Рабочая программа кружковой работы по дополнительному образованию в ДОУ - «Мой край родной, моя - Югра»
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа кружковой деятельности по дополнительному образованию - «Мой край родной, моя - Югра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 925.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружковой работы по дополнительному образованию в ДОУ - «Мой край родной, моя - Югра» составлена на основе авторской парциальной программы «Наследие Югры: на пути к истокам» (Л.Л. Лашкова, П.П. Ушакова, С.А. Якоб), по формированию целостного отношения к природе и культуре ХМАО — Югры.
В программе представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образовательными областями в ДОУ.
Участники: Воспитатели, дети, родители (законные представители).
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю.
Количество детей, посещаемых кружок: 10 человек.
Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Длительность занятия: 25 минут.
Срок реализации проекта: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.
Постановка проблемы
Опыт работы показал, что у воспитанников старшего возраста недостаточно сформированы знания о родном крае, о его культуре и традициях, о богатстве растительного и животного мира, о видах трудовой деятельности взрослых, живущих в нашем крае.
Актуальность
Формирование у детей знаний о родном крае, культуре, традициях имеет большую ценность для накопления ими социального опыта жизни в своём поселке, округе приобщение к миру его культуры.
В «Конвенции о правах ребёнка» в ст. 29 сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличной от его собственной».
Сегодня - малочисленные народы севера, ведущие традиционные промыслы находятся, на грани исчезновения как этнос и наша задача донести до наших детей этот накопленный годами народный опыт. Мы можем сохранить и продолжить национальную культуру коренных народов Севера, если заинтересуем подрастающее поколение, активно вовлекая родителей в образовательный процесс и внедряя инновационные технологии в деятельность. В связи с этим, была разработана программа по кружковой работе (краеведению) с детьми старшей группы по теме: «Мой край родной, моя - Югра».
Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы с детьми: Воспитательно-образовательный процесс условно подразделяется на:
∙ образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
∙ образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
∙ самостоятельную деятельность детей;
∙ взаимодействие с семьями детей.
Гипотеза: У детей сформируется интерес к жизни родного посёлка, народов крайнего Севера и природе родного края; расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры, повысится степень участия родителей в организации образовательного процесса.
Новизна проекта: Комплексное приобщение детей к культуре и традициям народов Югры, изучение истории, богатств родного края через кружковую деятельность.
Целесообразность: В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, что открывает новые возможности для создания интереса у детей, как к индивидуальной, так и к коллективной деятельности. Цель программы: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае – ХМАО – Югра.
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о крае, в котором мы живем, о его истории, обычаях, традициях, достопримечательностях;
- Обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера;
- Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов;
- Сформировать представления о природных богатствах нашего края: растительного и животного мира;
- Расширять и активизировать словарный запас детей по теме: «Мой край родной, моя - Югра»;
- Развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре своего края;
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к традициям нашего народа; создание альбома «Мой край родной, моя - Югра»;
- Воспитывать у ребенка любовь к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
Принципы реализации рабочей программы:
- Принцип энциклопедичности;
- Краеведческий (региональный) принцип;
- Принцип интеграции;
- Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры;
- Тематический принцип – деление материала на основные темы;
- Принцип наглядности.
Методы обучения:
- Практические;
- Наглядные;
- Словесные;
- Игровые;
- Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
Этапы реализации программы:
Реализация программы рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная к школе группы) и реализуется с сентября по май.
Включает в себя три этапа:
1 этап - Организационно – подготовительный (сентябрь) (подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников, создание предметно - развивающей среды);
2 этап – Основной (октябрь – май) (реализация программы, создание страниц альбома - «Мой край родной, моя - Югра», совместно с родителями);
3 этап – Заключительный (обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми).
Содержание программы включает в себя 3 блока, состоящих из модулей:
- «Природа» (География Югры; Живая и неживая природа Севера: Человек и природа);
- «Материальная культура» (Материальные ценности; Труд и ремёсла; Национальное жилище (форма, материал и функциональное назначение); Национальная кухня; Предметы быта; Национальный костюм);
- «Духовная культура» (Художественная литература (фольклор и произведения поэтов и писателей Югры); Декоративно‑прикладное искусство; Музыкальное искусство; Праздники и обряды; Народные игры и игрушки).
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному
краю, его достопримечательностям;
- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских
умений и навыков;
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, создание
альбома - «Мой край родной, моя - Югра», совместно с родителями;
- Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в
вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине;
- Воспитание любви и бережного отношения к родному поселку, краю.
Педагогические условия реализации программы:
- Программа реализуется в течение двух лет (в старшей и подготовительной группах);
- Предполагается интеграция краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса:
- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения, информационно-коммуникационных технологии;
- предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения (исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.);
- предполагается создание в группе предметно-развивающей среды - уголка ХМАО-Югры;
- планируется активная совместная деятельность с родителями;
- при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
Факторы успешности реализации программы:
∙ наличие предметно-развивающей среды, насыщенной богатым материалом регионального содержания;
∙ использование методов развития познавательной активности, в частности, проектно-исследовательского и экспериментального метода;
∙ личностный фактор (умение педагога заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе);
∙ обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах, взаимодействие с социальными партнерами (краеведческий музей, Центр национального творчества и т.д.).
Перспективный план работы кружка
СЕНТЯБРЬ
Тема: «Моё Березово – моя малая Родина»
№ | Тема занятия | Программное содержание | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1. | Диагностика | Определение уровня знаний детей о родном крае. Знакомство участников с групповым проектом. | Консультация «Знакомство детей с нашим округом». |
2. | «Моё Березово – моя малая Родина» | Расширять представления детей о своей малой Родине – пгт Берёзово; дать первоначальные представления об истории возникновения поселка, познакомить с государственной символикой города, края. воспитывать патриотические чувства. | Коллективная аппликация «Мой город». Конструирование «Строим город» |
3. | «Символика родного края» Модуль «Природа» Блок «География Югры» Тема: «Югра на карте страны» | Закрепить знание герба и флага Ханты-Мансийского округа; закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать нравственно-патриотические чувства; обогащать словарь. | Раскрашивание «Герб Югры». ООД «Югра на карте страны» Рисование «Пейзажи нашей родины» |
4. | «Коренные жители севера: ханты и манси» | Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси; продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода; закреплять умение поддерживать беседу на определённую тему, отвечая на вопросы,; познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами; учить детей объяснять значение некоторых слов; расширять представления о родном округе ХМАО-Югре; воспитывать уважение к коренным народам Севера. | Презентация «Коренные жители Югры» Раскрашивание орнаментов. Квест «Югра – мой край родной» |
ОКТЯБРЬ Тема: «Растительный мир» | |||
1 | Модуль «Природа Югры» Блок «Живая и неживая природа Севера» Тема: «Животный и растительный мир» | Воспитывать у детей гражданственность, интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края; развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неѐ. | Тематический альбом «Дикоросы Югорских лесов». Просмотр презентации «Природа Югры» Художественное творчество — изготовление «Красной книги» |
2 | «Что на севере растет?» Модудь «Материальная культура» Блок «Труд и ремёсла Тема «Собирательство дикоросов» | Задачи: уточнять и расширять знания детей о растительном мире Севера; познакомить детей с «Красной книгой Югры»; воспитывать бережное отношение к природе; развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира; формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. | Рисование и раскрашивание («Растения», «Ягоды», «Грибы»), отгадывание загадок. Сюжетно ролевая игра «Юный эколог» Настольная игра «Что где растёт». Слайды «Богатство лесов Югры» |
3 | «Как сохранить природу Югры?» Задача: формировать осознанное отношение к природе ХМАО и экологическим проблемам родного края. Чтение сказки «Птичка – невиличка» Викторина «Грибная пора» | Продолжать знакомить детей с устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопрос по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | Досуг «Югорка в гостях у ребят-дошколят» Презентация «Наш край – Югра» Викторина «Природа родного края» |
4 | «Лекарственные растения Югры» | Продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений ХМАО-Югры; помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле. | Презентация «Лекарственные растения Югры» |
НОЯБРЬ «Дикие животные нашего края» | |||
1 | 3 ноября - День Березовского района | Расширение знаний и представлений детей о России, и людях других национальностей, проживающих на территории Березовского района, об истории возникновения праздника; формирование дружеских отношений в коллективе. | Выставка рисунков «С Днем рождения, Березовский район!» |
2 | Видеофильм «Дикие животные нашего края» | Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность. | Викторина «Как животные готовятся к зиме». Дид/ игры: «Кто, где живет», «Давай поселим животных в наш лес», «Отгадай, где я живу» и т.д. |
3 | Чтение сказки «Как ворон и сова друг друга покрасили» | Продолжать знакомить детей с устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопрос по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя | Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Птицы Югры» |
4 | Викторина «Животные Югры» | Систематизировать и обогатить знания детей о диких животных Югры | Просмотр м/ф «Храбрый олененок Айхо», чтение сказки «Гордый олень» |
ДЕКАБРЬ «Быт и одежда народов ханты и манси» | |||
1 | Тема: «Национальный костюм народов севера» (хантыйские орнаменты) Блок «Декоративно-прикладное искусство» | Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми ханты и манси украшали свою одежду, обувь, предметы быта; обогащать словарь детей по теме; упражнять в образовании притяжательных прилагательных (щучьи, заячьи); воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов. | «Путешествие в народную мастерскую» Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера». Игра‑драматизация «Волшебные рукавички» |
2 | Тема: День округа – 10 декабря «Моя Югра» Модуль: «Духовная культура» Блок «Праздники и обряды» | Дать представления детям о географическом положении ХМАО-Югры, климатических особенностях; об истории округа; учить находить окружной центр – г. Ханты-Мансийск на карте; развивать познавательный интерес; обогащать словарь детей; воспитывать любовь к родному краю. |
«Герб Югры». Гость группы: родительница Лапеко Я.Н. в национальном костюме (ханты) |
3 | Тема: «Чум оленевода» Модуль: «Материальная культура» Блок «Национальное жилище» | Совершенствовать умение работать с бумагой; учить создавать объемную фигуру из бумаги; воспитывать желание доводить начатое дело до конца; развивать мелкую моторику, глазомер. | Презентация «Жилище северных народов» Конструирование из бумаги. Тема: «Чум оленевода» |
4 | Тема: Аппликация «Заячьи ушки» (Хантыйские орнаменты) Модуль «Духовная культура» Блок Декоративно‑прикладное искусство | Познакомить детей с орнаментом «заячьи ушки». Учить выкладывать из бумаги аппликацию орнамента. Вызвать доброту и отзывчивость. | Рассматривание альбомов. Рисование орнаментов через трафареты. Просмотр презентации «Рукоделие народа ханты». Аппликация «Заячьи ушки» (Хантыйские орнаменты) |
Январь «Народные промыслы» | |||
2 | «Народные промыслы» | Изготовление макетов жилищ и образцы предметов посуды (кузовки для сбора ягод, сосуды с низкими стенками, табакерки, корневатики и плетеные короба, ложки, черпаки) | Рассматривание иллюстраций в альбоме «Народные промыслы народов севера» |
3 | «Оленеводство, рыболовство, охота» Модуль «Материальная культура» Блок «Труд и ремёсла» | Познакомить детей с народными промыслами; расширять знания детей о жизни народов Югры; познакомить детей с традициями и обычаями ханты и манси. | Дид/ игра «Найди охотника, оленевода, рыболова». Подвижные игры народов севера»: «Ловля оленей», «Куропатки и охотник», «Олени и пастухи» |
4 | Модуль «Обитатели Югорских водоёмов» Блок География Югры | Учить детей создавать образ рыбки, передавать в рисунке её форму, части тела; закреплять приёмы рисования акварелью. | Рисование: «Обитатели Югорских водоёмов» Тематические альбомы «Виды рыболовства», «Обитатели водоёмов ХМАО — Югры» Чтение сказки «Старик рыбак и ворон» Сюжетно – ролевая игра «Рыбалка» |
Февраль Художественная литература (фольклор и произведения поэтов и писателей Югры) | |||
1 | «Загадки северного края». Модуль «Чудесная страна фольклора» Блок «Художественная литературв» (хантыйские, мансийские загадки) | Познакомить детей с загадками народов ханты и манси; формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей ХМАО-Югры. | Загадки о диких животных. «Сказки народов севера». |
2 | Чтение мансийской сказки «Зайчик». | Продолжать знакомить детей творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопросы по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | Выставка книг поэтов и писателей ХМАО; Составление описательных загадок о лесе, ягодах и грибах; |
3 | Беседа Обычаи и праздники» - Модуль «День оленевода». Блок «Праздники и обряды» | Знакомство с праздником День оленевода; развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты и манси от культуры других национальностей. | Виртуальная экскурсия «На праздник «День оленевода».
|
4 | Инсценировка мансийской сказки «Кукушка — женщина» | Приобщение детей к истокам культуры народов Севера, посредством включения в музыкально-театрализованную деятельность. | Загадки народов севера. Лисица, птичка и ворон» (ненецкая сказка). |
Март «Народные игры и игрушки» |
1 | Модуль «Подвижные игры народов ханты и манси» Блок «Народные игры и игрушки» | Формирование у детей привычек здорового образа жизни; развивать интерес к играм коренных наров округа; развивать ловкость, координацию движений, выносливость; воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищу. | Картотека «Подвижные игры народов севера»: «Солнце», «Ловля олений», «Куропатки и охотник». Изготовление атрибутов к играм. |
2 | Настольные игры. Лото | Настольные игры. Лото «Ягоды, деревья севера», «Найди лиственницу, с какого дерева шишка», «Назови одежду». Расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух). | Вырезывание животных, растений, одежды по контуру для игр. |
3 | Изготовление хантыйской куклы – акань | Познакомить детей с традиционной игрушкой – акань. Учить изготавливать куклу – акань; показать последовательность её изготовления; воспитывать доброту и отзывчивость. | Выставка детского творчества «Моя любимая игрушка». |
4 | Детско-родительский мини проект «Заповедники нашего края» | Формировать детско-родительские отношения экологически правильного, безопасного поведения в природе; вовлечь родителей в совместную с ДОУ экологически – ориентированную деятельность; формировать бережное и безопасное отношение к природе родного края у воспитанников через проектную деятельность. | Виртуальная экскурсия по заповедникам ХМАО-Югры («Юганский заповедник», заповедник «Малая Сосьва» и др.) Составление «Красной книги» |
Апрель «Декоративно – прикладное искусство народов Югры» | |||
1 | «Декоративно – прикладное искусство народов Югры» | Познакомить с декоративно – прикладным искусством народов Севера (Вышивка, бисероплетения, резьба по кости и т.д.); дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле; подвести детей к пониманию единения человека с природой; воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Сибири. | Мастер-класс «Бисероплетение» |
2 | Праздник «Проводы лебедя» Модуль: «Духовная культура» Блок «Праздники и обряды» | Расширять знания и представления воспитанников о народных праздниках народа ханты и манси. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории родного края, культуре и традициям народа ханты. Воспитывать и развивать уважение к традициям и культуре коренного народа Югры – ханты, любовь к окружающей природе, малой родине, семье. | Интегрированное занятие «Проводы Лебедя» с элементами театрализованной деятельности (речевое развитие, художественно- эстетическое развитие) |
3 | «Международный день земли, воды и воздуха» | Воспитывать бережное отношение к природе. | Презентация. Коллективная работа «Береги природу!» |
4 | Модуль Праздник -«Вороний день» Блок «Праздники и обряды» | Познакомить детей с весенним праздником северных народов - Вороний День. | Праздник - «Вороний день» на уровне ДОУ и на площади (Центр народных ремесел, Березово); ООД по конструированию с элементами аппликации «Вороний день» |
Май | |||
1 | Модуль: «Духовная культура» Блок «Праздники и обряды» Тема «День обласа» | Цели: привить детям интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом; прививать интерес к народам Севера; развивать наблюдательность, внимательность; воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности. | Виртуальная экскурсия «На праздник к ханты и манси». Спортивный праздник «День Обласа». |
2 | Мастер-класс «Куклы-ягодки». | Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке. | Тематический альбом «Хантыйская игрушка» Выставка кукол-ягодок |
3 | Интеллектуальная игра с участием родителей «Что? Где? Когда?» Тема: «Наш край ЮГРА» | Повысить степень активности родителей в организации образовательного процесса. | Викторина с детьми по теме: «Наш край - ЮГРА». |
4 | Презентация альбома - «Все мы жители Югры». | Подведение итогов проекта для педагогов и родителей. Анализ результативности. | Викторина «Мой родной край - Югра» |
Педагогическая диагностика уровней сформированности ценностного отношения к природе и культуре ХМАО-Югры
Критерии | Показатели | Исследовательские методы и диагностические задания |
Когнитивный компонент | ||
Полнота представлений | Природа Ребёнок имеет представления о родном крае (ХМАО — Югре): его климатических особенностях, растительном и животном мире | Диагностическое задание «Знаешь ли ты природу ХМАО — Югры?» Диагностическое задание «Назови, что видишь». Диагностическое задание «Символика Югры» |
Материальная культура Ребёнок имеет представления: об особенностях быта, национальном жилище, основных занятиях коренных народов Югры; о символике округа, труде народных умельцев, национальном костюме. | ||
Духовная культура Ребёнок имеет представления: о фольклоре народов ханты и манси: народных сказках и их героях, пословицах, загадках и поговорках; о творчестве писателей и поэтов Югры; о декоративно‑прикладном искусстве коренного населения Югры; об обычаях, традициях, обрядах, играх ханты и манси | Диагностическое задание «Юные знатоки Югры» Диагностическое задание «Назови, что видишь» | |
Осознанность представлений | Ребёнок осознаёт значение малой родины для жизни человека; ребёнок осознаёт себя субъектом родного края; ребёнок понимает, почему все граждане Югры называются югорчанами | Беседа «Я — юный югорчанин» |
Эмоционально‑ценностный компонент | ||
Эмоциональная окрашенность | Ребёнок проявляет эмоциональный отклик на явления природы Севера и культуры народов ханты и манси | Наблюдение, беседа |
Оценочная деятельность | Ребёнок проявляет: познавательный интерес к природе и культуре ХМАО — Ю гры; понимание ценностей природы и культуры родного края | |
Деятельностный компонент | ||
Инициативность | Ребёнок проявляет: инициативу и самостоятельность в приобретении новых знаний о природе Севера и культуре народов ханты, манси; готовность к разным видам творческой деятельности, отражающей компоненты культуры ХМАО — Югры (ребёнок с удовольствием вступает в народные игры; театрализованную деятельность по мотивам хантыйских сказок; выполняет элементы народных орнаментов и др.) | Диагностическое задание «Ярмарка». Проблемно‑творческая ситуация «Сувениры для друга на память о Югре» |
3 балла — ребёнок самостоятельно отвечает на вопрос, аргументирует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре; 2 балла — ребёнок отвечает на вопросы при помощи воспитателя, интерес ситуативен, ребёнок отвлекается во время игры или беседы; 1 балл — ребёнок помощь взрослого не принимает, отказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса к беседе не проявляет, легко отвлекается на другие виды деятельности. Сформированность когнитивного компонента ценностного отношения к природе и культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста оценивается по всем показателям путём суммирования полученных детьми в ходе диагностики баллов. |
Критерии | Показатели | Исследовательские методы и диагностические задания |
Когнитивный компонент | ||
Полнота представлений | Природа Ребёнок имеет представления о родном крае (ХМАО — Югре): его климатических особенностях, растительном и животном мире | Диагностическое задание «Знаешь ли ты природу ХМАО — Югры?» Диагностическое задание «Назови, что видишь». Диагностическое задание «Символика Югры» |
Материальная культура Ребёнок имеет представления: об особенностях быта, национальном жилище, основных занятиях коренных народов Югры; о символике округа, труде народных умельцев, национальном костюме. | ||
Духовная культура Ребёнок имеет представления: о фольклоре народов ханты и манси: народных сказках и их героях, пословицах, загадках и поговорках; о творчестве писателей и поэтов Югры; о декоративно‑прикладном искусстве коренного населения Югры; об обычаях, традициях, обрядах, играх ханты и манси | Диагностическое задание «Юные знатоки Югры» Диагностическое задание «Назови, что видишь» | |
Осознанность представлений | Ребёнок осознаёт значение малой родины для жизни человека; ребёнок осознаёт себя субъектом родного края; ребёнок понимает, почему все граждане Югры называются югорчанами | Беседа «Я — юный югорчанин» |
Эмоционально‑ценностный компонент | ||
Эмоциональная окрашенность | Ребёнок проявляет эмоциональный отклик на явления природы Севера и культуры народов ханты и манси | Наблюдение, беседа |
Оценочная деятельность | Ребёнок проявляет: познавательный интерес к природе и культуре ХМАО — Ю гры; понимание ценностей природы и культуры родного края | |
Деятельностный компонент | ||
Инициативность | Ребёнок проявляет: инициативу и самостоятельность в приобретении новых знаний о природе Севера и культуре народов ханты, манси; готовность к разным видам творческой деятельности, отражающей компоненты культуры ХМАО — Югры (ребёнок с удовольствием вступает в народные игры; театрализованную деятельность по мотивам хантыйских сказок; выполняет элементы народных орнаментов и др.) | Диагностическое задание «Ярмарка». Проблемно‑творческая ситуация «Сувениры для друга на память о Югре» |
3 балла — ребёнок самостоятельно отвечает на вопрос, аргументирует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре; 2 балла — ребёнок отвечает на вопросы при помощи воспитателя, интерес ситуативен, ребёнок отвлекается во время игры или беседы; 1 балл — ребёнок помощь взрослого не принимает, отказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса к беседе не проявляет, легко отвлекается на другие виды деятельности. Сформированность когнитивного компонента ценностного отношения к природе и культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста оценивается по всем показателям путём суммирования полученных детьми в ходе диагностики баллов. Уровни сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста Низкий уровень (4—6 баллов) — ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает название округа, но не может объяснить символику родного края; не называет растения и животных, которые обитают в ХМАО — Югре; не знает предметы быта, название национального жилища коренных жителей Югры, затрудняется назвать традиции, обычаи народов ханты и манси. Не знает народных сказок, писателей, поэтов Югры. Ребёнок не проявляет активного интереса к культуре коренных народов ханты, манси. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отказываются отвечать на вопросы. Средний уровень (7—9 баллов) — ребёнок затрудняется назвать природные богатства родного края, животных; знает название родного края; затрудняется назвать предметы быта, национальное жилище коренных жителей Югры, традиции, обычаи народов ханты, манси, писателей, поэтов Югры (делает это с помощью взрослого); знает герб Югры, но не может объяснить его символику, знает название сказок, но затрудняется назвать персонажей сказки; интерес к культуре коренных народов ханты и манси ситуативен. Высокий уровень (10—12 баллов) — ребёнок называет природные богатства, животный и растительный мир родного края; раскрывает природно‑климатические особенности округа. Ребёнок демонстрирует знание народных праздников, обычаев, игр ханты, манси; часто использует их в самостоятельной деятельности; правильно понимает значения слов, относящихся к понятиям коренных народов Севера; знает сказки народов Севера, их героев; знает народные ремёсла, некоторые названия орнаментов; ребёнок с интересом включается в беседы, игры и другие формы работы, связанные с приобщением к культуре ХМАО — Югры; проявляет активный интерес к природе и культуре коренных народов ханты и манси. |
Изучение когнитивного компонента
Блок «Природа»
Диагностическое задание №1
Беседа: «Знаешь ли ты природу ХМАО-Югры?»
Цель: выявить уровни сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о природе ХМАО — Югры.
Описание. Беседа проводится индивидуально с каждым ребёнком группы. В ходе её проведения детям задают следующие вопросы:
- Что мы называем «родной природой»?
- Нравится ли тебе природа нашего округа?
- Какая погода в Югре? Какие у нас зима, весна, лето, осень?
- Какие животные обитают на территории ХМАО — Югры?
- Какие деревья растут у нас в округе?
- Какие ягоды, грибы растут в лесах нашего края?
Оценка результатов:
3 балла — ребёнок самостоятельно называет растения, животных нашего края, выражает эстетическое отношение к природе.
2 балла — ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого, иногда затрудняется ответить на вопрос или отвечает на вопрос однозначно.
1 балл — не отвечает на вопросы даже с помощью взрослого, затрудняется при ответах.
Блок «Материальная культура»
Диагностическое задание №2
Беседа: «Символика Югры»
Цель: выявить уровни сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о символике ХМАО — Югры.
Материал: картинки с изображением флагов, гербов различных стран (в том числе России и субъектов РФ).
О п и с а н и е. Детям предлагаются картинки с изображением символики различных государств, субъектов РФ. Необходимо выбрать картинки с изображением символики ХМАО — Югры (флаг, герб); рассказать, что обозначают цвета флага и изображения на гербе. Кроме того, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Для чего нужны данные символы?
- Где их используют?
- Где ты их видел?
Оценка результатов:
3 балла — ребёнок самостоятельно находит картинки с изображением символов родного края, правильно объясняет их назначение и использование.
2 балла — ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого, иногда затрудняется ответить на вопрос или отвечает на вопрос однозначно.
1 балл — не отвечает на вопросы даже с помощью взрослого, затрудняется при ответах.
Блок «Духовная культура»
Диагностическое задание №3
Беседа: «Назови, что видишь»
Цель: определить уровни сформированности представлений детей об обычаях, традициях, обрядах ханты и манси; традиционных занятиях, быте, труде и декоративно‑прикладном искусстве народных умельцев.
Материал: фотоальбомы «Югра — м ой край родной», «Одежда ханты и манси», «Быт ханты и манси», «Декоративно‑прикладное искусство ханты и манси».
Описание: Обследование проводится в несколько этапов. На каждом этапе с детьми проводится дидактическая игра, в ходе которой детям показывают фотографии в одном из альбомов. При рассматривании их дети должны назвать, что или кто изображён на фото, и дать краткую характеристику того, что они видят.
Оценка результатов:
1 балл — дети пролистывают альбомы без интереса, неправильно называют предметы и явления, изображённые на фото, либо дают один‑два правильных ответа, в основном отвечают односложно.
2 балла — дети правильно называют три‑четыре предмета или явления, изображённые на фото, но не могут о них рассказать, проявляют интерес.
3 балла — дети проявляют активный интерес к просмотру фотоальбомов, эмоционально отзывчивы, правильно называют пять — семь предметов или явлений, изображённых на фото, могут кратко о них рассказать.
Блок «Материальная культура»
Диагностическое задание №4 «Знатоки Югры»
Цель: определить выявить уровни сформированности представлений детей
о фольклоре (сказках народов ханты и манси и их героях, о пословицах, загадках, а также о писателях и поэтах родного края).
Описание: В ходе беседы детям задают следующие вопросы:
• Что такое «народная сказка»?
• У всех народов нашей страны есть свои сказки. Знаешь ли ты сказки
народов ханты и манси?
• О чём эти сказки?
• Назови героев этих сказок.
• Какие пословицы, загадки народов ханты и манси ты знаешь?
• Назови писателей нашего края. Знаешь ли ты их рассказы для детей?
• Читают ли тебе дома или в детском саду сказки народов ханты, манси и
книги писателей нашего края?
• Знаешь ли ты стихотворение о Югре? Если да, то кто его автор и о чём
оно? Расскажи это стихотворение.
Оценка результатов:
1 балл — дети затрудняются, дают правильный ответ только на первый вопрос.
2 балла — дети называют одну‑две сказки, могут пересказать некоторые отрывки из сказки; могут назвать одну пословицу, но затрудняются назвать писателей и поэтов Югры и их произведения.
3 балла — дети называют три‑четыре сказки, могут рассказать их основную идею, правильно называют героев; знают две‑три пословицы, загадки коренных жителей Югры, могут назвать одного-двух писателей нашего края и их произведения.
С целью выявления осознанности представлений у детей старшего дошкольного возраста о культуре ХМАО — Югры проводится беседа «Я — юный югорчанин».
Беседа проводится индивидуально. Каждому ребёнку задают вопросы:
• Как называется наш край?
• Нравится ли тебе наш край?
• Хотел бы ты пригласить в гости к нам ребят из другого города?
• Что бы ты им рассказал о нашем крае?
• Как называют людей, которые живут в Югре?
Оценка результатов:
1 балл — дети затрудняются, дают правильный ответ только на один вопрос; не проявляют интерес к беседе.
2 балла — дети отвечают на вопросы, испытывают незначительные трудности при формулировке собственных рассуждений.
3 балла — дети проявляют интерес к содержанию беседы, активно рассуждают, осознают себя частью малой родины.
Для изучения уровней сформированности эмоционально-ценностного компонента предлагается провести наблюдение за детьми. Для этого в группе необходимо оформить образовательно‑игровой центр, в котором будут помещены яркие иллюстрации с изображением традиционных жилищ ханты и манси, книги, видеофильмы, картинки с изображением праздников, предметы быта. Задача педагога — отметить эмоциональную реакцию ребёнка на данные предметы, познавательный интерес, активность или пассивность при их самостоятельном изучении.
Уровни сформированности эмоционально-ценностного компонента
Низкий уровень — дети не проявляют активности при знакомстве с новыми предметами, не стремятся к получению новых знаний о культуре коренных народов Севера.
Средний уровень — дети положительно реагируют на предметы быта коренных народов Севера, могут выражать эмоции, восторг по поводу увиденного, давать оценку «красиво», «интересно», «необычно», могут задержаться возле того или иного предмета некоторое время, но потом не вспомнить о нём.
Высокий уровень — дети проявляют эмоциональную реакцию на предметы и иллюстрации: они используют восторженные жесты и мимику, демонстрируют позитивные эмоции. Дошкольники пытаются самостоятельно получить информацию о малознакомых предметах быта или праздниках народов Севера, наблюдают, сравнивают, рассматривают, ищут ответы в книгах, спрашивают у сверстников и взрослых, неоднократно возвращаются в центр, обращаются к педагогу с просьбой рассказать об объектах культуры Югры, сами рассказывают случаи из личного опыта.
Для определения уровней сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культуре Югры у детей старшего дошкольного возраста предлагаем
Диагностическое задание №5 «Ярмарка»
(модификация методики Т. С. Комаровой).
Оборудование: изделия декоративно‑прикладного искусства (русская вышивка, вологодское кружево, изделия из дерева и изделия народов ханты и манси — игольница, сумочка для рукоделия, украшения из бисера). Одежда, игрушки, предметы быта, инструменты (рабочие) русского народа и народов ханты и манси.
Педагог предлагает ребёнку помочь организовать ярмарку, то есть выставку и продажу изделий русского народа и народов ханты, и манси. Для этого он должен разложить предметы по полочкам в соответствии с их назначением. После того как ребёнок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а сам выбирает роль покупателя.
Педагог: Теперь ты будешь продавцом на ярмарке. Продавец должен знать всё о своём товаре, уметь рассказать о нём так, чтобы посетитель захотел приобрести эти предметы народного искусства.
— Покажи изделия с русским орнаментом.
— Чем отличается орнамент на изделиях у русского народа от орнамента народов ханты и манси?
Педагог показывает на предмет посуды народа ханты и манси (черпак) и спрашивает:
• Как называется этот вид изделия?
• Чем отличается этот предмет от такого же русского? (Форма, роспись)
• Что общего в орнаменте изделий русского народа и народов ханты и манси?
• Что вы можете рассказать о предметах одежды каждого из этих народов?
• А есть ли у вас игрушки, не похожие на русские? Что вы можете рассказать о них?
П е д а го г. Мне очень понравилась ваша выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок. Что вы мне посоветуете?
После предложения ребёнка педагог благодарит за оказание помощи в выборе покупки.
Уровни сформированности деятельностного компонента
Низкий уровень — дети проявляют слабый интерес к изделиям народов ханты и манси, неохотно вступают в игру, путают и не всегда правильно называют предметы одежды, быта, декоративно‑прикладного искусства, игрушки. С трудом выделяют их характерные особенности. Затрудняются аргументировать свой выбор изделия.
Средний уровень — дети проявляют интерес к изделиям народов ханты и манси, но иногда путаются в названии предметов быта, одежды, игрушек, декоративно‑прикладного искусства народов ханты и манси. Не всегда правильно выделяют их характерные особенности.
Высокий уровень — дети проявляют интерес к изделиям народов ханты и манси и с удовольствием вступают в игру. Аргументируют выбор того или иного предмета. Дети знают и правильно называют виды изделий (в том числе и народов ханты и манси). При восприятии предметов могут дать им эстетическую и практическую оценку.
Для чистоты результатов диагностики по выявлению уровня сформированности деятельностного компонента предлагаем провести с детьми проблемно‑творческую ситуацию «Сувениры для друга на память о Югре».
Дети вовлекаются в проблемно‑творческую ситуацию при помощи следующих фраз: «Есть ли у тебя друзья или родственники в других городах? Представь, что они приехали к тебе в гости. Давай сделаем им подарок на память о нашем крае, чтобы им не было так грустно уезжать, и они запомнили нашу Югру на долгое время. Можно нарисовать рисунок, сочинить сказку или рассказ о Югре, придумать интересную игру, в которую твои друзья могли бы поиграть». Каждому ребёнку предлагается сделать подарок на память о Югре для близкого человека.
Вопросы к детям:
- Что ты хочешь сделать? Что тебе для этого нужно?
- Почему ты хочешь сделать именно такой сувенир?
- Что у тебя получилось? Расскажи.
Анализировались:
- готовность ребёнка к разным видам творческой деятельности;
- тщательность и настойчивость ребёнка в реализации своего замысла;
- качество продукта творческой деятельности (завершённость, реалистичность, оригинальность).
В ходе задания фиксируется:
- использование дошкольниками эмоциональной лексики (уменьшительно‑ласкательных суффиксов, образных сравнений и эпитетов) в высказываниях о родном крае, его культуре, свидетельствующее о положительном эмоциональном отношении старших дошкольников к родному краю;
- открытость и оживлённость мимики, пантомимики, преобладание произвольного внимания, проявление положительных эмоций в ходе выполнения задания.
Уровни сформированности деятельностного компонента:
Высокий уровень — дети проявляют инициативу к творческой деятельности, связанной с отражением компонентов культуры ХМАО — Югры.
Средний уровень — дети выполняют задание при помощи педагога и в основном отражают достопримечательности Югры — объекты живой природы, объекты города.
Низкий уровень — задание ребёнком выполнено неверно, сувенир сделан в виде рисунка или поделки, но не отражает связь с родным краем (Югрой).
Литература
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕССС»», 2020 г. – 192 с.
2. Киричек Е. А., Моя Югра. Знаю, умею, учусь: Учебное наглядное пособие для дошкольных образовательных организаций. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020 г. – 64 с. 6 цв. ил.
2. Киричек Е. А., Моя Югра. Край, в котором я живу: Учебное пособие для дошкольных образовательных организаций. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2022 г. – 64 с. 6 цв. ил.
3. Новые сказки Югры: сказки победителей литературного конкурса / ОО «ТО РК Сургутского района»; МКУК «СРЦБС».– Сургут; Омск: 2017 г. – 56 с.
4. Красная книга ХМАО. Животные, растения, грибы. Екатеринбург, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа, как дополнительное образование дошкольников по развитию зрительно - двигательной координации.
Консультация для родителей....

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой работы "Мой край"
Программа разработана для детей подготовительной группы детского сада. В течение года мы изучали природу, растительный и животный мир тундры, традиции, обычаи и быт ненцев. просматривали докумен...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...

План-программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной край»
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностямЗадачи: Развивать интерес и уважение к истории, традициям и обычаям малой РодиныЗнакомить детей с культур...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группыОтчёт по программе дополнительного образования "Люблю тебя, мой край родной" ...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы...