Доклад на тему: " Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"
материал (средняя группа)
Доклад на тему: " Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
" Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"
Устное народное творчество обладает всеми предпосылками для успешной и эффективной социализации дошкольников.
В ходе познания фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувст, получает информацию о нормах общения.
В работе с детьми широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.) . В устном народном творчестве,как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Для развития социально-эмоционального поведения у детей большую роль играет сказка. Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь сбрасывая зажимы, открывая спрятанные глубоко в под сознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятия себя таким, какой ты есть.
Для развития мелкой моторики использую различные пальчиковые игры как «Сорока-ворона», «Сидит белка на тележке», «У нашей бабушки десять внучат», или:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья!
Сопровождаю различные режимные моменты потешками, процесс умывания : «Водичка, водичка, умой мое личико…»
При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд… »
Во время кормления: «Умница Сонечка, ешь кашу сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Разучиваем с девочками колыбельные песенки: «Баю-баюшки, баю», «Спи, моя радость, усни».
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слова, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. На стол выставляю несколько игрушек, про каждую игрушку нужно придумать загадку. Например, лиса -хитрая, рыжая с красивым хвостом.
На материале фольклора с помощью игры учу детей разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку – бух!
дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Для наилучшего восприятия сказки активно использую различные виды театров: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаю детей к участию в театрализованной деятельности. Инсценируем сказки : «Теремок» и др.
В работе c детьми использую подвижные игры, «Кот и мыши», «Гуси-гуси»
«Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик»,
«У медведя во бору»;
хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки».
Также знакомлю детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой, ) праздник осени,(спортивные праздники.Дети узнают, как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.На праздники разучиваем с детьми колядки,заклички,русские народные песни.
Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.
Провожу с детьми беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них храниться? Кто туда ходит и зачем?Тем самым вызываю интерес к мини-музею «Русская изба»,созданному в группе.
В музее собраны разнообразные предметы старины: )самовар,(деревянные ложки, железный утюг, туесок из бересты, скатерти и полотенца вышитые вручную), тряпичные куклы, элементы одежды и обуви,музыкальные инструменты. Детям очень нравиться в музее, ведь там можно не только смотреть,но и все потрогать,примерить,поиграть
Привлекаю родителей к участию в различных конкурсах :«Поделки из природного материала», «Мастерская Деда Мороза»; изготовлению атрибутов для мини-музея, театра; благоустройству и озеленению участка.
Таким образом, использование устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка ,подготовки его к выполнению соответствующих социальных ролей в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества ...
«Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества»
В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической раб...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей посредством устного народного творчества».
Консультация для воспитателей...
СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Занятие по формированию ФЭМП...
«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, ...
«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»
Обобщегние опыта работы....
Доклад на тему: "Формирование математических представлений средствами устного народного творчества"
Очень важную роль в развитии интеллекта и умственном воспитании ребёнка играет математика. При ее изучении у ребенка развивается воображение, образное представление, смекалка, память и это далек...