«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»
материал
Обобщегние опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 49.01 КБ |
foto_prilozhenie.docx | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа
город Волгореченск Костромской области
«Детский сад № 2 «Солнышко»
Обобщение опыта по теме:
«Развитие речи детей посредством
устного народного творчества»
Воспитатель: Рассадина Ольга Михайловна
2022 г.
Содержание:
- Теоретическое обоснование.
- Актуальность.
- Описание педагогической технологии опыта.
- Цель и задачи.
- Принципы.
- Направления.
- Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.
- Методы и приёмы.
- Результат работы.
- Перспектива.
- Библиография.
- Приложение.
- Теоретическое обоснование.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.
Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения
Считаю, что воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС задачи ставит следующие: формирование не только правильного разговора, но и мышления малыша. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС ведется в нескольких направлениях:
- обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;
- наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
- систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
- воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
- создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
- поддержка формирования познавательных процессов у малышей.
Основная задача любого воспитателя - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
2. Актуальность.
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи.
Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов:
- Сократ и Платон создали теорию подлинного красноречья.
- Константин Дмитриевич Ушинский стал основоположником методики первоначального обучение родному языку. Считал устное народное творчество - важным аспектом в обучении родному языку.
- Елизавета Ивановна Тихеева - известный общественный деятель в области дошкольного образования, большое влияние оказала на содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.
- Ефим Аронович Аркин - великий педагог, считал речевое общение детей со взрослыми – источником познание маленьким ребёнком окружающего мира.
По мнению ученых, дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Тема моей работы выбрана не случайно. Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят. Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл». К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит потешки, загадки, сказки из уст родителей. А ведь именно они являются тем материалом, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы, связан с бытом, повседневной жизнью и затрагивает интересы и потребности детей дошкольного возраста.
Детский фольклор – это народные песенки, колыбельные, потешки, сказки, которые погружают ребенка в светлый уютный и убаюкивающий мир, оказывают врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребенка – сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребенка, развивает речь.
Для того, чтобы узнать на сколько эта тема близка родителям моих воспитанников, я провела анкетирование. Анализируя анкеты, узнала, какие малые формы фольклора им известны и, как часто они используют его в повседневной жизни. Некоторые родители затруднялись с ответом, т.к не придавали должного значения устному народному творчеству, а ведь многих трудностей можно было бы избежать, если систематически использовать народный фольклор в общении с детьми, который непосредственно влияет на их речевое развитие.
Поэтому, закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Наиболее типичные проблемы:
- Речь, состоящая лишь из простых, нераспространенных предложений (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).
- Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
- Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.
- Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
- Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
- Плохая дикция.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.
В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.
Развитие речи детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:
- речевое окружение (речевая среда);
- педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.
Во всём этом я вижу актуальность и важность выбранной темы.
Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем, необходимое условие нормального речевого развития.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей, с учетом их возрастных возможностей.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
- Описание педагогической технологии опыта.
- Цель и задачи.
Поэтому, я, как воспитатель, поставила перед собой
ЦЕЛЬ: обогащение речи детей по средствам устного народного творчества.
Достижение поставленной цели идет через реализацию задач.
ЗАДАЧИ:
- Воспитывать интерес у детей к устному народному творчеству.
- Развивать звуковую культуру речи, интонационную выразительность и фонематический слух, артикуляционную моторику.
- Обогащать и активизировать словарь дошкольников, опираясь на органы чувств (зрение, слух).
- Осуществлять взаимодействие с родителями по приобщению к устному народному творчеству.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение сопереживать, сострадать, радоваться, дружить.
- Принципы.
Принципы развития речи по ФГОС: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, развития языкового чутья, формирования элементарного осознания явлений языка, взаимосвязи работы над различными сторонами речи, обогащения мотивации речевой деятельности, обеспечения активной языковой практики.
В своей работе полагаюсь на общедидактические ПРИНЦИПЫ обучения. Они связаны между собой и определяют единство воспитания и развития ребёнка.
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Его суть - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребёнка.
Во-первых, стараюсь приложить все усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, формирую активный его словарь. Поэтому, создаю все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия с взрослыми, сверстниками.
В-третьих, пытаюсь вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаюсь передать детям свое настроение, вызываю на эмоциональный контакт, действенное соучастие ребёнка.
Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Как известно, дети отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер и, чтобы добиться результата, я стараюсь быть более эмоциональной и лишь тогда дети овладевают знаниями более успешно.
Принцип наглядности очень важен в ходе фольклорных занятий. Я использую наглядные средства (дидактический материал, игрушки, картинки, пособия, и т. д.), с помощью которых у детей создаётся развёрнутая картина действий и результата. К.Д.Ушинский сказал:
«Детская природа ясно требует наглядности». Осуществляя принцип наглядности я использую - приём инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). Приём инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.
Принцип поэтапности. Занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания содержания произведения. Я задерживаюсь на каждой части столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке.
Отработав какую-то содержательную часть текста, перехожу ко второй, третьей частям занятия. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, возвращаюсь вновь, повторяя её ещё раз.
Принцип цикличности. Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей второго года жизни. На третьем году постепенно формируется способность сразу включаться в "рабочую" ситуацию, осваивая новую информацию на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов.
Но повторения необходимы не только на одном занятии, но и в целом через определённое время.
Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволяет мне как воспитателю создать у детей целостное восприятие. Прочтение целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: дети эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь читаю всё произведение в целом, от начала до конца, соблюдая все нормы и правила художественного чтения: эмоционально, громко, с паузами и логическими ударениями.
Считаю, что основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др..
- Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.
Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. У нас в группе оформлены речевые уголки, разработаны определенные требования к их содержанию. Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры. Развивающую среду дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.
Для обеспечения формирования личности дошкольников важно во всех возрастных группах создавать развивающую предметно-пространственную среду.
В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников. Согласно стандартам, развивающая предметно-пространственная среда должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует возрастным особенностям детей, а также содержанию образовательной программы.
Одним из главных условий в процессе создания развивающей пространственно-предметной среды считается полное соответствие материала возрасту малышей. Оно является важным и трудновыполнимым. ФГОС ДО предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку, который в полной мере способен обеспечить только самый опытный воспитатель со значительным стажем работы с маленькими детьми.
Важно осознавать, что в каждой последующей группе ребенок должен развивать навыки, полученные ранее, именно на этом базируются современные образовательные программы для дошкольников.
Изготовлены картотеки:», «Подвижные игры», «Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Потешки», «Загадки», «Колыбельные», «Считалки». В настоящее время подбираю картотеку «Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста». Изготовлены фигурки для фланелеграфа по потешкам, сказкам. Имеется настольный театр к русским народным сказкам, альбомы по народно - прикладному творчеству и многое другое.
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. (Фото1)
Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.
Одно из значимых направлений системы дошкольного образования считаю, что это воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой, устным народным творчеством.
3.4. Основные направления работы по развитию речи детей.
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя
4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
3.5. Методы и приёмы.
В своей работе использую следующие методы: наглядные, словесные, игровые.
Наглядный метод использую для создания зрительного представления о предметах, явлениях окружающего мира. К ним относятся следующие приёмы:
- Наблюдение.
Его цель – не только познакомить с предметом или явлением, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке.
При знакомстве детей с миром природы, использую потешки. С их помощью дети лучше усваивают программный материал. Например, закрепляя понятие - день и ночь применяю потешку:
Ночь пришла Ночь прошла,
Темноту привела Темноту увела,
Задремал петушок Замолчал сверчок,
Запел сверчок . Запел петушок.
Вышла маменька, Встала маменька,
Закрыла ставенку: Открыла ставенку:
Баю-бай засыпай. «Здравствуй, солнышко, Колоколнышко!»
На прогулке, чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, наблюдая за деревьями, птицами или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующие загадки. (Фото 2)
На занятии по ознакомлению с водой, использую потешку, которая помогает детям лучше понять значение воды в жизни человека, водоплавающих птиц и жизнедеятельности растений.
Солнышко, выгляни,
Красное, высвети
(Дети двумя руками делают круговые движения, рисуют солнце.)
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
(Наклонившись, делают движение кистями рук из стороны в сторону, как бы поглаживая воду и травку.)
На аленький цветочек,
(Выпрямившись, показывают цветочек, соединив ладони у запястья.)
На кругленький лужочек.
(Показать лужочек: вытянуть обе руки вперед ладонями вверх, развезти их в стороны).
Гуляя зимой с детьми, предложила им определить по состоянию снега (липкий, пушистый, лёгкий, тяжелый) морозно сейчас или нет, в зависимости от этого прочитала пословицы «Мороз не велик, да стоять не велит» или «Береги нос в сильный мороз».
Здесь так же обыгрывали потешки. Например:
- Ой, сердит мороз!
(Дети качают головой, взявшись за неё руками.)
- Ветки снегом занёс.
(Плавные движения кистями рук сверху вниз.)
- Хватает за нос,
(Дети хватают себя за нос.)
- Щиплет до слёз.
(Кулачками потирают щёки.)
- Ребятишки не пугаются,
На саночках катаются.
(Дети парами «едут на саночках».)
На прогулке с детьми старшего дошкольного возраста проводила наблюдения за различными явлениями природы. Знакомила детей с народными приметами, поговорками, а также с народными праздниками.
Считаю важным научить ребенка смотреть и видеть, находить связь между отдельными предметами и явлениями.
- Январь – всей зиме государь;
- Январь на порог – прибыло дня на воробьиный скок;
- Второй день февраля весну показывает: солнечно - к красной весне, пасмурно – жди поздних метелей;
- Деревья окутал пушистый иней – завтра будет ясный морозный день.
Через народную примету дети учатся связанно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое. Ввожу в словарь детей новые слова и тут же даю им толкование, например:
- Древнерусское название апреля – березень. Поясняю детям, что происходит оно от того, что в это время у берез начинает появляться сок. Иногда апрель называют снегогоном, это от того, что в апреле снег тает.
- Багровые зори – к ветрам. Дети знакомятся со словами зори багровые. Они узнают, что зоря – это восход солнца, а темно-красный цвет называют багровым.
Знакомлю детей с народными праздниками.
- Седьмое января – Рождество. На Рождество иней – урожай на хлеб.
- Девятнадцатое января – Крещение. Ясная и холодная погода – к засушливому лету, снежная – на обильный урожай.
Поясняю детям почему праздник так называется, что с ним связано. В календаре наблюдений отмечаем народные праздники и приметы. И ежедневно вместе с детьми на прогулки проводим наблюдения, сравниваем с народной приметой, отмечаем в календаре.
В начале февраля познакомила детей с народной приметой:
- Февраль холодный и сухой – август жаркий.
В конце месяца вместе с детьми по календарю анализируем погоду в феврале, делаем вывод.
С народными приметами и праздниками знакомим не только детей, но и родителей. В уголке для родителей имеется календарь народных примет. Это помогает совместному наблюдению детей и родителей, закрепляет знание детей, полученные в детском саду.
Дети стали любознательнее, задают вопросы. Мы стараемся поощрять интерес детей к природным явлениям, внимательно выслушиваем вопросы, вместе ищем правильные ответы на них. Работа по ознакомлению детей с народными приметами тесно связано с изобразительной деятельностью. Дети отражают в рисунках, аппликации, лепке разные явления природы, животных. Они не истощимы в потребности реализовать свои впечатления на бумаге. Подобно игре, рисунок является для них действенным способом освоения мира.
- Показ предметов
Показ - основной прием наглядности. Он может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием наглядных средств.
Приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь. (Фото 3)
Ещё один приём - действенный показ игрушки, её перемещение, приведение в движение частей игрушки. Например, говоря о петушке - "масляна головушка", желательно привести в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки "Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?" следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и "подать голос" (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.
- Показ картин, иллюстраций
Предлагаю детям найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, синичку, мишку, зайчика. Для подбора иллюстраций к потешкам, пользуюсь книгой Ю.И. Васнецова, т.к. они яркие, красочные, максимально реалистично изображают персонажей, являются подлинно художественными. Благодаря им, дети становятся участниками процесса, постепенно происходит формирование их связной речи. (Фото 4)
В старшей группе я познакомила детей с русским национальным костюмом. Его деталями, спецификой орнамента, цветовыми сочетаниями. Дети познакомились с названием деталей костюма (сарафан, кокошник, кушак, кафтан и др.).
Рассмотрели иллюстрации, отметили, что костюмы отличаются деталями наряда, отделками, узорами, красками. Полученные впечатления дети отражали в рисунках, лепке, аппликации. Детские рисунки получились яркими, выразительными, непохожими друг на друга.
Вводя детей в прекрасный мир искусства, мы стараемся отразить это в работе с тканью. Дети вышивают узоры на салфетках. Всё это они делают с большим старанием и любовью. И надо сказать результаты нашей работы неплохие. Мы организовали выставку наших работ на празднике «8 марта».
Свою работу по ознакомлению детей с русским народным творчеством, мы ведем в тесном контакте с музыкальным руководителем. Совместно подготовили и провели вечер развлечений «Посиделки», где дети пели русские народные песни, водили хороводы, играли в народные подвижные игры. Рассказали детям, что русский народ всегда любил песню веселую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать. Прослушивание русских народных мелодий «Светит месяц», «Во поле березонька стояла». Детям становится близка их задушевность, задорность. «Народная песня» - писала А.П. Усова – должна стать неотъемлемой частью детской жизни, вот тогда она будет поистине родной, привычной для слуха ребенка, как его родной язык».
Дети любят играть, изображая игру на рояле на нарисованной на картоне клавиатуре. Им не мешает то, что инструмент беззвучен, наоборот, песня льется свободнее.
- Показ образца, способов действия.
При показе способов действия, правильно выбираю место для показа, удобно размещаю детей. Стараюсь, что бы показ был чётким, точным, разделенным на части, чтобы дети ясно видели каждое моё движение, которое обозначаю словами. (Фото 5)
Словесные методы.
Помогают осмысленно поставить намеченную задачу, раскрыть содержание и структуру задания, направлены на сообщение новых знаний.
Использую следующие приёмы:
пояснение - помогает уточнить непосредственное восприятие детей.
Прилагаю все усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения. Создаю условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия, стараюсь заинтересовать своих воспитанников, передавая смысловое содержание текста, как бы заражаю детей своим настроением.
Чтение – читая детям потешки, колыбельные, прибаутки; слежу за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек, стараюсь их знать наизусть. Они обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста знакомила детей с пословицами и поговорками:
- От доброго слова язык не отсохнет;
- Худо тому, кто не делает добра никому;
- Труд человека кормит, а лень портит;
- Не радуйся чужой беде; и другие.
Такие народные изречения расширяют познания детей, способствуют их воспитанию и правильному пониманию явлений жизни.
Ребята легко запоминают пословицы и поговорки и сами применяют их в быту и на занятиях.
В старшем дошкольном возрасте актуальной задачей речевого развития является выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Рассказывание – занимает особое место в знакомстве детей с устным народным творчеством, в знакомстве со сказками. Очень важно при рассказывании видеть лицо рассказчика, его мимику - это помогает детям понять содержание сказки отношение к его персонажам. В образе бабушки – рассказушки, я приходила к детям, с нетерпением и интересом они ждали новой сказки, а бабушка не спеша начинала с присказки. (Фото 6)
Часто использую на занятиях загадки, которые являются хорошим материалом для обогащения словарного запаса детей за счёт многозначности слов. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Например, «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу». Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому что красная». «Клубника тоже красная, значит, это тоже правильный ответ?» - вношу сомнение в умы детей. И обращаю их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Те же самые наводящие вопросы я использую и в других загадках. Так они учатся думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения.
Использование загадок в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Беседа – один из основных словесных методов, позволяющий активизировать познавательную деятельность детей, помогает выявить имеющиеся знания. Доступные вопросы позволяют детям вспомнить изученный материал, поразмышлять над новым. Например, после многократного прочтения потешки «Сидит белка на тележке».
Беседую с детьми по ходу прочитанного, предлагаю ответить на вопросы:
Где сидит белка и продает орешки?
Кому она продает орешки?
Как в народе называют мишку? Почему?
Как в народе называют зайку? Почему?
Куда кладет белка купленные животными и птицами орехи?
Кто из перечисленных героев имеет зобок?
Кто из перечисленных героев имеет лапочку?
Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
Игровые методы. Организуя с детьми сюжетно-ролевую игру “Семья”, использую потешки, показываю, как надо петь колыбельную песенку, укладывая куклу спать, каким должен быть нежным и ласковым голосок, когда после сна надо умывать куклу-дочку или уговорить “съесть” её кашку.
(Фото 7)
Так дети сначала слушают и повторяют потешки, а затем самостоятельно проговаривают тексты, используют потешки в сюжетно-ролевых играх, придумывают свои движения для их обыгрывания.
Во время игры указала детям, что самое ценное у них это мама, семья. И здесь использовала пословицу.
- У мамы тёплое сердечко и ласковое словечко.
Учила детей понимать выражения “тёплое сердечко”, “ласковое словечко”. Детям старалась объяснить смысл пословицы. (Фото 8)
В игре-драматизации ребёнок принимает на себя роль одного из героев знакомой сказки. В процессе игры он повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь. (Фото 9)
В нашей группе накоплено много материалов, атрибутов, различных видов театра, которые мы постоянно пополняем, обновляем, т.к. они помогают в развитии детской речевой активности.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении я начинала проводить с младших групп. Она заключается в следующем: стараюсь побуждать детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто, “Прогулка по лесу”).
Учила детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращала внимание детей на имитацию голосов животных).
В старших и подготовительных группах уделяла большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”).
Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко»
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.
При проведении подвижных игр использую потешки, песенки. В начале года дети познакомились с новым жанром устного народного творчества - считалкой , которые дети заучивают в процессе игры. (Фото 10)
Особые способы рифмовки, а также частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки незаменимыми для развития речи. Знакомлю младших дошкольников с разными считалочками, показываю, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности. (Фото 11)
В старшем дошкольном возрасте, учила детей самостоятельно распределять роли по считалке, в играх дети пополняют свой словарный запас.
В игре «Лошадки» дети знакомились со словом «кучер», узнали значение этого слова. В подвижной игре «Стадо», дети в образах овец громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая.
Гони стадо в поле
Погулять на воле.
Игры подбираю в соответствии с возрастом детей.
Часто я использовала такой приём, как прослушивание аудиозаписи потешек, русских народных сказок и песенок. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям, вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка. После слушания сказки беседуем, анализируем поступки героев.
Основным в речевом развитии ребенка является умение пользоваться речью как средством общения. Развитие связной речи имеет особое значение и включает воспитание звуковой культуры речи, формирование и развитие словаря, овладение грамматическими формами.
Речь не может существовать без звуков речи, отдельных элементов интонации – силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра. Из опыта работы по обучению детей родной речи, я заметила, что самым трудным для дошкольника бывает правильное проговаривание отдельных звуков. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Чтобы помочь детям укрепить органы артикуляционного аппарата я использую артикуляционную гимнастику (смотри приложение).
Немаловажную роль для развития у детей артикуляции играет правильная постановка дыхания. Ребёнок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют специальные упражнения дыхательной гимнастики (смотри приложение). Дети вместе со мной с удовольствием выполняют их в игровой форме.
Многочисленными исследованиями установлено, что уровень развития артикуляционных органов, а следовательно, речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности так называемой мелкой моторики пальцев рук. Чтобы стимулировать артикуляцию ребёнка, нужно развивать у него движения мускулов конечностей и всего тела, используя специальные упражнения пальчиковой гимнастики (Фото 12).
В своей работе мы использую следующие средства развития речи:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства;
• занятия по другим разделам программы.
С целью повышения компетентности в вопросах речевого развития детей в детском саду проводятся мероприятия:
- Педсоветы на тему «Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах», «Развитие речи детей в соответствии с ФГОС ДО».
- Консультации для воспитателей «Речевое развитие детей средствами игровой деятельности», «Игры и упражнения, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств», «Развитие связной речи детей среднего возраста».
- Мастер-класс «Организация НООД по речевому развитию в соответствии ФГОС ДО».
- Открытые просмотры НООД по речевому развитию детей. Участие в телепрограмме «Детский мир» на тему: «Развитие речи детей».
Смотр-конкурс по созданию развивающей предметно- пространственной среды в группах «Оформление речевого центра».
- Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка».
Для достижения желаемого результата использую разные формы работы.
Формы работы:
- НООД
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
- Игры
- Самостоятельная творческая продуктивная деятельность
- Элементы театральной игры
- Досуги
- Календарные фольклорные праздники
Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
(Фото 13)
При составлении плана работы всегда учитываю связь, указанных блоков с режимом дня: НООД проходит в утренние часы, когда работоспособность наиболее высока, а свободная и самостоятельная деятельность детей в период вне занятий.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказываю родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку. По каждому жанру проводила беседы, консультации, разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку. Организовала консультации для родителей: «Бабушкины потешки», «Учусь рифмовать», «Баю - баюшки-баю». В уголок для родителей оформила наглядную информацию в уголке для родителей: «О чем разговаривать с дошкольником», «Фольклор в жизни детей», систематически обновляю содержание картотек: потешки, колыбельные, загадки. (Фото 14)
Делюсь опытом с педагогами, выступила с консультациями: «Как научить ребенка речевому общению», «Использование русского народного фольклора в различных режимных моментах».
Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось многое узнать, прочесть, изучить.
Считаю, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно-пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Поэтому, речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
- Результат.
Работая по проблеме речевого развития детей, мною были:
- Оформлены информационные стенды для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
- Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками».
- Проведены индивидуальные беседы с родителями по итогам анализа речевого развития детей, проводимые воспитателями.
- Организованны показы НООД по речевому развитию детей.
- Проведен мастер-класс по совместному изготовлению игр и пособий по развитию речи.
Чарльз Диккенс сказал: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». В этом я вижу смысл всей моей работы по развитию речи своих воспитанников.
5. Перспектива.
Я не хочу останавливаться на достигнутом, буду повышать свой профессиональный уровень и дальше.
Перспектива:
- продолжать знакомить детей с русскими традициями, обрядами, народными праздниками;
- стимулировать речевую активность, используя наиболее сложные формы народного словесного творчества;
- целенаправленно вести работу по развитию всех компонентов устной речи с использованием эффективных методов, приёмов, средств, способствующих увеличению интереса у дошкольников к фольклору;
- пополнять развивающую среду по устному народному творчеству.
6. Библиография
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009г.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки
/ Сост. Г.Науменко. М., 1998г.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008г.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005г.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985г.
Анкета
«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.
Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?______________________________________________________
Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?________________________________________________________
Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?___________________________________________________________
Надо ли знать народные сказки и былины?_____________________________
__________________________________________________________________
Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________________
Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?_____________________________________________________________
Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?_________________________________________________________
Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?____________________________________________________________
Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________
Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?__________________________________________________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Знакомство детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....
Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет
Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества». «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех...
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества». «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех...
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...
«Развитие речи средствами устного народного творчества».
В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на...
Развитие речи в устном народном творчестве
Цели: 1. Познакомить детей с русским народным творчеством на примере колыбельных песен.2. Развитие речи путём пересказа потешек, сказок.Задачи:1. Показать значение ...