План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»
консультация
План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_plan_samobrazovaniya.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 "Рябинка"
План по самообразованию педагога
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель первой категории Борисова Татьяна Александровна |
2020 -2021 уч. год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста;
- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы для работы с детьми;
- продолжать ознакомить детей с устным народным творчеством, приобщать детей к русскому фольклору;
- обогащать речь детей, развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
- сплотить детский коллектив, воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
Актуальность
Одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая, культурно-исторический опыт народа создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.
Знакомство с таким материалом интересно и само по себе (как часть нашего прошлого, нашей истории), и по той причине, что этим многовековым периодом во многом определяется сегодняшний тип русской культуры и русского характера. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.
Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»Размещено н
ч Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
фол Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Работа с детьми по самообразованию
- формируется интерес к устному народному творчеству, обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников: пополнению и обогащению их словарного запаса;
- позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
- приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
- произведения учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в практической деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста
- пополнена РППС группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей и педагогов ДОУ
- Презентация педагога по теме самообразования.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает ребенку включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми .Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
План деятельности воспитателя по теме самообразования
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение . Формирование методического комплекса. | Работа с детьми Работа с родителями воспитанников Работа с педагогами ДОУ Обогащение РППС. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Оформление результатов работы. Презентация отчета по самообразовании на педсовете ДОУ. |
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап | |
Изучение методической литературы Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами | В течение года | |
2. | Практический этап | |
2.1. | Тема: «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника. Роль потешек в развитии речи ребенка». Работа с детьми: 1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности . 2)Чтение детям русских народных сказок. 3)Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам малых форм фольклора. 4) Разучивание и проговаривание потешек. Работа с родителями: 1) Создание красочных книг с потешками для детей. 2) Создание картотеки потешек для работы с детьми. Работа с коллегами: 1) Консультация: «Роль фольклора в развитии детей». | Сентябрь В течение года Сентябрь Сентябрь |
2.2 | Тема: Изучение темы «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста». Работа с детьми: 1)Использование загадок в образовательной деятельности . 2)КВН по загадкам. 3)Загадки в режимных моментах. Работа с родителями: 1) Создание красочных книг с загадками для детей. 2) Наглядно – текстовая информация: «Загадки, поговорки, пословицы». 3) Консультация для родителей «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста Работа с коллегами: 1)Оформление консультационной папки "Роль загадки в развитии ребенка" | Октябрь Сентябрь - октябрь Октябрь Октябрь |
2.3. | Тема: «Использование фольклора в работе с детьми». Работа с детьми: 1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». 2)Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор. Работа с родителями: 1)Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы». 2)Включение темы в повестку дня на родительском собрании: «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей». Работа с коллегами: 1)Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» | Ноябрь Ноябрь - декабрь Ноябрь - декабрь Ноябрь |
2.4. | Тема: «Роль сказки в воспитании детей». Работа с детьми: 1)Настольно – печатные игры по народным сказкам. 2)Рисование по мотивам сказок. Работа с родителями: 1)Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». 2)Беседы на тему: «Мои любимые сказки». Работа с коллегами: 1) Создание папки - передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». 2)Составление картотеки по русским, и сказкам других народов. | Декабрь В течение года Декабрь Декабрь |
2.5. | Тема: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам». Работа с детьми: 1) Настольно – печатные игры. 2)Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. 3)Придумывание сказок (групповое или индивидуальное). Работа с родителями: 1)Беседы на тему: «Народные игры – как средство социализации детей». 2)Консультация: «Влияние народной игры на социализацию ребёнка». Работа с коллегами: 1)Консультация на тему: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». | Январь В течение года Январь Январь |
2.6. | Тема: «Устное народное творчество как средство духовно - нравственного развития личности ребенка». Работа с детьми: 1)Лепка сказочных героев. 2)Создание декоративного узора, путем использования нетрадиционных техник.
Работа с родителями: 1) Семейный конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное фото или о том как она делалась). 2)Консультация: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». Работа с коллегами: 1) Взаимопросмотр «Устное народное творчество в режимных моментах». | Февраль Февраль Февраль Март |
2.7. | Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». Работа с детьми: 1)Развлечение «Широкая Масленица». 2)Рисование по мотивам потешек. 3)Проговаривание и заучивания потешек и скороговорок.
Работа с родителями: 1) Совместное творчество детей и родителей (выставка детских работ на тему: «Игрушка своими руками»). Работа с коллегами: 1) Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». | Март В течение года Март Март |
2.8. | Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек». Работа с детьми: 1)Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Работа с родителями: 1) «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей). 2)Семейный конкурс рисунков по мотивам потешки. Работа с коллегами: 1)Консультация: «Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников». | Апрель В течение года Апрель Апрель |
2.9. | Тема: «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве». Работа с детьми: 1)Просмотр презентации «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве». 2)Роспись сувениров гжелью, хохломской и городецкой росписью. Работа с родителями: 1)Отчет по теме самообразования. Презентация. Работа с коллегами: 1)Подготовка материала «Опыт работы» с методической разработкой по теме самообразования. | Май В течение месяца Май Май |
Список литературы для изучения по теме самообразования:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.;
- Большая книга для маленьких «Сборник потешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ / Новосибирск; Западно – Сибирское книжное издательство – 2000;
- Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8.
- Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001.
- Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.
- Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4.
- Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9.
- Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2.
- Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5.
- Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000.
- Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.
- Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5,
- Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа». М., 2009.;
- Журналы «Ребёнок в детском саду»;
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки» // Сост. Г.Науменко. М., 1998;
- Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.;
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2012.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2010.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 2005;
- И.А. Лыкова «Цветные ладошки», «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, издательство «Карапуз - Дидактика».
- Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей». – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с;
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.;
- Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. – «Дошкольное воспитание», №12 – 2003;
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2009
- Интернет – ресурсы: .Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".
Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...
Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выраженя мыслей, становится основным механизмом...
Влияние устного народного творчества на развитие детей раннего возраста.
Данная статья разработана для педагогов и родителей....
"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"
В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...
Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста
В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...
Программа по самообразованию и кружковой работе в группе «Карапузики» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с 3-7 лет»
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог ус...
"Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год....