Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Семенова Надежда Сергеевна

Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?

• Изучение семей детей

• Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств

• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

• Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей

2. Формы работы с родителями.

- привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию;

родительские собрания: («Посеять в детских душах доброту»«Нравственные отношения в семье и в детском саду»«Гражданин воспитывается с детства» и др.)

- конференция на тему «Патриотическое воспитание»;

- консультации – «Воспитание любви к Малой Родине», «Растим патриотов»«Нравственно патриотическое воспитание в семье», «Как приобщить детей к нравственно патриотическому воспитанию», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»«Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Педагоги и родители — творческий тандем»«Что такое Родина«Крепка семья — сильная Россия»«Знакомство с Конвенцией о правах детей»;

- вечера для родителей – «Вечер народных игр и забав»«Как играли наши бабушки и дедушки», «Люблю березку русскую» (вечер стихов)

Такие праздники как «Осинины», «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях», приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа.

- проведение Дня открытых дверей на патриотическую тему,

- детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца, конкурсы семейных стенных газет;

- организация выставок поделок - «Богатыри – защитники русской земли», выставки декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», фотовыставок «Помощники бабушки и дедушки», «Наш Ленинск - Кузнецкий», «Кузбасс я тебя люблю», «Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя» «Где мы были в отпуске»«Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим»«Вот - моя улица, вот - мой дом родной»«Улицы разные – старинные и важные»«Мама и я – счастливые мгновения», «Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга», поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто», «Самые близкие и родные» и другие.

- совместные встречи с ветеранами труда, участие в праздниках: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»

- привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно - патриотических мероприятиях, изготовление сувениров для ветеранов войны, создание коллажей, подарков, альбомов и т. д

- рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;

- КВН, викторины

- издание информационных стендов («Широкая Масленица»«Прилет птиц»«Семейный герб»«Мастерим вместе с папой» и др. ,

- поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей, подбор материала из газет, содержащих необходимые исторические факты из окружающей действительности.

«Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания

- выпуск газеты, рубрики «Тайна моего имени»«Древо рода моей семьи».

- музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»«Песни о Родине»«Широка страна моя родная»,

- соревнования «Мы – читающая семья!»«Мама, папа, я – спортивная семья»,

- совместная работа по благоустройству группы и участка (субботники и воскресники«Самая лучшая группа»«Наша уютная спальня»«Приемная – лицо группы»«Зимние забавы»«Строим горку»«Расчистим участок от снега»«Скоро лето»)

- организация семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д

- Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму проведение семейных походов, экскурсий в различные развивающие центры посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района - «Любимые уголки нашего города»«Где трудятся мои родители»,

- практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»«Георгиевская ленточка»«Весенние цветы»;

- участие в создание мини-музея в ДОУ, группы. - «Игрушки наших прабабушек»,»Деревянная игрушка», «Хлеб –чудо всей земли»«Чудо ложка»«Животные нашего края»«Растения нашего края»«Мой любимый детский сад»,»Чудо роспись», музей русского быта. Экспозиции«Люби и знай свой край», «Уголок русских традиций»

- актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты«Мой город» «Дружат дети всей Земли»«Мои друзья» и другие.

- Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи«Из жизни группы»«Моя бабушка лучше всех»«Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»

-устные журналы - «Этика семейных отношений»«Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

- А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В. Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье.

А именно:

- рост образования родителей;

- повышение материального достатка молодых семей; - мобильность современных родителей

- повышение коэффициента детско-родительского общения;

- доступность информации и др.

В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка. В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В. Туликов и др

Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников.

Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным зрелищным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное

3. Индивидуальные

• беседы

• выполнение индивидуальных поручений

4. Наглядно-информационные.

В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения.

Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки по патриотическому воспитанию, где помещаются консультативные материал, фотовыставки, фото стенды, мини библиотеки; памятки-рекомендации; буклеты; папки-передвижки; оформление тематических выставок, посвящённых памятным датам.

- информационно - аналитическая (опросы, срезы, анкетирование- анкетирование «Патриотизм как я его понимаю», «Семейные традиции» и. др)

Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.

В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников:

- возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;

- установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;

- обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания;

- изменится позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"

проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.

Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела....

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"

Народное творчество это беценнное сокровище  народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые...

Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»

Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника - сложный...