Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?
• Изучение семей детей
• Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
• Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей
2. Формы работы с родителями.
- привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- родительские собрания: («Посеять в детских душах доброту», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Гражданин воспитывается с детства» и др.)
- конференция на тему «Патриотическое воспитание»;
- консультации – «Воспитание любви к Малой Родине», «Растим патриотов», «Нравственно патриотическое воспитание в семье», «Как приобщить детей к нравственно патриотическому воспитанию», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Педагоги и родители — творческий тандем», «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильная Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей»;
- вечера для родителей – «Вечер народных игр и забав», «Как играли наши бабушки и дедушки», «Люблю березку русскую» (вечер стихов)
Такие праздники как «Осинины», «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях», приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа.
- проведение Дня открытых дверей на патриотическую тему,
- детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца, конкурсы семейных стенных газет;
- организация выставок поделок - «Богатыри – защитники русской земли», выставки декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», фотовыставок «Помощники бабушки и дедушки», «Наш Ленинск - Кузнецкий», «Кузбасс я тебя люблю», «Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя» «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные», «Мама и я – счастливые мгновения», «Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга», поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто», «Самые близкие и родные» и другие.
- совместные встречи с ветеранами труда, участие в праздниках: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»
- привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно - патриотических мероприятиях, изготовление сувениров для ветеранов войны, создание коллажей, подарков, альбомов и т. д
- рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;
- КВН, викторины
- издание информационных стендов («Широкая Масленица», «Прилет птиц», «Семейный герб», «Мастерим вместе с папой» и др. ,
- поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей, подбор материала из газет, содержащих необходимые исторические факты из окружающей действительности.
- «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания
- выпуск газеты, рубрики «Тайна моего имени», «Древо рода моей семьи».
- музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях», «Песни о Родине», «Широка страна моя родная»,
- соревнования «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – спортивная семья»,
- совместная работа по благоустройству группы и участка (субботники и воскресники: «Самая лучшая группа», «Наша уютная спальня», «Приемная – лицо группы», «Зимние забавы», «Строим горку», «Расчистим участок от снега», «Скоро лето»)
- организация семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д
- Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму проведение семейных походов, экскурсий в различные развивающие центры посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района - «Любимые уголки нашего города», «Где трудятся мои родители»,
- практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол», «Георгиевская ленточка», «Весенние цветы»;
- участие в создание мини-музея в ДОУ, группы. - «Игрушки наших прабабушек»,»Деревянная игрушка», «Хлеб –чудо всей земли», «Чудо ложка», «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Мой любимый детский сад»,»Чудо роспись», музей русского быта. Экспозиции: «Люби и знай свой край», «Уголок русских традиций»
- актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Мой город» «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья» и другие.
- Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»
-устные журналы - «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
- А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В. Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье.
А именно:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей; - мобильность современных родителей
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка. В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В. Туликов и др
Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным зрелищным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное
3. Индивидуальные
• беседы
• выполнение индивидуальных поручений
4. Наглядно-информационные.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения.
Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки по патриотическому воспитанию, где помещаются консультативные материал, фотовыставки, фото стенды, мини библиотеки; памятки-рекомендации; буклеты; папки-передвижки; оформление тематических выставок, посвящённых памятным датам.
- информационно - аналитическая (опросы, срезы, анкетирование- анкетирование «Патриотизм как я его понимаю», «Семейные традиции» и. др)
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.
В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников:
- возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;
- установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
- обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания;
- изменится позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"
проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...
Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»
Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...
Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.
Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела....
"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
Создание благоприятного климата взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....
"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
Создание благоприятного климата взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....
Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
Народное творчество это беценнное сокровище народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые...
Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»
Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника - сложный...