СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
план-конспект занятия по математике
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Огромную роль в умственном воспитании ив развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу.
Но детство невозможно передать без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов.
Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для школьника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов устного народного творчества. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Ребенку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
На НОД и ФЭМП фольклорный материал оказывает влияние на развитие речи, требует от ребенка определенного речевого развития.
Например:
Вспомните пословицы, поговорки где встречают число 7
Дети перечисляют:
Семь бед - один ответ.
Семеро одного не ждут.
Лук от семи не дуг.
За семью морями.
До седьмого пота.
Семь раз отмерь – один отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Именно через использования устного народного творчества отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях математике, воспитывается интерес к предмету.
Таким образом, если в работе с дошкольниками используется элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей. Поэтому цель, которую перед собой должен ставить педагог- создание развивающей среды, основанной на устном народном творчестве, направленная на формировании элементарных математических представлений дошкольников.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачки. Воспитатель должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование устного народного творчества так же важно для пробуждение у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
В монографии Г.С.Виноградова « русский детский фольклор. Игровые прелюдии» предпринята классификация детского фольклора, в частности считалок, в основу которых положен словарный состав. Такая классификация, в полнее обоснована, и до сих пор не было предложено ничего лучшего. Г.С. Виноградов отнес к считалкам - числовкам стихи, содержащие счетные слова( Раз, два, три, четыре. Мы стояли на квартире ).
Таким образом, устное народное творчество приносит радость приобщения к светлым мыслям, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимание памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении определенного знания.
Используются разнообразные литературные средства . В художественных произведениях образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание «интрига», новые математические термины( например тридевятое царство), Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.
Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого средства отношения ( например: сюжет «маша и медведи») в котором смоделированы размеры отношения – серия из трех элементов; сказки по типу» гномы и великаны», истории моделирующие некоторые математические отношения и зависимости. Сюжеты: образы персонажей, « мелодика» языка произведения и « математическая интрига» определяют собой единое целое.
В дидактических целях часто используются произведения, в названиях которых присутствуют указания на числа. В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения.
Отсюда как следствие, можно провести следующую работу с детьми:
- сочинения историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета, предусматривая применения счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета;
- сочинения математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета и представить их в образной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-962766-1509471632.jpg)
Методическая разработка "закрепление элементарных математических представлений посредством устного народного творчества"
Я, Токарева Наталья Николаевна, воспитатель в подготовительной группе МБДОУ д/сад №39 разработала проект НОД на закрепление элементарных математических представлений, который может способствовать сове...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102719-1547569878.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей посредством устного народного творчества».
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-1381437-1643269815.jpg)
«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/05/picture-1067682-1565038738.jpg)
Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»
Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...