План по самообразованию Тема:«Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Колупаева Наталья Вячеславовна

Предварительный просмотр:

План по самообразованию педагога

Колупаевой Натальи Вячеславовны

Стаж работы 14 лет

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»

На 2023г – 2024г

Первая младшая группа

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»

Цель: развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

-развитие речевых способностей детей раннего возраста;

-развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря;

-воспитание интереса к художественной литературе, формирование эмоциональной отзывчивости на него;

-воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах и образовательном процессе;

-совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Месяц

Работа с детьми

Сентябрь

Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов. Подбор художественной и познавательной литературы.

Октябрь

Познакомить детей с новыми потешками. Исполнение потешек во время режимных моментов. Разучивание и проговаривание потешек

«Водичка, водичка, умой мое личико»…

Показ кукольного театра по сказке «Курочка ряба».

Ноябрь

Создание выставки красочных книг с русскими народными сказками, потешками. Познакомить детей с жанром колыбельной песни: «Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки». . Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать». Слушание колыбельных песен перед сном.

Декабрь

Познакомить детей с пальчиковыми играми: «Пальчик – мальчик…»,

«Моя семья», «Этот пальчик — дедушка». Пальчиковый театр «Репка»

Январь

Потешки. «Вышел козлик погулять», «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…». Рисование травки для коровушки (коллективная работа) . Дидактическая игра «Чьи детки».

Февраль

Игра «Зайка серенький сидит». Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,

Март

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!». Рус.нар.потешки «Вышла курочка гулять» Рисование: «Зернышки для петушка»

Апрель

Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации. «Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…» Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки, сказку».

Май

Отсчет по теме самообразования

Работа с родителями

  1. Анкета для родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
  2. Консультация для родителей «Народные потешки в развитии детей раннего возраста»
  3. Выставка книг «Потешки», «Русские народные сказки».
  4. Консультация: «Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников».
  5. Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки, сказку».
  6. Консультация: «Почитай мне сказку. мама, или с какими сказками лучше дружить

Работа с педагогами

#1055;апка-передвижка «Роль потешек в речевом развитии дошкольников»

#1050;онсультация папка-раскладушка « Использовании русского фольклора для познавательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах»

#1042;ыставка книг «Русские сказки», «Потешки»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание детей через потешки.

Слово «потешка» говорит нам о том, что речь пойдёт о чём-то потешном, лёгком, смешном… На самом деле, потешки играют очень важную роль в воспитании ребёнка. Что можно передать и чему научить, читая потешки ребёнку.

Наши предки издревле жили большими семьями. Образцы речи, способы воспитания и раннего общения с малышами передавались из поколения в поколение. Растить детей было традиционно «женским делом». На потешках, пестушках, потетёшках воспитывали мальчиков и девочек. Девочки, становясь матерями, передавали далее своему роду это устное народное творчество.

Мамы хорошо знали, что ритмичная, звучная, напевная песенка-потешка словно по волшебству притягивает внимание малыша. Она помогает подготовить ко сну, успокоить или, наоборот, подбодрить.

Потому что потешки издревле имели очень большое значение и большую силу. Я бы сказала о воспитании детей, лечение, да и взаимодействие с этим миром. Но со временем стали это забывать. и вот сегодня мы постараемся эту тему раскрыть, рассказать. Работая с детьми, я заметила то, что у многих детей очень плохо работают пальчики. Ведь есть очень простые способы, когда можно с помощью тех же потешек помочь ребенку. Начнем утром, когда детки просыпаются, что делают детки обычно? Мамы делали потягушеньки всем детям.

«Потягушечки – подрастушки!

В ручки – хватунушки,

В ножки – ходунушки,

В роток – говорок,

А в голову – разумок!»

Вот таким образом детей пробуждали, настраивали на ритмы природы, настраивали органы, то есть и ручки, и ножки, чтобы зубки были крепкие, и чтобы речь была славная. мы пробудились. что мы делаем дальше? после того, как проснулись, глазки открыли, когда ребенок вставал с кровати, шли умываться.

Водичка, водичка,

умой, мое личико.

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки горели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок.

Вот так мама обращалась к водичке и просила водичку, чтобы и убрать все плохое, может быть какие - то были не очень хорошие сны. Мама настраивала на хороший день и обращалась обязательно к воде. потому что вода- это стихия, она запоминает информацию, и когда мы просим воду, то она приобретает определенную структуру и помогает нам. Дальше шли уже игры., или приготовление пищи.

Игры у печки: игры- хваталки. Выбирали ведущего с помощью считалки:

1,2,3,4,5 мы собрались поиграть, тут сорока прилетела и тебе водить велела.

Пальчиковая игра

На горе стояли зайцы и кричали прячьте пальцы.

Развивается внимание, быстрота, мелкая моторика.

Еще мне очень нравится потешка, которая очень простая, все ее знают, но в ней столько интересного. берем ручку..

Сорока- сорока

Где была?

-Далёко,

кашу варила,

деток кормила,

этому дала, этому дала,

этому дала, этому дала.

а вот этому не дала.

он кашу не варил, в лес не ходил, дрова не рубил.

у нас есть представительские зоны каждого органа.

и они находятся на ладошке, на стопе, на лице, на голове.

например, на ладошке у нас вот здесь вот находится тонкий кишечник.

мы начинаем массажировать ладошку.

мы массируем тонкий кишечник, потом мы круг увеличиваем.

мы делаем массаж толстому кишечнику. да, а потом берем пальчики.

и вот этот пальчик у нас - это наше сердечко.

второй пальчик- пальчик безымянный - нервную систему отвечает.

средний пальчик - отвечает за печень.

а вот четвертый пальчик- это желудок.

а этот пальчик - это наша голова. да, это мозги.

по массировав наши пальчики, ручки, мы улучшаем работу внутренних органов.

иногда кажется такая вот ну наивная потешка.

вот ты говорила про моторику рук. еще же другие потешки есть, которые развивают пальчики.

Знаменитые,

Ладушки- ладушки.

-Где были ?

-У бабушки

- что ели? кашку, что пили простоквашку, а потом полетели на головку сели. Поклевали.

Вот так мы распрямляем пальчики- ладушки, ладушки. во- первых, при хлопке да, мы опять же активизируем все наши органы. тут и почки, и желудок. Поклевали и начинаем себя клевать. а тут у нас тоже находятся представительские зоны наших органов. мы делаем массаж. Вот такая замечательная потешка, и пальчики работают, и моторику развивают

Стенка, стенка, потолок, две ступеньки, дзынь, звонок.

а вот здесь, вот у нас находятся представительские представительские зоны желудка и легких.

здесь у нас тонкий кишечник здесь находится печень и две ступеньки.

а если вот здесь потерли, здесь находится наше сердечко один звонок- это уже поджелудочная железа.

По кочкам, по кочкам, ровненькой дорожке, в ямку бух.

У ребенка развивается вестибулярный аппарат, он еще не ходит, а его готовят для того, чтобы у него была хорошая координация, чтобы ему помочь ходить.

но день подходил, между тем ближе к вечеру детям уже нужно было укладываться в постель. мама поет колыбельные песенки. Благодаря успокаивающему тону колыбельных, уже настраивала совсем на другой режим- режим сна, отдыха.

Баю-баюшки -баю,

Не ложися на краю,

Прийдет серенький волчок

И ухватит за бочек,

И потащит во лесок

Под осиновый кусток

Ты к нам, волчик, не ходи,

Нашу Машу не буди.

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя – помочь им в этом.

МБДОУ «Детский сад №1 г.Льгова»

Тема: Воспитание детей через потешки.

Воспитатель:

Колупаева Н.В.



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "УЗНАЙ СКАЗКУ ПО КАРТИНКЕ"
Цель: закрепление знания названий сказок.

Задачи:
развивать мыслительные операции, связную речь;
развивать словарь;
формировать умение строить фразы;
развивать воображение, память.
Материал: картинки с изображением фрагментов из сказок.
Правила игры: детям предлагают по сказочному сюжету угадать сказку.
Содержание: воспитатель предлагает игру одному или сразу нескольким (2 — 4) детям. Игра может проводиться за столом и на ковре. Воспитатель показывает одну картинку и дети пытаются с ее помощью угадать сказку. Если ребята затрудняются с ответом, то воспитатель загадывает загадку или рассказывает фрагмент сказки, используя высказывания героев.

Дидактическая игра «Узнай сказку по картинкам»

Цель: осознание основной идеи сказки по картинкам из знакомых сказок.

Задачи:

- формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал

- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, связную речь, расширять словарный запас детей

воспитывать умение выслушивать друг друга, взаимопомощи, внимательности.

Игровая задача:

Узнать сказку, выделить главное в содержании сказки по картинкам.

Игровые действия:

Предлагаются конверты с карточками - иллюстрациями к русским народным сказкам, по которым ребенок называет сказку, рассказывает сюжет, опираясь на них. Воспитатель предлагает детям вспомнить похожие ситуации из жизни.

Правила игры:

Необходимо разложить картинки по порядку и правильно назвать сказку с помощью картинок .

Ответь на вопросы.

Дидактическая игра «Что увидела Машенька»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве,

Задачи:

Продолжать учить детей отличать пространственные направления: справа, слева, вверху, внизу

Игровая задача:

Рассказать, что увидела Машенька слева (справа) от себя, вверху (над головой), внизу (под ногами)

Посмотри вокруг себя, что увидели вы(справа, слева, сверху, снизу)

Игровые действия:

Помещаем изображение Машеньки в центр, сверху (над головой) – изображение солнца, справа (слева) – ель (береза), внизу (под ногами) – трава, ягоды, грибы, насекомые.

Правила игры:

Нужно рассказать, что увидела Машенька в лесу, называя пространственные ориентиры.

На какие предметы вы ориентируетесь, чтобы запомнить путь?

Дидактическая игра «Чего Машенька не увидит в лесу?»

Цель: учить детей правильно вести себя в лесу

Задачи:

Закреплять знаний детей о предметах живой и неживой природы, рукотворного мира человека

Закреплять представление детей о лесе и его обитателях.

Обогащать и активизировать словарь детей

Развивать наблюдательность, мышление, память

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь

Игровая задача:

Из предложенных картинок выбрать и зачеркнуть лишние.

Игровые действия:

На формате А4 изображено что можно увидеть в лесу, и что нельзя увидеть в лесу. Ребенку необходимо зачеркнуть то, чего Машенька не увидит в лесу. Ответить на вопросы.

Правила игры:

Нужно зачеркнуть то, чего Машенька не увидит в лесу.



Предварительный просмотр:

Картотека «Пальчиковых игр»для детей первой младшей группы

Карточка №1 «Весёлый человечек»

Цель: Развивать чувства ритма.

Описание:
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю.
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно,
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою,
Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Складывают пальцы в замок.

Карточка №2 «Водичка»

Цель:Развивать мелкую моторику.

Описание:
Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся.

Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.

Круговыми движениями погладить щечки.

Улыбнуться.

Показать зубки.

Карточка №3«Рыбка»

Цель: Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.

Описание:
Рыбка плавает в водице, (
Дети изображают сложенными)

Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт

рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт

Рыбка)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение

обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

Карточка №4 «Наш детский сад»

Цель: Развивать мелкую моторику.

Описание:
Этот пальчик хочет спать. (
поочередно загибать пальцы к ладошке)
Этот пальчик – прыг в кровать! (
начиная с мизинца. Затем большим пальцем)
Этот пальчик прикорнул.(
Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (
с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)
В детский сад идти пора –(
широко расставив пальцы.)

Карточка №5 «Как живёшь?»

Цель: Развивать память и внимание, воображение.

Описание:

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»!
(«шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (
протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (
кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (
помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (
2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

Карточка №6 «Овощи»

Цель: Стимулировать действия речевых зон головного мозга.

Описание:

Вырос у нас чеснок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (
средний)
Тыква, капуста, картошка (
безымянный)
Лук и немножко горошка(мизинец)
Овощи мы собирали, (
мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (
средний)
С дачи домой увозили.(указательный)
Прощай же на год, (
большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки).

Карточка №7 «Апельсин»

Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Описание:

Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (
показывают 10 пальцев)
А он один (
показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра (
загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (
сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!!
(«бегут» пальцами по столу).

Карточка №8 «Ёжик»

Цель: Формирование начальной скоординированности движений обеих рук.
Описание:

Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.
(Дети загибают по очереди
пальцы сначала на левой руке,
потом на правой руке.
В конце упражнения руки
у них должны быть сжаты в кулачки).

Карточка №9 «Помощник»

Цель:Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.

Описание:

Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
(Потирать ладошки друг об друга,
«мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
(Разгибать пальцы из кулачка,
начиная с мизинца.
Выполнять имитирующие движения).

Карточка №10 «Радуются взрослые и дети»

Цель: установление эмоционального контакта, дружеских отношений.

Описание:

Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
(Выполнение по образцу
за педагогом движений:
на каждую строку дети загибают пальчик,
6 строка — сжимать и разжимать кулачок).

Карточка №11«Это я»

Цель:развитие мелкой моторики, профилактика и снятие утомления у дошкольников.

Описание:

Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала левый,

потом правый глаз).

Это ушки. Вот. Вот. (Берутся за левое ухо, потом за правое)

Это нос. Это рот. (Показывают рот левой рукой, нос-правой)

Там спинка. Тут живот. (Кладут левую руку на спину,

правую – на живот).

Это ручки. Хлоп, хлоп. (Вытягивают вперёд обе руки, 2 раза

Хлопают).

Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бёдра, 2 раза топают)

Ой, устали. Вытрем лоб. (Проводят правой ладонью по лбу).

Карточка №12 «Грибы»

Цель: Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Описание:

Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог -
большой
Выросли опята, -
указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке–мизинец

Карточка №13 «Осень»

Цель: Развивать мелкую моторику.

Описание:

Ветер северный подул, - (подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул с-с-с – (
смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились –(
ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – (
постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, - (
постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, - (
плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл–(
ладони прижать крепко к столу.)

Карточка №14 «Девочки и мальчики».

Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Описание:

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (
прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (
приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так, вот так (
Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (
Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

Карточка №15 «Большие и маленькие»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Описание:

Были маленькие мы, (Дети сгибают и прижимают пальцы

к ладони).

Стали вдруг большие. (Растопыривают пальцы).

Шалунишки, шалуны, «Фонарики».

А дружные какие!

Солнцу рада детвора. (Сцепляют пальцы обеих рук в замок),

Пусть поярче светит! (ладони сжимают).

Пляшут с самого утра

На полянке дети.

Карточка №16 «Дружба»

Цель: Развивать память и внимание, воображение.

Описание:

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (
Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (
Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОТЕШЕК

СОРОКА

Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)

ВАРЕЖКА

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)

ЛАДУШКИ

- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)

ЗАМОК

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

БРАТЦЫ

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

***

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Тили- тили -тили - бом!

Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

***

Ай-дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу

Во серебряную.

Труба точенная,

Позолоченная.

***

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет -

Забодает, забодает,

Забодает.




Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.


«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед родителями и педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Уже в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей раннего возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети раннего возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).


Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «В ГОСТИ К БАБУШКЕ АРИНЕ».

ЗАДАЧИ:

  1. Расширять кругозор детей.
  2. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, делать элементарные выводы и умозаключения.
  3. Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.
  4. Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками театрализации.

МАТЕРИАЛ: дорожка, домик-модуль, кошка игрушка, птичка, красивый платок, курочка, чайник игрушечный, самовар, пироги (настоящие для угощения).

НОД

Воспитатель в группе беседует с детьми.

Воспитатель. Ой, ребятушки, мои детушки. Нынче день у нас особенный, развеселый. Бабушка Арина нас в гости к себе звала-приглашала. Хотите пойти в гости?

Ответы детей.

Воспитатель. Да и как не пойти-то? Бабушка добрая, любит внучат и встречает так весело, так приветливо.

Воспитатель. Чтобы пройти к бабушкиному дому, мы пройдем вот по этой тропиночке.

Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки,
Пройдут по дорожкам,
Топнут, топнут ножками.
Топ! Топ! Той!

Дети с воспитателем идут дробным шагам Подходят к дому.

Воспитатель. А вот и бабушкин дом. Ждет, наверно, нас бабушка. Сейчас постучу.

Стучит.

Бабушка. Кто там? Иду-иду. Здравствуйте мои внучатки дорогие. В гости ко мне пришли. Всех я вас жду, всех помню.

И Юличка пришла.
Наша Юличка в саду
Что оладушек в меду
Что оладушек в меду
Сладко яблочко в саду.
И Ваня здесь.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ваня хороший!
Ваня пригожий!
И Варя пришла.
Наша Варя умница
Умница-разумница,
Про то знает вся улица.
Кот да кошка,
Мой друг Ермошка,
Да я немножко.

Бабушка. Как я вам всем рада. Ждала вас всех в гости. А знаете, кто мне скучать не давал? Мой кот Васька ходил рядышком, да песенки пел. Хотите на моего кота посмотреть? Позовите его.

Дети зовут: «Кис-кис-кис!»

Бабушка. Вот и мой Васька. Какой он?

Дети: пушистый красивый.

Бабушка. Так и хочется его погладить.

Дети гладят кота.

Бабушка. Кот мой непростой, а ученый. Он любит, когда про него стихи , да потешки рассказывают.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые. и т. д.

Бабушка. А хотите поиграть с моим котом?

Русская народная игра «Чижик».

Чижик в клетке сидел
Чижик в клетке громко пел

Дети: Чу-чу-чу я на волю улечу.

Кот ловит детей.

Бабушка. Выносит курочку.

Курочка моя, умница моя
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Давайте для нее споем песенку «Вышла курочка гулять».

Исполняют песню.

Бабушка. Молодцы!

Воспитатель. А какой у бабушки красивый платок.

Рассматривают.

Бабушка. А вы хотите поиграть с моим платком?

Рус. нар. игра «Ай тюшки!»

Ай тюшки, тюшки, тюшки .
Вырастали лопушки.
Лопушки рвали-брали
С ними весело играли. Ух!

Бабушка. Ловкие у меня внучата.

Я с вами поиграла и сама моложе стала. Все сюда вы выходите и со мною попляшите!

Под рус. нар музыку дети пляшут.

Бабушка. Устала, уморилась, но все равно, как хорошо с вами, внучатами. А вам понравилось у меня? Придете ко мне еще в гости?

Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания мои милые внучатки!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема:"Водичка –водичка умой моё личко"

Цель: знакомить детей со значением и содержанием потешки «Водичка, водичка; воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи; уточнить представления детей о значении воды в нашей жизни (нужна всем и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются); закрепить названия предметов гигиены (мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа)

НОД

Раздается стук в дверь: " Ой кто то к нам еще пришел ( воспитатель открывает дверь и выносит чумазую куклу Катю).
Воспитатель:
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.

Ребята, это же наша Катя, здравствуй Катя( все вместе здороваемся с Катей), посмотрите ребята, Катя, а почему же ты такая расстроенная, такая грязная, что случилось? Мы тебя даже не узнали. Катя хочет мне рассказать (подносит Катю к уху). Ребята, у Кати случилась беда, она шла на день рождение к своему другу Мишке и вся испачкалась, потому что упала в лужу. А что же такое, она просит нас о помощи, поможем Кате?
Дети: да
Воспитатель: Ребятки, что нам нужно сделать, чтобы помочь Кате?
Дети: нужно Кате вымыть ручки и помыть лицо.
Воспитатель: А для начала давайте мы с вами покажем Кате нашу пальчиковую гимнастику про водичку:

Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)
Воспитатель: Ребята, Кате понравилась наша гимнастика, мы с вами размяли пальчики, а теперь поможем Кате умыться. Посмотрите у нас с вами есть 2 тазика с водой, потрогайте сначала в одном тазике водичку? Какая в вода в этом тазу?
Дети: Холодная вода.
Воспитатель: а в другом тазу какая вода?
Дети: Теплая вода.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно сказали. Вытирайте свои ручки полотенцем и скажите мне, а какой водичкой мы будем мыть Кате ручки и лицо?

Дети: теплой.
Воспитатель: А почему теплой?
Дети: Потому что приятно.
Воспитатель: Правильно, потому что теплой водой умываться приятнее. Ну а для начала намочим Кате ручки, затем лицо, теперь намылим мылом.(В это время воспитатель проговаривает вместе с детьми потешку).

"Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок".

Воспитатель: Вот теперь Катю умыли мы с вами, а что же дальше надо сделать?
Дети: Взять полотенце и вытереть Катю.
Воспитатель: Правильно, вытрем Кате ручки и лицо. Посмотрите ребята, какая наша Катя стала чистая, веселая и теперь (воспитатель опять подносит Катю к уху) ребята Катя хочет с нами поиграть. Поиграем с Катей?
Дети: да .
Подвижная игра: "Дождь"
Воспитатель: становитесь ребята в круг:

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. бег

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово

Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. соединить руки над головой

Воспитатель: Ребята, Кате очень понравилось играть с вами, а еще Катя очень вам благодарна, что помогли ей стать чистой. А сейчас Катя спешит на день рождение к своему другу Мишке. Давайте скажем дружно до свидания Катя. Приходи к нам еще в гости.

Рефлексия: Ребятки, кто приходил к нам в гости? (Катя), а какая Катя к нам пришла?(чумазая). А как мы помогли Кате?(умыли). А чем мы умыли Катю?(водой и мылом),а водой какой? (теплой) и какая Катя у нас стала(чистой). Потешки какие мы с вами вспомнили ("Про водичку"), пальчиковую гимнастику вспомнили("Ах вода, вода..."), в подвижную игру поиграли("Дождь").



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в I младшей группе.

Тема: Показ кукольного театра по мотивам русской народной

Сказки «Курочка Ряба ». Лепка «Угостим цыплят горошком»

Цель: развитие диалогической речи ,творческих способностей посредством театрализованной деятельности.

Задачи: Напомнить содержание сказки «Курочка ряба», активизировать эмоциональное восприятие детьми сказки, формировать умение внимательно слушать и смотреть художественное произведение ,сочетать движение и речь, отщипывать небольшие комочки пластилина и раскатывать их между ладонями круговыми движениями. Развивать навыки общения, обогащать и активизировать словарь, общую и мелкую моторику ,координацию движений , тактильные ощущения , эстетическое восприятие. Закреплять умение различать желтый цвет. Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам (курочке и цыплятам) ,интерес к кукольному театру.

НОД

- Здравствуйте девочки и мальчики проходите к нам.

(раздается кудахтанье курицы ) Ой, к нам гости, посмотрим кто это (достает из под платочка курочку рябу)

Кто это? (курочка) (уточняет да это курочка ряба) Мы узнали курочку, а курочка нас не знает, познакомимся с курочкой поиграет в игру «познакомимся» (Курочка подаст вам крылышко, а вы скажите ей свое имя полным предложением, послушайте как я. ( берется за крылышко курочки и говорит свое имя) Меня зовут Наталья Вячеславовна, (курочка поочереди знакомится с детьми)

-Это не простая курочка , А из сказки.

- из какой сказки к нам курочка пришла? (обращается к детям)

(дожидается ответов детей)

- Ребята , вы сказки любите?

Хорошо! Проходите, присаживайтесь поудобнее на стульчики. Сказка начинается.

Воспитатель: Жили были… (Кто… выставляю игрушки деда и бабы.

Воспитатель: И была у них… (Кто… выставляю игрушку курочки.

Дети: Курочка

По ходу рассказа воспитатель после своих вопросов ставит фигурку следующего персонажа.

Воспитатель: (Хвалит детей за то, что помогли рассказать сказку)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, курочка принесла нам чудесный мешочек. Хотите узнать, что в нём? Давайте я посмотрю и скажу вам

Достает из мешочка шапочку курицы и цыплят.

Воспитатель: Вот эта шапочка мне подойдёт – я буду мамой – курицей, а вы моими ребятками – цыплятками.

Физминутка.

Мы с вами поиграем в песенку - игру “ Вышла курочка гулять”.

Вышла курочка гулять (Детки ходят по кругу)

Свежей травки пощипать (Присаживаются на корточки и имитируют щипание травы)

А за ней ребятки, жёлтые цыплятки. (Дети ходят за воспитателем)

Ко-ко-ко,ко-ко-ко, не ходите далеко (Указательным пальцем грозит)

Лапками гребите, зёрнышки ищите.

Съели толстого жука (Показывают руками большого жука)

Дождевого червяка (Показывают пальцем волнистую линию)

Выпили водицы (Показывают как пьют водичку)

Полное корытце (Показывают какое большое корытце)

Ко-ко-ко!

Лепка горошка.

Воспитатель: Как хорошо цыплятки гуляли, все зернышки склевали.

Чем кормить цыпляток будем. Вот беда!

Ребятки, цыплята не только зернышки клюют , я знаю , что они очень любят горох.

(обращается к детям) – Поможем цыпляткам–желтеньким ребяткам. Слепим из пластилина много горошин. Согласны?

Проходите к столам

Посмотрите, что у меня на тарелочке? Кусочек пластилина желтого цвета.

Присаживайтесь на стульчики. Этот кусочек такой большой, а горошины должны быть маленькими. Что же делать? Помогите мне. Я от большого комочка пластилина отщипну небольшую часть. Теперь из маленького комка мы скатаем шарик. Покажите, как мы это будем делать? (Дети выполняют круговые движения ладонями. Воспитатель скатывает шарик). Вот одна горошина готова. Чтобы она не потерялась, я аккуратно положу ее на полянку перед цыпленком. Вот и еще одна горошина готова. И ее я кладу на полянку. Как тяжело горох собирать! Может быть, вы мне поможете?

Дети выполняют лепку горошин , воспитатель помогает детям

Рефлексия.

Посмотрите сколько у нас получилось горошин. Какие горошины? (ответы детей) молодцы. Предложим нашим цыпляткам поклевать горох. Вместе со мной говорим - Кушайте цыплята горошины, мы их делали для вас.

Воспитатель спрашивает: Какую сказку мы с вами смотрели, ………

Курочке понравилось как вы позаботились о ее детках, приготовили много горошин, им надолго хватит кушать.

Давайте скажем Рябушке до свидания.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста «Сундучок с потешками»

Цель: Развивать речевую активность детей путем использования малых фольклорных форм.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - потешками, песенками.
2. Формировать умение эмоционально реагировать на юмор в русских народных потешках.
3. Вызвать у детей интерес к пальчиковым и подвижным играм.
4. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из потешек.
5. Активизировать словарь детей.

Ход:

Воспитатель:
Здравствуйте, мои деточки дорогие!
Маленькие да золотые,
Мальчишечки-малышечки,
Девочки-припевочки.
Давайте я на вас погляжу,
Да про каждого расскажу:
Посмотрите, какие у Сонечки щечки,
А у Вероники нашей красивые носочки,
Гоша такой румяный,
А Дима славный,
У Вари и Алены глаза блестят,
А у Софы ножки танцевать хотят,
У Полины, Ромы, Евы ручки играть хотят.
Пальчиковая игра:
Кула-кула-кулачок, (стучат кулачками)
Из ладошки сундучок, (соединяют две ладошки вместе)
Тук-тук-тук-тук (стучат кулачками)
Открывается сундук (раскрывают ладошки)
Вот кулак, а вот ладошка (показывают кулак и ладошку)
На ладошку села кошка (на ладошку ставят пальчики щекоткой)
И крадется потихоньку (шагают пальчиками по руке)
Видно мышка там живет (прячут руки под мышкой)
Воспитатель:
Посмотрите, ребятки,
Я вам принесла сундучок,
Сундучок не простой, а с потешками.
(достает из сундука кота)

Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые
Зубки белые.

Воспитатель:
Котик, а ребятки про тебя песенку знают.
Песня: «Кыска к деткам подошла»
Воспитатель:
Спасибо вам, ребятки! Как вы меня порадовали!
Котя-коток, а тебе понравилась песенка?
Кот:
Мяу-мяу!
Воспитатель:
А теперь давайте поиграем с котиком.
Подвижная игра «Кот и мышки»
Воспитатель:
Котя-коток! А что у тебя в сумочке?
Кот:
Пирожок!
Воспитатель:
А где ты его взял?
Кот:
Ходил котик на торжок, купил котик пирожок.
Воспитатель:
Дети, а что дальше было?
Дети:
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Воспитатель: Самому ли съесть либо деткам снесть?
Кот:
Я и сам укушу и ребяткам отнесу.
Воспитатель:
Спасибо, котик! Какой ты добрый, умный.
Котя, Котя, Котя-кошечка,
Приходи ты, Котя, в гости к нам,
Я тебе сметанки вкусной дам.
(котик лижет «сметанку»)
Воспитатель:
Все из блюдечка слизал
И за мышкой убежал
(котик, мяукает, убегает)
Вбегает мышонок, мечется, прячется.
Воспитатель:
Что с тобой мышонок?
Почему ты испугался?
Мышонок:
Я кота Ваську боюсь!
Спрячьте меня.
Воспитатель:
Не надо так бояться!
Кот Васька добрый, умный,
Он с нашими ребятками сейчас играл.
Послушай лучше, как ребятки в «Ладушки» играют.
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что вы ели?
- Кашку, пили простоквашку.
Попили, поели,
На головку сели,
Шу-у-у-у полетели.
Подвижная игра: «Огуречик, огуречик»
Дети идут за воспитателем и говорят:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
(Дети убегают, а мышка старается кого-нибудь поймать).
Воспитатель:
Ах, какие вы хорошие мои ребятки.
Как хорошо вы мне помогали
Пальчиками играли,
Ножками топотали,
Язычком разговаривали.
Чем же мне вас отблагодарить?
Ну-ка загляну я в свой сундучок.
Сундучок, сундучок
Позолоченный бочок
Расписная крышка,
Медная задвижка,
Раз, два, три, четыре, пять
Пора деток угощать.
(достаются угощения)



Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста».

В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ МНОЮ БЫЛА ИЗУЧЕНА ТЕМА

«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.

Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах.

Цель работы:

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

-развитие речевых способностей детей раннего возраста;

-развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря;

-воспитание интереса к художественной литературе, формирование эмоциональной отзывчивости на него;

-воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах и образовательном процессе;

Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой. Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.

Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.

Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Анечка хорошая,

Анечка пригожая.

Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.

Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты.

Чики, чики, чикалочки.

Едет Максим на палочке,

Танечка в тележке

Щёлкает орешки.

Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.

Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.

Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.

Кисонька - мурысенька,

Где была?- На мельнице.

-Курочка - рябушка,

Куда пошла?

На речку.

-Курочка - рябушка

Зачем на речку пошла?

За водицей.

Курочка - рябушка, зачем тебе водица?

Цыпляток поить.

Как твои цыплята водичку будут пить?

-пи, пи, пи.

Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.

Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока ворона», «Мы капусту рубим», «Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.

Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.

Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать. Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Бобовое зёрнышко»и др., дети овладевают языком своего народа.

Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.

Наши малыши любят играть в «Зайка серенький сидит»», «У медведя во бору», «Пузырь», «Каравай», «Гуси - гуси» .

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать

Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.

В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги - раскладушки, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.

В папке-передвижке помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор».

В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.



Предварительный просмотр:

Тема: По лесной дорожке шагают наши ножки.

Цель: : Привитие любви к русскому народному творчеству, эмоциональной отзывчивости на чтение потешек.
Задачи: Помочь вспомнить потешки, выученные ранее, учить читать громко, выразительно, проговаривая слова. Учить детей отвечать на вопросы, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Развивать выразительность речи, способствовать формированию звуковой культуры речи, развивать память, активизировать в словарном запасе детей прилагательные, описывающие внешние признаки животных. Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора.
Воспитывать уважение к живому, меткому народному слову, к творчеству русского народа. Вызвать чувство симпатии к знакомым персонажам, создать радостное настроение от встречи с ними.
Предварительная работа: Чтение потешек, заучивание их наизусть, обыгрывание потешек, стихов, отрывков из сказок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и картин, пополнение словарного запаса, его активизация.
Материал и оборудование: Игрушки: кот, медведь, петух, заяц;

НОД

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам,

По маленьким листочкам.

Воспитатель: Вот мы и пришли! Здесь нас встречает котик. Здравствуй, котик! Что- то ты сегодня грустный.
Воспитатель: (Опосредованно от имени котика) «Здравствуйте, ребята! Я у вас уже давно живу и каждый день вы рассказывали о себе, о своих играх, а обо мне вы ничего не рассказывали, вот я и загрустил».
Воспитатель: Дети, вы согласны помочь котику? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте присядем на ковёр вместе с котиком и продолжим наш разговор.
Чем мы можем помочь котику? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, нам нужно котика развеселить, чтобы он не грустил. Что мы можем для этого сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще мы знаем про котика русскую народную потешку. Давайте расскажем ее котику. Котик, сейчас мы тебе устроим концерт, дети по очереди будут читать тебе потешку. А вот кто будет читать, выберет котик. Кого он коснется лапкой, тот и прочтет потешку.

Киска, киска, киска брысь

На дорожке не садись

Наша деточка пойдет

Через киску упадет.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш котик развеселился. Ему понравилось, как вы рассказали потешку. Посмотрите, какой котик?
Дети: Красивый, пушистый, добрый, ласковый, нежный.
Воспитатель: Он очень добрый, ласковый, давайте его погладим. Котик очень дружелюбный и хочет, чтобы каждый ребенок в группе его погладил. (Дети гладят кота).

Посмотрите, кто там спрятался? (ответы детей) Правильно - это зайчик. (игрушку зайчонка воспитатель берет на руки и исполняет роль зайки), рассматривают зайчика.

Проводиться игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

(Дети разбегаются врассыпную, а воспитатель берёт лисичку и бежит за зайками).

Затем воспитатель спрашивает детей. Кто же зайку напугал?

(Хоровые и индивидуальные ответы)

Посмотрите, кто там спрятался? (ответы детей) Правильно – это петушок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Посмотрите,кого мы встретили? (ответы детей) Это мишка! Давайте с Мишкой поздороваемся – здравствуй мишка. А чем мишка занят? (за мишку говорит воспитатель)

Мишка: Я хожу по лесу собираю шишки, а потом сварю варенье на зиму.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем мишке собрать шишки.

Проводиться игра-инсценировка «Мишка косолапый». Дети собирают шишки рассыпанные на полу в корзину. Воспитатель читает текст

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает
И в карман кладёт.

Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб...
Рассердился Мишка
И ногою - топ!

Воспитатель: молодцы ребята помогли собрать мишки шишки для варенья, и мишка вам приготовил подарочки. Теперь мы пойдем обратно в детский сад по дорожке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...

"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...

Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...

План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»...

"Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год....

Применение устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

Применение  устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста...