Статья "Актуальные вопросы современного образования опыт, проблемы, перспективы.
статья

Титова Наталья Юрьевна

Материалы региональной заочной научно-практической конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ:

В место предисловия

10

Раздел 1. Современные подходы к реализации ФГОС в дошкольном образовании

Е.И. Выборова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

12

И.А. Синицына ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ

РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

14

О.В.        Клиндухова                ФОРМИРОВАНИЕ        ЭЛЕМЕНТАРНЫХ        МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ        У                ДОШКОЛЬНИКОВ                ЧЕРЕЗ        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ        ИГРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

16

Н.В.        Аверьянова        СОЦИАЛЬНО        -        КОММУНИКАТИВНОЕ        РАЗВИТИЕ        ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

20

М.Е. Бикетова ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

23

Н.Н. Моисе нко СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

26

Т.С. Горлова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО САМОМАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

29

З.В. Потапова РИТМОПЛАСТИКА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

32

Ж.А. Сухарева СОХРАНЕНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ        ВНЕДРЕНИЯ        ИГРОВОГО        СТРЕТЧИНГА        В        ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС

36

И.И. Геращенко ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

38

О.В.        Пекина        РЕАЛИЗАЦИЯ        ПРИНЦИПА        ПОДДЕРЖКИ        ИНИЦИАТИВЫ        ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРАМКАХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

42

Г.В. Черепанова, Н.В. Соловьева        ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РЕЧЕВИЧОК» КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

46

Т.Н. Гуляева МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

48

К.И.        Котикова        РЕАЛИЗАЦИЯ        КОМПЛЕКСА        ВФСК        ГТО        В        ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА

50

В.В. Бондаренко ВОСПИТАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ТРЯПИЧНОЙ КУКЛОЙУ ДЕВОЧЕК СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

52

В.Г. Томилова ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРЕДСТВО

АМПЛИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

54

М.А. Гамаюнова, Е. Н. Молокова РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        ДЕТЕЙ        ДОШКОЛЬНОГО        ВОЗРАСТА        В        ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

58

Раздел 2. Организационно – педагогические условия создания адаптивной среды обучения для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями

О.А. Викулова ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОВНЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО

61

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.А. Судакова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ АДАПТИВНОЙ

СРЕДЫ        ОБУЧЕНИЯ        ДЛЯ        ДЕТЕЙ        С        ОВЗ        И        ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

63

Г.И. Алексеенко, Т.И. Витиорец ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

65

Н.А        Миникаева        ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ        УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМ

68

Н.Н.        Андреева        РАЗВИТИЕ                КОММУНИКАТИВНЫХ        КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ        ШКОЛЬНИКОВ        С                ОГРАНИЧЕННЫМИ        ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

70

А.П. Абросимова, С.В. Малых ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В ФОРМЕ СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ «ШКОЛА ЭФФЕКТИВНОГО

РОДИТЕЛЯ»

74

О.Д.        Бабарень        ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ        РАЗВИТИЕ        ДЕТЕЙ        С

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ        НАРУШЕНИЯМИ        ЧЕРЕЗ        УРОЧНУЮ        И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

77

С.П. Кашкарѐва МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В

ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

82

Н.Г. Галкина ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

86

А.В. Рубцова ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯОБУЧАЮЩИХСЯ СОВЗ ВУСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

88

Т.М.        Черепкова        СОЗДАНИЕ        СПЕЦИАЛЬНЫХ        УСЛОВИЙ        АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

91

О.Л. Яковлева ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ

ЗРЕНИЯ

95

Я.В. Керлидис ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

98

О.Г. Потапова АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЛУО

(ИН) НАУРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЧТЕНИЯ

100

О.Н. Манжут АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ОБУЧЕНИЯ

104

Г.В. Кордунян УРОКИ ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

107

Е.В. Прикс ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

111

С.В. Богданова ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ НА

УРОКАХ СБО

114

Н.А. Глушак, Л.А. Иванова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»   ПО        РАЗВИТИЮ        ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ        КАТЕГОРИЙ        У

ДЕТЕЙ С ОВЗ С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) 5-8 ЛЕТ

116

Н.Ю.        Титова ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ        ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

120

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Н.Ю. Титова, МКДОУ « Шумский детский сад»,

Нижнеудинский район

В течение многих лет дети с ОВЗ воспитывались и получали образование только в специализированных учреждениях или в домашних условиях. Сегодня, все чаще, дети с ОВЗ приходят в общеразвивающие дошкольные учреждения и не всегда педагоги обладают достаточными компетенциями для организации эффективного воспитательно-образовательного процесса. Неоднозначно к присутствию детей с ОВЗ в общеразвивающей группе относится родительская общественность. Но, тем не менее, стандарты современного образования диктуют нам необходимость включения детей с ОВЗ в образовательные институты всех уровней: создается доступная среда, уделяется внимание воспитанию толерантного отношения к людям с недостатками в развитии различного характера. Дело в том, что дети с ОВЗ приходят к нам в раннем возрасте. Первое обследование специалистами на предмет необходимости специализированного обучения и воспитания они проходят только в 4-4,5 года, а до тех пор они находятся в обычных общеразвивающих группах, с педагогами, не обладающими специализированными компетенциями, которые наблюдая, изучая, пытаются найти подход к таким воспитанникам. В условиях высокой наполняемости организовать индивидуальный подход очень проблематично. В своей практике с детьми с ОВЗ мы сталкиваемся не впервые, но попытку описать педагогическую деятельность в этом направлении мы решили осуществить 2 года назад, когда воспитатель средней группы искала подходы к слабослышащему ребенку, подбирала методы и приемы включения его в воспитательно-образовательный процесс.. К моменту завершения разработки индивидуального образовательного маршрута для слабослышащего воспитанника ему была проведена операция по установке кохлиарного имплантата, что с одной стороны дало толчок к развитию слухового восприятия, а с другой стороны обозначило неопределенность временного периода адаптации к новому качеству окружающей обстановки. Педагогом был разработан индивидуальный образовательный маршрут, основанный на интересе слабослышащего ребенка к конструктивной деятельности. Примеры включения конструктивных элементов в различных образовательных областях представлены в таблице Образовательная область Художественно эстетическое развитие в рисовании: Использование плоскостных геометрических фигур, элементов конструктора для ассоциативного создания общего изображения

Включение в малые группы детей демонстрирующих танцевальные движения. В музыке: пластический показ характера и уровня громкости мелодии Социально-коммуникативное развитие и дооснащение зоны игрового конструирования новыми материалами (сюжетными конструкторами) Включение воспитанника в театрализованные постановки (двигательные роли, использование шапочек и масок персонажей) Физическое развитие Использование элементов конструктора в качестве атрибутов к утренней зарядке Использование в подвижных играх объемных мягких модулей После получения заключения комиссии ПМПК ребенок был перераспределен в группу для детей с ТНР в нашем дошкольном учреждении, где работают высококвалифицированные педагоги. Положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды прививалось с трудом. Долгое время проявлял отказ от любых действий подобного рода. Тяжело осваивал последовательность действий в процессах умывания и одевания, правила поведения за столом. Во время занятий тяжело было усадить ребенка за стол. Постепенно процесс его заинтересовал, но этот интерес длился не долго. Мальчика не занимало что-то новое, а очень сильно пугало, даже до проявления агрессии и истерики. Поначалу, в игровые ситуации не вступал. На второй год обучения во время образовательной деятельности сидел на занятии, задания выполнял с помощью взрослого, но не отвечал. Считал в пределах 10. Выполнял игровые и практические действия в определѐнной последовательности. Не устанавливал связи между действиями (что сначала, что потом). Затруднялся в высказываниях, пояснениях. Ребѐнок оставался, не активен в разговорном общении, не отвечал на вопросы, требовал помощи в объяснительной речи. В его речи отмечаются грамматические ошибки. В выделении звуков в слове, в различении гласных и согласных, твѐрдых и мягких звуков надеялся на помощь взрослого, сам этого сделать не мог. Хотя буквы алфавита усвоил. Во время ООД - часто отвлекался, не мог справиться с поставленной задачей самостоятельно, только с помощью взрослого. Впоследствии начал играть рядом с детьми. Проявлять интерес к строительно- конструктивным играм и к театрально игровой деятельности. С трудом отвечал на вопросы по поводу игры: «В какую игру ты играешь?»; «Что ты делаешь?»;

«С кем ты вместе любишь играть?». Неохотно вступал в диалог с взрослыми. Проявлял доброжелательные отношения к воспитателю, родителям и близким. Знал членов семьи и ближайших родственников. Был не активен в проявлении самостоятельных действий. Ребѐнок сохранял преимущественно жизнерадостное, дружелюбное настроение. Отмечалось трудолюбие. Переносил знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную трудовую деятельность (помогал в уборке территории участка на прогулке). Охотно откликался на предложение слушать чтение, однако часто отвлекался при слушании. Сформировались представления о процессе художественной деятельности, но он не всегда добивался положительного результата. Владел материалами и инструментами; изобразительные навыки и умения требовали дальнейшего    закрепления.    С    трудом    прослушивал    всѐ    музыкальное

произведение до конца. Не мог ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке неглубокий и неустойчивый. На физкультурных занятиях воспринимал показ как образец, неуверенно выполнял общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения. Соблюдал, но не контролировал правила в подвижных играх. Во время самостоятельной активной деятельности играл «рядом» с детьми, в контакт не вступал. Таких результатов нам удалось добиться, используя условия, имеющиеся в нашем учреждении. Но мы понимаем, что этого недостаточно для успешной реализации адаптивной образовательной программы в работе с детьми с ОВЗ. Проблемы и трудности, обозначенные нами, частично возможно решить руководителю дошкольной организации (обучение педагогических работников, разработка маршрутов преемственности ДОО и ОО), но есть вопросы, которые, как нам кажется, необходимо решать на законодательном уровне, такие как: • проведение специализированного обследования и ранняя диагностика; • неприятие проблемы и возможность отказа родителей от проведения обследования; • ограниченность возможностей родителей в оказании помощи ребенку (трудовая занятость, финансовые проблемы).

Список литературы:

  1. Артюшенко, Н.П. Знакомые незнакомцы: задержка психического развития с позиции МКБ-10 [Текст] / Н.П. Артюшенко, А.В. Елисеев, И.Р.

Семин // Сибирский вестник психиатрии и наркологии : научно-практическое издание. – 2004. – № 3. – С. 110-113 (авторский вклад 33%).

  1. Артюшенко, Н.П. Роль психолого-медико-педагогической комиссии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования [Текст] / Н.П. Артюшенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. Педагогика. – 2009. – Вып. 7 (85). – С. 66-70.

Публикации в других научных изданиях:

  1. Артюшенко, Н.П. Междисциплинарная диагностика речевых расстройств в системе коррекционного образования. [Текст] / Н.П. Артюшенко, А.В. Елисеев // Логопед в детском саду. – 2005. – № 1. – С. 21-26 (авторский вклад 55 %).
  2. Артюшенко, Н.П. Состояние психического здоровья участников коррекционно- развивающего обучения [Текст] / Н.П. Артюшенко, А.В. Елисеев, Т.В. Рудникович // Медицина в Кузбассе. – 2003. – № 3. – С. 149


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы II краевой научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.) Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы

Материалы II краевой научно-практической конференции(15-16 октября 2015 г.)     Развитие детской одаренности в современнойобразовательной среде: опыт, пробле...

Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Наталья Чапайкина

Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развитияПроизошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привел...

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятель

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «...

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», г. Чебоксары публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы»,г. Чебоксарыпубликация материала на тему: «Использ...

УЧАСТИЕ в Международной конференции педагогов дошкольной сферы образования «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Государственная политика • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифро...

СТАТЬЯ "Дошкольное образование:опыт,проблемы,перспективы развития."

Дошкольного образование: опыт,  проблемы,  перспективы развития."Проблемы и перспективы развития современного дошкольного образования" В современном российском обществе, равно как ...