет развивать у детей мелкую моторику, мыслительные операции (сравнивать, анализировать) и воображение.
Эту игру можно использовать в формировании представлений у воспитанников во всех образовательных областях.
Календарь погоды
Сделали метеостанцию. Ребята придумали такую игру, где о погоде рассказывает ребенок, который выступает в роли метеоролога как на телевидении.
«Сюжетно-ролевая игра «Прогноз погоды»
После проведенной работы мы предложили тест для выявления уровня развития естественнонаучных представлений (предложили детям нарисовать про жизнь в лесу). В этом тестировании участвовали 17 воспитанников. Критерии рисунка, по которым проводили анализ, отражали наличие замысла рисунка, его содержание, использование цвета, пространство листа, гармоничность и пропорциональность объектов и т.д. Степень выраженности этих показателей говорит о наличии достаточно высокого уровня развития естественнонаучных представлений, результаты вы видите на экране
Результаты тестирования детей «Развитие естественнонаучных представлений и отражение их в изобразительной деятельности»
Таким образом, результаты проведенного исследования говорят об определенной проделанной содержательной работе в этом направлении.
Мы видим свои недостатки в организации образовательного процесса:
- недостаточно продуманна предметно-развивающая среда, мы нуждаемся в обновлении методического материала.
- отсутствие систематичности в этом направлении работы, это находит отражение в плане образовательной деятельности с детьми.
- трудности мы не испытываем в выборе технологий.
Ещё на протяжении года нам предстоит работать с этими детьми, поэтому будем действовать в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального уровня, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования
Федеральные документы...
Примерный перечень норматино-правовых документов регионального уровня по республике Адыгея, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11925212","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"293","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-...
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования».
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей дошкольников....
Примерный перечень норматино-правовых документов регионального уровня по республике Адыгея, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16812360","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"293","width":"300"}}]]...
Перечень нормативно-правовых документов федерального уровня, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования
Перечень нормативно-правовых документов федерального уровня, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования...
методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего
АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...