"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Соколова Ирина Васильевна

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инновационные формы  работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Выполнила: воспитатель высшей кв/категории

МБДОУ «ДСОВ№26»

Соколова Ирина Васильевна.

План:

I.Актуальность.

II.Цель и задачи.

III. Анализ «включенности» родителей воспитанников в образовательный процесс и его результативность.

IV.Направления работы:

V. Традиционные и инновационные формы:

1.Познавательные  формы.

2.Наглядно-информационные формы

2.Досуговые формы.

VI. Результативность разнообразных форм взаимодействия с родителями (итоги и выводы).

I.Актуальность: Дошкольные  годы – самые важные в жизни ребенка.

 И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического содержания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития  ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6.)

II.Цель работы с семьей: Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями через разные формы совместного взаимодействия.

Задачи взаимодействия с родителями:

1.Работать в тесном контакте с семьями воспитанников.

2.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей в гражданско-патриотическом направлении.

Таким образом,  воспитатели совместно с родителями должны сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

III. Анализ «включенности» родителей воспитанников в образовательный процесс и его результативность.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

 Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Работа с родителями в нашей группе «Мотылек»  планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому  вначале начинаю работу с изучения семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провожу  анкетирование, личные беседы, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.  На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

 Совместно с   родительским комитетом  группы  ежегодно  составляем  и реализуем  годовой план  по организации взаимодействия  с семьями воспитанников . Родители  нашей группы непосредственно участвуют в вопросах создания комфортной и безопасной среды для детей, вносят предложения в работу детского сада.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

•        Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

•        Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

•        Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

•        активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей

•        заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов

•        равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

  Таким образом, было решено искать новые  направления и формы работы с родителями. 

IV.Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашей группе   решается в 3 направлениях:

1.Познавательное направление работы с родителями.

2.Наглядно-информационное направление работы с родителями.

3.Досуговое направление работы с родителями.

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках,

«Маршрут выходного дня».

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Совместные проекы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

V. Традиционные и инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников группы «Мотылек».

Познавательное направление:  Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями.

1.Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

   а)   Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как  групповые родительские собрания.

 Однако проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей.  Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится  воспитателям группы, в то время как основная задача взаимодействия с родителями на современном этапе - это создание сотрудничества, где родитель и педагог – равноправные участники процесса формирования личности ребенка.

Таким  образом, в нашей группе родительские собрания построены на  основе  диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Собрания проходят   интересно и продуктивно, в  форме круглого стола, деловой игры, где обсуждаем проблемы, родители представляют свой опыт в воспитании ребенка, делятся им, советуют и дают рекомендации. Всегда итогом родительских собраний является продукт совместно детско-родительского творчества (продуктивная творческая деятельность, театрализованная деятельность родителей и воспитанников).

   Родители нашей группы  посещают:  «день открытых дверей», участвуют в традициях  группы:  «Встречи с интересными людьми», «Гость группы», «А, что у вас?» и др…, а также  тренинги и деловые игры, семейные спортивные встречи, совместные прогулки и экскурсии. Принимают участие в  творческих тематических выставках, фотовыставках.

  б) Одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала- реализация  театрализованных совместных проектов, где родители совместно с детьми  исполняют роли  в  разных театрализованных  сказках. Принимая участие в реализации театрализованных проектов родители проходят все этапы проекта: знакомятся с ролью, обсуждают и придумывают костюмы, репетируют  добиваясь выразительности  образа, презентуют свой результат. Активно взаимодействуют с педагогами, музыкальным руководителем ДОУ, родителями и воспитанниками группы.

Важно отметить, что театрализованные игры близки и понятны как детям, так и взрослым. Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок и взрослый  проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Они могут удовлетворить разносторонние  интересы детей и  взрослых, являются эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка.

в) « Мастер – класс», на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно  предлагаю тему  нескольким  родителям  и даю возможность каждому провести маленький урок, поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

   2. Наглядно-информационные формы организации взаимодействия воспитателей и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить специалистов ДОУ, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

родительские уголки, папки-передвижки «Звездочка недели», «По Совету всему свету», семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти», портфолио воспитанников, портфолио детского проекта, библиотека, фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни»

семейный вернисаж «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,

эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».

Организация  национального «Мини-музея  бересты и янтаря» (республика Литва).

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем мы  сегодня занимались», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети»,   «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

На сайте  ДОУ и на  странице  группы «Мотылек»

 родители имеют возможность читать  информацию , и быть в курсе всех событий.

3.Досуговое формы при взаимодействии  с родителями.

Досуговые направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

  В нашей  группе проходят:

•        праздники «День Матери», « Мама, папа и Я- лучшая   семья».

•        развлечения «Новогодние чудеса», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встречи с интересными людьми).

•        спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»

•        совместные театрализованные  проекты.

•        выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Летние каникулы», «В мире животных».

•        выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд!»-костюмы республики Литвы.

Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как озеленение территории детского сада, участие в конкурсах на лучшую кормушку для птиц. Родители проявляют заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свои творческие способности. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Мы стараемся формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.

Благоустройство детского участка  для прогулок.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт  в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители на наших детских утренниках - не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, играют на музыкальных инструментах и рассказывают  интересные истории.

Одной из разнообразных форм взаимодействия педагогов с родителями в нашей группе является «Маршрут выходного дня». Воспитатели, родители и наши воспитанники с большим удовольствием, собираются в назначенном месте в субботу или в воскресенье для общения и  сезонных ,и общественных развлечений. Самые счастливые в подобных  мероприятиях это наши воспитанники, ведь они находятся одновременно с любимыми родителями, воспитателями  и друзьями.

Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования воспитанников  и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Участие родителей неотъемлемая часть в воспитании наших воспитанников и хотелось бы взаимопомощи от всех родителей нашего детского сада. Ребята очень гордятся семейными работами, участием их родителей.

Спасибо всем нашим активным родителям за сотрудничество!

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

VI.Результативность нетрадиционных форм взаимодействия с родителями .

Для определения эффективности усилий,  затраченных на взаимодействие с родителями,  я использую  опрос, книгу отзывов, оценочные листы, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. А также  собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п

Не менее важным  для меня является самоанализ.

Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность. Видны  такие результаты, как повышение уровня родительской компетентности; гармонизация семейных и  родительско-детских отношений; повышение  ответственности родителей за образование  ребенка и его активности в отношениях с воспитателями.

Отметила, что совместные  театрализованные проекты изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными  в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, в проектной деятельности. По  итоговым результатам в группе нет родителей-наблюдателей;  увеличилось число родителей-лидеров; выросло количество родителей-исполнителей.

Таким образом, какая же наблюдается результативность?

Отметили повышение активности родителей:

• в мероприятиях, проектах, конкурсах, выставках, в оформлении групп, игрового участка;

• в образовательном  процессе группы , групповых традициях «Гость группы», «Вечер добрых воспоминаний» «Встречи с интересными людьми»…;

• на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;

• более восприимчивы к советам и рекомендациям воспитателей, специалистов ДОУ;

• увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;

Пусть мы не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. В нашей группе «Мотылек» сформировался  дружный коллектив педагогов, воспитанников  и родителей.

Я не останавливаюсь  на достигнутом, продолжаю искать новые пути  и формы сотрудничества с родителями.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2015г.

3. Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2014г.

4. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 г.

5. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

6. О. В. Солодянкина « Проекты с семьей». Пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2006г

7. Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Опыт гражданско-патриотического воспитания в ДОУ»

Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы. В.Г.Белинский...

Статья на тему: "Работа с родителями по гражданско - патриотическому воспитанию"

     Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития свящ...

Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»

Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённо...

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений

Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...

Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»

Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника - сложный...

Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).

Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...