Этапы работы по букварю.
консультация (подготовительная группа)

Букварный период в специальной (коррекционной) школе подразделяется на четыре этапа. На каждом этапе после изучения материала предусматривается время для закрепления пройденного, для дифференциации сходных звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_po_bukvaryu.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО БУКВАРЮ.

На первом этапе учащиеся усваивают гласные [а], [у], [о], сонорный согласный [м] и глухие длительные согласные, различные по месту образования: [с], [х]. Кроме изучения звуков и букв, школьники читают слова, состоящие из двух гласных (ау, у а), закрытый двухбуквенный слог (ом, ах, ох) и открытый прямой слог (ма, му, ха) и др. Большинство слогов, которые читаются на первом этапе, фактически совпадают со звукоподражательными словами. Каждое прочитанное слово разбирается по звуковому составу и значению. Для лучшего усвоения значения слова используют различные пособия (натуральные предметы, картины), демонстрацию действий. Знакомству с буквой предшествует большая работа по определению наличия звука в слове, по его выделению, по наблюдению за артикуляцией. После ознакомления с буквой фонетический анализ обогащается еще одной операцией: первоклассники устанавливают место каждого звука в слове, их последовательность. Для выявления наличия звука в слове используют следующие приемы: -отбор картинок, в названиях которых есть изучаемый звук; —выполнение учениками различных действий (хлопанье в ладоши, приседание, показ знака светофора и др.) на слова с заданным звуком; —называние детьми слов с требуемым звуком в прочитанном учителем четверостишии; —выделение звукоподражательного слова из предложения (Гусь шипит: ш-ш-ш). В процессе обучения грамоте широко используется индивидуальный подход к детям, имеющим более серьезные нарушения в функционировании отдельных анализаторов. Применяются различные вспомогательные средства: буквы из наждачной бумаги, разборные буквы, картинная азбука, рисование буквы в воздухе с закрытыми глазами, соотнесение выделяемого звука с определенной фигурой или цветом, откладывание кубиков и их подсчет при правильном назывании букв, сравнение (сколько кубиков было вчера и сколько сегодня). Для закрепления навыков, приобретенных на первом этапе, в конце его рекомендуется предлагать детям следующие задания:

 1. Назвать пройденные буквы.

2. Указать, как обозначается на письме тот или иной звук.

 3. Определить по артикуляции звук, произносимый без голоса сначала учителем, затем учащимися.

 4. Определить, в каком из названных слов встречается звук, заданный учителем.

 5. Отобрать картинки, в названиях которых также имеется этот звук.

 6. Назвать слова с нужным звуком.

 7. Определить место звука в слове (в начале и в конце).

8. Читать слоги, сравнивать сходные по звукам слоговые структуры (ах —дев).

9. Разложить на звуки предложенные учителем или подо бранные учениками слоги и слова, зафиксировать их в виде условно-графической схемы, составить из букв разрезной азбуки, записать на доске.

10. Списать с классной доски или букваря буквы и слоги в тетрадь.

 11. Запомнить изученные слоги.

 12. Правильно и плавно прочитать слоги по букварю или в подписи под картинкой.

 13. Рассмотреть картинку, выяснить ее содержание, составить предложение, включив в него прочитанное слово. Большинство названных заданий выполняется в играх или в упражнениях с элементами игры

На втором этапе учащиеся знакомятся с длительным глухим звуком [ш], с сонорными [л], [н], [р], с гласным [ы]; учатся читать и писать соответствующие буквы; продолжают работать с прямыми двубуквенными слогами (ла, на); знакомятся с закрытым трехбуквенным слогом (нос); учатся читать слова, состоящие из гласной и прямого слога (у-ра, о-сы), из обратного и прямого слогов (ум-на), из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша), из трехбуквенного закрытого слога (сын), и короткие предложения. Работа по фонетическому анализу слогов и слов остается такой же, как и на первом этапе. Самого серьезного внимания на этом этапе заслуживает дифференциация сходных звуков (м — н, с — ш, р —л, а — о, с — х,л — м) и букв. Упражнения на звуковую дифференциацию включают в артикуляционную гимнастику, проводят в виде игр: отгадай, что получилось (одна буква заменяется на другую: Маша — наша, сом — сон); кто быстрее (дети отгадывают предметы на закрытых картинках, названия которых начинаются с оппозиционных слогов) и др. Для закрепления навыков, приобретенных на втором этапе, рекомендуются следующие задания:

 1. Быстро назвать изученные буквы. -!

2. Подобрать к произносимым звукам соответствующие] буквы.

 3. Соотнести печатный и рукописный варианты букв.

4. Правильно произнести сходные звуки [с] — [ш], [р] — [л], [м] — [и] и слоги с ними.

5. Сравнить слоги, составленные из одинаковых букв, определить их сходство и различие (он, но).

6. Подобрать примеры, в которых изучаемый звук находится в начале, в середине или в конце слова.

 7. Прочитать слоги с одинаковыми гласными или согласными буквами (ма, та, ла; са, со, су).

 8. Дополнить, ориентируясь на картинку, недостающий слог до слова.

9. Сложить слова из слоговых карточек.

10. Отгадать второй слог, подобрать слова, в которых тоже есть этот слог.

 11. Прочитать слова по букварю, короткие предложения и подписи к картинкам. Найти на картинке изображение того, о чем прочитано, ответить коротко на вопрос учителя по прочитанному.

 12. Выложить условно-графическую схему слова, предложения.

13. Сложить прочитанные слоги, слова и предложения из букв разрезной азбуки, списать с доски, букваря.

На третьем этапе обучения грамоте школьники изучают глухие взрывные согласные [к], [п], [т], длительные звонкие согласные [з], [в], [ж], звонкие взрывные согласные [б], [г], [д], гласный [и], щелевой согласный [и], мягкий знак.

 На этом этапе дети усваивают понятие мягкости согласных и способ ее обозначения —буквами и, ь. Из слоговых структур изучаются прямой слог с мягкими согласными (пц), закрытый слог с твердыми и мягкими согласными, состоящий из трех или четырех букв (кот, кит, конь). Основные трудности этого этапа состоят в выработке у школьников умения читать слоги с мгновенными согласными и с мягкими согласными, правильно произносить слоги со звуками [к], [п], [т], сходными по артикуляции со звуками [г], [б], [д], которые также вводятся на данном этапе. Закрепление умений, формируемых на этом этапе, происходит в процессе следующих упражнений: 1. Быстрое узнавание и называние указанных букв.

 2. Дифференциация сходных печатных и рукописных букв (т — г, ж — к — х; д — б, д — з, п — т).

 3. Соотнесение звука и буквы, их печатного и рукописного вариантов.

 4. Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звука ми: звонкими и глухими-(да — та, дам — там)', шипящими и свистящими (жо — зо, кожа — коза)', мягкими и твердыми (мила — мыло, жар — жарь); гласным [и] и согласным [и] (мои — мой).

 5. Постоянное повторение слоговых структур, их запоминание для узнавания «в лицо».

 6. Сравнение слогов и слов, отличающихся одной буквой или их количеством (был — бил, рыба — рыбак).

7. Более самостоятельное составление условно-графических схем слов (с цветовым изображением гласных и согласных звуков) и предложений.

8. Подбор слов и предложений к условно-графическим схемам.

9. Чтение трехсложных слов и слов, состоящих из новых слоговых структур: хо-ди-ла са-дик по-пу-гай ва-ри-ла ку-бик хо-ро-ший

10. Письмо слов и предложений под диктовку после предварительного устного разбора или послогового проговаривания. Так же как и на предыдущих этапах, большое место в процессе закрепления занимают игры и игровые приемы: узнай букву по ее элементам (овал и петля внизу); отгадай букву: эта буква широка и похожа на жука; назови сам элементы буквы и предложи угадать товарищам; отгадай спрятанный предмет по первому (последнему) слогу его названия; кто больше составит слов по слоговой таблице; поиграем в домино со слогами на фишках и др.

 На четвертом этапе обучения грамоте школьники усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотребительные звуки, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва). Большие затруднения на этом этапе умственно отсталые дети испытывают прежде всего при освоении слогов со стечением согласных и с йотированными гласными.

 На третьем и четвертом этапах возрастает количество слов и предложений; предлагаемых для чтения. Уровень владения навыками чтения у учащихся одного и того же класса оказывается разным. Поэтому приходится индивидуализировать процесс чтения, используя не только текст букваря, но и карточки с более легким и более сложным текстом, карточки со слогами и словами, специально составленные учителем книжки-малышки с картинками и различными по сложности текстами, по возможности чаще прибегать к игровым приемам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как работать с букварем»

Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз». Представляю вашему вниманию консультацию для родителей в подготовительной группе на тему:«Как работать с букварем»[[...

Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным.

Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным....

Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР. Подготовительный этап работы»

В данной статье приводятся примеры дидактических игр и упражнений (на вербальном и невербальном материале)по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР на подготовительном этапе работы...