"Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".
материал (младшая группа)
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_samoobrazovaniya.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МК ДОУ Поныровский детский сад «Ромашка».
Тема самообразования: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста».
Подготовил:
воспитатель1 квалификационной
категории Лукашова А. Л.
2022-2023г.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста;
- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы для работы с детьми;
- продолжать ознакомить детей с устным народным творчеством, приобщать детей к русскому фольклору; обогащать речь детей, развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
- сплотить детский коллектив, воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- Этап работы над темой самообразования: 1 год
- Актуальность
- Одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая, культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.
Знакомство с таким материалом интересно и само по себе (как часть нашего прошлого, нашей истории), и по той причине, что этим многовековым периодом во многом определяется сегодняшний тип русской культуры и русского характера. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста».
ч
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
фол Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки).
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Консультации и рекомендации для родителей и педагогов ДОУ
- Презентация педагога по теме самообразования.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
План деятельности воспитателя по теме самообразования
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение. Формирование методического комплекса. | Работа с детьми Работа с родителями воспитанников Работа с педагогами ДОУ Обогащение РППС. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Оформление результатов работы. Презентация отчета по самообразовании на педсовете ДОУ. |
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап | |
Изучение методической литературы Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами | В течение года | |
2. | Практический этап | |
2.1. | Тема: «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника. Роль потешек в развитии речи ребенка». Работа с детьми: 1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности. 2) Чтение детям русских народных сказок. 3) Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам малых форм фольклора. 4) Разучивание и проговаривание потешек. Работа с родителями: 1) Создание красочных книг с потешками для детей. 2) Создание картотеки потешек для работы с детьми. Работа с коллегами: 1) Консультация: «Роль фольклора в развитии детей». | Сентябрь В течение года Сентябрь Сентябрь |
2.2 | Тема: Изучение темы «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста». Работа с детьми: 1) Использование загадок в образовательной деятельности. 2) Загадки в режимных моментах. Работа с родителями: 1) Создание красочных книг с загадками для детей. 2) Наглядно – текстовая информация: «Загадки, поговорки, пословицы». 3) Консультация для родителей «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста Работа с коллегами: 1) Оформление консультационной папки "Роль загадки в развитии ребенка" | Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь |
2.3. | Тема: «Использование фольклора в работе с детьми». Работа с детьми: 1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». 2) Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор. Работа с родителями: Включение темы в повестку дня на родительском собрании: «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей». Работа с коллегами: 1) Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» | Ноябрь Ноябрь - декабрь Ноябрь - декабрь Ноябрь |
2.4. | Тема: «Роль сказки в воспитании детей». Работа с детьми: 1) Настольно – печатные игры по народным сказкам. 2) Рисование по мотивам сказок. Работа с родителями: 1) Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». 2) Беседы на тему: «Мои любимые сказки». Работа с коллегами: 1) Создание папки - передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». 2) Составление картотеки по русским, и сказкам других народов. | Декабрь В течение года Декабрь Декабрь |
2.5. | Тема: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам». Работа с детьми: 1) Настольно – печатные игры. 2) Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. Работа с родителями: 1) Беседы на тему: «Народные игры – как средство социализации детей». 2) Консультация: «Влияние народной игры на социализацию ребёнка». Работа с коллегами: 1) Консультация на тему: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». | Январь В течение года Январь Январь |
2.6. | Тема: «Устное народное творчество как средство духовно - нравственного развития личности ребенка». Работа с детьми: 1) Лепка сказочных героев. 2) Создание декоративного узора, путем использования нетрадиционных техник.
Работа с родителями: 1) Семейный конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное фото или о том, как она делалась). 2) Консультация: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». Работа с коллегами: 1) Взаимопросмотр «Устное народное творчество в режимных моментах». | Февраль Февраль Февраль Март |
2.7. | Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». Работа с детьми: 1) Развлечение «Широкая Масленица». 2) Рисование по мотивам потешек. 3) Проговаривание и заучивания потешек и скороговорок.
Работа с родителями: 1) Совместное творчество детей и родителей (выставка детских работ на тему: «Игрушка своими руками»). Работа с коллегами: 1) Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». | Март В течение года Март Март |
2.8. | Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек». Работа с детьми: 1) Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Работа с родителями: 1) «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей). 2) Семейный конкурс рисунков по мотивам потешки. Работа с коллегами: 1) Консультация: «Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников». | Апрель В течение года Апрель Апрель |
2.9. | Тема: «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве». Работа с детьми: 1) Просмотр презентации «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве». 2) Роспись сувениров гжелью, хохломской и городецкой росписью Работа с коллегами: 1) Отчет по теме самообразования. Презентация. . | Май В течение месяца Май |
Список литературы для изучения по теме самообразования:
:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.;
Большая книга для маленьких «Сборник потешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ / Новосибирск; Западно – Сибирское издательство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".
Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...
Влияние устного народного творчества на развитие детей раннего возраста.
Данная статья разработана для педагогов и родителей....
"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"
В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...
"Влияние устного народного творчества на развитие детей"
Самообразование...
Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста
В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...
План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»...
Применение устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста
Применение устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста...