Развитие речи "Дифференциация звуков с и ш"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Организованная образовательная деятельность
образовательная область «Речевое развитие»
раздел «Развитие речи»
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»
возрастная группа: старшая
Выполнил:
Воспитатель
Гареева Р.Г.
Категория: первая
г.Туймазы – 2020 г.
Цель:
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков [с]-[ш]
Задачи:
-образовательные:
- Закрепить правильное произношение звуков [с]-[ш]» изолированно, в слогах, словах, предложениях.
- Учить детей различать звуки [с]-[ш]- на слух и в произношении.
- Совершенствование навыка звукового анализа слов, определять позицию звука в словах.
- Умение называть слова с заданным звуком.
- Закреплять навык составления предложений по предметным картинкам.
-развивающие:
- Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.
-воспитывающие:
- Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие;Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; Физическое развитие.
Словарная работа: собака, лиса, ананас, шапка, кошка, ландыш, автобус, сомолет.
Предварительная работа:
Д/и «Поймай звук», «Четвертый лишний»
Рассматривание картинок, звуковой анализ слова
Физминутка
Д/у «Отгадай загадку»
Вопросы, загадки, проговаривание звуков
«Слоговая песенка».
Средства реализации:
-демонстрационный материал: картинки
-раздаточный материал: предметные картинки на звук «С» и «Ш» в начале, в середине и в конце слова.
карточки на каждого ребёнка.
Литература.
-В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» в старшей группе детского сада.
М.,2010
-Т.И.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» старшая группа.
М.,2005
-Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками» М.,2007г
Ход .
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Улыбнемся и поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Дети,представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
( Дети поднимают руки).
Воспитатель: Вдруг подул теплый ветерок: ш- ш- ш, зашелестели листья.
( Дети быстро- быстро шевелят пальчиками).
Воспитатель:Вдруг налетел холодный ветерок: с- с- с, закачались деревья.
( Дети покачивают и машут руками).
Воспитатель:Ветер затих, не шевелятся больше, ни листочки, ни ветки.
(Дети расслабляются).
Дети садятся за стол.( Осанка)
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришли девочка Соня и мальчик Шура. Они ходили в наш детский сад. Теперь они ученики и хотят посмотреть, как мы готовимся к школе, и какие мы внимательные.
Дети, скажите, какой первый звук вы услышали в имени Соня?
Дети: звук С
Воспитатель: А какой первый звук в имени Шура?
Дети:звук Ш.
Воспитатель:Сегодня мы повторим звуки С и Ш и научимся их различать.
Дети, давайте споем песенку теплого ветерка.
Дети:ш- ш- ш. ( Хоровое повторение)
Воспитатель:Наши губы какие?
Дети:Губы круглые.
Воспитатель:Где находится наш язычок?
Дети:Язычок наверху.
Воспитатель:А теперь подуем :ш- ш- ш – и проверим теплый ветерок или холодный?
( Проверяем тыльной стороной ладони).
Воспитатель:А сейчас споем песенку холодного ветерка: с- с- с. Что делают наши губы?
Дети:Губы улыбаются.
Воспитатель:Где спрятался наш язычок?
Дети:Язычок спрятался за нижние зубы.
Воспитатель:А теперь проверим, холодный ветерок дует или нет.
( Проверяем тыльной стороной ладони).
Воспитатель:А сейчас покажем нашим гостям, какие мы внимательные. А давайте мы с вами поиграем! Моя кисть – это наш язычок. Если пальчики опущены вниз произносим слог – са, если пальцы наверху слог – ша.
( Воспитатель меняет положение руки).
Дети:Са-ша- ша-са и т.д.
Воспитатель:Какие у вас языки молодцы! Научились различать трудные звуки. Готовы ли вы четко и правильно повторить чистоговорки?
Дети:Да.
Са-са-са- в лесу бегает лиса.
Ша-ша-ша- Соня моет малыша.
Шу-шу-шу- я письмо пишу.
Су-су-су- холодно в лесу.
Воспитатель:Молодцы! А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Воспитатель: Дети, а давайте мы вспомним как мы ловили звуки в словах. А теперьловим звук С в слове лиса. Как только услышали звук С. – ловим его. Приготовились. Где вы поймали звук С: в начале, в середине или в конце слова?
Дети:В середине слова.
Воспитатель:Хорошо. А теперь ловим звук С в слове ананас. ( слова: шуба, кошка).
Дети перед вами лежат картинки. В них живут звуки С и Ш. Сейчас вам нужно подумать и определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце.
Воспитатель: Сейчас каждый работает сам. Кто хочет выполнить задание у доски? ( Один ребенок выполняет у доски). Сабрина, скажи, как ты выполнила задание?
Ребенок: В слове собака звук с находится в начале слова.
Воспитатель:Молодцы, все справились с заданием. Я сейчас поменяйтесь картинками друг с другом и составьте предложение с новой картиной.
( Дети составляют, поднимают руку и произносят).
Воспитатель:Дети, нашим гостям пора прощаться с нами. А теперь я вам предлагаю подарить картинки Шуре и Соне.
Анализ занятия
Воспитатель:Чьи песенки мы сегодня повторили?
Дети:Теплого и холодного ветерка.
Воспитатель:Какие звуки мы учились различать?
Дети:С и Ш.
Воспитатель: Какие игры играли?
Дети:Ловили звуки, повторяли чистоговорки, составляли предложения.
Воспитатель:
А сейчас скажем наш девиз.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре -
Говорим все четко, внятно
Что бы было всем понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Звук [М]
ЦЕЛИ:- Познакомить со звуком «М».- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.- Закреплять навыки д...
Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и букв С-З
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области "Коррекционная работа" в подготовительной к школе группе на тему "Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и...
КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по расширению ориентировки в окружающем (развитие речи) "ЗВУК «К»"
Учить детей правильно и отчетливо произносить звук "К".Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из двух-трех слов. Способствовать развитию артикуляционного ап...
Развитие речи. Звуки [з и з,] и буква З
Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (...
Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».
Коррекционно-образовательные задачи. Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков: чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и диффер...
Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»
Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...
Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".
В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....