самообразование
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Баргузинский детский сад «Березка»»
Папка по самообразованию
Воспитатель
(должность)
Никитина Марина Николаевна
(ФИО)
«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
(тема)
1.09.2020 года
(начало изучения темы)
27.05.2021 года
(окончание изучения темы)
С.Баргузин, 2020 г.
Личный лист
Ф.И.О. педагога | Никитина Марина Николаевна |
Дата рождения | 20.10.1974 года |
Стаж работы в должности | 26 лет |
Образование (название учебного заведения и год окончания) | |
У-Удэнское ДПУ №2,14.05.1995 | |
Институт государственного администрирования г. Москва , 17.08.2001 г. |
Квалификационная категория, год присвоения | |
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему) |
«Проектирование системы оценки качества ДО в условиях реализации ФГОС», 02.04.2016 г. |
Награждения (указать год, характер награды) | |
Актуальность проблемы:
Очень часто приходится слышать от учителей: «Что интеллект первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука». Встаёт вопрос в достаточной ли мере развита рука первоклассника ? можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо -это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.
Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо… (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию» моторика в данном случае, имеется в виду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребёнка письму.
Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, слева, справа, между, над. под. посередине, с краю и т.д.) учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклон), знакомятся с протяжённостями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).
Подготовка детей к обучению в школе путём формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции воспитанников-одна из важных задач моей деятельности. Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска детских способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро.
Изучив педагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, ч пришла к выводу, что работу подготовки руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графомоторных навыков детей подготовительной группы дошкольного возраста»
Цель: изучение эффективности занятий с ребёнком для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.
Задача:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития графоморных качеств у детей дошкольного возраста.
- Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков
- Апробировать возможности использования данных методик.
В соответствии с поставленными задачами мною были определены направления работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно-тематический план, который включает в себя образовательную и совместную деятельность с детьми.
Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования
Формы работы | сроки | Литература | Практические выходы | ||
Проанализировать психолого – педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе» | В течении года | Федосова Н.А. Готовим ребёнка к письму. Дошкольное воспитание, 1996-№4.-с.80-84. Федосова Н.А. «Читаю и пишу: от рисунка к букве.ч. 1 «Псков. 1995. | Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме. | ||
Составление плана по самообразованию по данной теме. Совместная работа детей и родителей изготовление поделок к осени. | Сентябрь-октябрь | Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Новотворцева Н.В. «Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду».2005. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма. Дошкольное воспитаение, 1976-№11-с. 77-78. | План по самообразованию | ||
Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей подготовительной группы на начало учебного года. Выступление на родительском собрании «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые иргы» «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». | Октябрь-ноябрь | Материалы Т.А. Павловой, М. Озьясь, М.М.Безруких. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.-СПб: Корона-Век, 2007». | Обработка данных. Диагностическая карта. | ||
Познакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графомоторных навыков. Продолжаем знакомство с «клеткой» | Ноябрь | Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей.- М., 2001. Развиваем руки-чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов , Гаврина С.Е. Крупенко О.И. готовим руку к письму; Рисуем по клеточкам. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Научить ориентироваться в тетради в клетке. | ||
Включение пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок. | В течении года. | Цвынтарный В.В. играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород. 1995 №11. Матвеева Н.А. Развиваем пальчики играя. (Дошкльное воспитание, 2005. №3). Бардышева Т.Ю.Разгаворчивые пальчики. Журнал «Для самых – самых маленьких». | Пополнение картотеки с пальчиковыми упражнениями в сочетании с массажем кистей рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами, разнообразным материалом и игрушками. Развитие мелкой моторики руки, координации движений, внимания, речи и творческой деятельности детей. Мышка мылом мыла лапку. «Лучик солнышка», «Зайчик в норке»., «Этот пальчик», «Повстречал ежонка ёж…». | ||
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей подготовительной группы через использование разнообразных форм, методики и приёмов. | В течении года | Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук, Игры и упражнения.-М. ТЦ Сфера, 2006. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. Начальная школа. 1996. №8 с. 12-13. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание 1988, №9. С.81-82, 1989 №10.с. 94-95 |
| ||
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики | В течении года | Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб. Детство- ПРЕСС, 2013. Бардышева Т.Ю.здравтвуй пальчик. Пальчиковые игры-М. «Карапуз», 2007. | Пальчиковый театр, пазлы. Мозаика, конструктор, теневой театр, настольный театр. Дидактические игры,
| ||
Познакомить детей с понятием «строка». | Декабрь | Алексеева Е.Н. рука волшебница. Псков. 2005. Нищеева Н.В. комплекты рабочих тетрадий. | Предложить детям дорисовать узоры (рисование орнаментов, разных росписей; Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Бурятский орнамент, роспись глиняных изделий). | ||
Выставка «Работы выходного дня». (выставка семейных работ). Изготовление поделок «Зима» | Декабрь | Совместная выставка творческих работ детей и родителей. Использование разных методов изобразительной деятельности с целью развития моторики рук у детей. | |||
Консультация для родителей «Комплекс мер, спосбствующих развитию движений рук и ручной умелости». | Декабрь- Январь | Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В.- Ярославль: «Академия развития», 1997. Рахманова Е.М. графические диктанты для дошкольников, метод пособие для педагогов и родителей- М.: гумманитарное издательство Центр ВЛАДОС, 2008. | Консультация. | ||
Выставка работ для родителей «Волшебные пальчики» | Январь- Февраль | Выставка детских творческих работ. | |||
Беседа с родителями на тему «Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр, мелко моторных пособий, художественно-творческой деятельности». | Январь | Максакова А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. М. Мозаика-Синтез, 2008. | Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей. | ||
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук у детей . | Февраль | Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство – ПРЕСС-2013 | Выставка дидактических игр, буклетов, памятки по развитию мелкой моторики. | ||
Профилактика нарушений письма | В течении года | Брехунова Г.Н., послушные буквы, М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина Дисграфия. Исправление ошибок при письме. В. Романова М.ИЗД.-ВО. Эксмо, 2004-128с. | Правильно держать карандаш, правильная посадка. | ||
Расширять знания родителей о том, как надо развивать навыки у детей. | Март-Апрель. | Федосова Н.А. Готовим ребёнка к письму, дошкольное воспитание, 1996 №4. С. 80-84. Федосова Н.А. Читаю и пишу от рисунка к букве. Т.Ю. Бардышева.-М.2001. | Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков». Итоговое родительское собрание о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года | ||
Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок. | В течении года | Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. Журнал «Для самых маленьких». | Развитие мелкой моторики руки, координация движений, внимания, речи и творческой деятельности детей. | ||
выявить уровень развития графомоторных навыков детей подготовительной группы на конец учебного года. | Апрель- Май | Матералы: Т.А. Павловой, М. Озьяс,, М.М. Безруких. | Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года. Анализ результатов исследования. | ||
Отчёт по теме по самообразованию. | Май | Итоговый отчёт о проделанной работе по теме самообразования. |
Ожидаемые результаты
1.повышение теоретического научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.
2. улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников.
3.разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний воспитателей, родителей по вопросам воспитанников.
4. обобщение опыта работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...