Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Работа с детьми по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotieskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования нравственных ценностей и патриотических чувств у дошкольников очень актуальна. Согласно требованиям ФГОС ДО, в частности, в целевых ориентирах прописано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен проявлять патриотические чувства, которые выражаются в гордости за свою страну, ее достижения, в толерантном отношении к представителям других национальностей; соблюдать элементарные общепринятые нормы, иметь первоначальные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо, проявлять уважение к старшим и заботиться о младших; иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях. Проблема формирования нравственных ценностей и патриотических чувств у дошкольников сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще несколько лет назад просто не замечали. Мы стали ответственнее. Чувство любви к своей Родине, к своему краю, наконец, к своей семье - одно из самых сильных, без него человек не ощущает своих корней. Нравственные ценности и патриотические чувства применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяются как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Целью работы в данном направлении является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных

ценностей; создание в группе соответствующей  предметно развивающей среды.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Работа нацелена на решение следующих задач:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, краю, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  2. Воспитание любви и уважения к своей Родине - России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважительною отношения к сверстникам, родителям, соседям, другим людям.
  3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  4. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и способствуют формированию его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Работу в данном направлении необходимо проводить последовательно: от более близкого, знакомого (семья, город (село)), к более сложному (край, страна). Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств представлена следующим образом: семья — родная улица — город (село) — край — обычаи, традиции — страна, ее столица, символика.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ

Роль семьи в воспитании патриотических чувств.

Трудно спорить, когда говорят: «Воспитывает все, что окружает растущего человека». Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности. Многие родители не считают главной задачей воспитывать патриота, так как, думают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте; многие надеются на детский сад, школу.

Необходимо разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность - привить важные понятия: быть сильным не физически, а духовно.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей традиции, то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. В данном направлении работы можно провести этические беседы о семье, о близких родственниках; предложить детям составить рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Вместе с детьми подготовить подарки для бабушек и мам, провести совместные праздники, маленькие концерты, инсценировать сказки, провести выставки рисунков на темы: «Моя мама — лучше всех», «Моя семья», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали» и т. д. Совместно с родителями оформить альбом «Моя дружная семья», создать игровую зону, где оборудовать избу с печкой, домашней утварью и предметами быта. Играя вместе с детьми, объяснить назначение тех или иных предметов, показать историческую преемственность с современными аналогами (лучина — керосиновая

лампа — электрическая лампа; валик — чугунный утюг на углях — электрический утюг), приобщить детей к истокам русского народного творчества.

В работе с семьей необходимо обязательно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Совместно с родителями оформить уголок по патриотическому воспитанию, собрать стихи, сказки, рассказы о родной стране, крае, городе (селе), совершить экскурсии по улицам города (села), в музеи, к памятникам, провести вечера отдыха: «Вместе с мамой», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Хлеб - всему голова», на которых дети вместе с родителями могут принять участие в различных конкурсах, соревноваться в аттракционах, спеть колыбельные песни, рисовать сказки.

Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.

Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.

Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Знакомясь с родным краем, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Необходимо помочь детям узнать, чем знаменателен, красив и богат родной край. Ведь именно процесс своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Задачи ознакомления дошкольников с родным краем:

  • дать детям представление об истории родного края;
  • познакомить детей с гербом родного края;
  • воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков;
  • расширять знание детей о родном городе (селе), как частице страны;
  • развивать интерес к традициям русского народа и народов, населяющих родной край;
  • обогащать знание детей о природных богатствах родного края, их роли в социальном и экономическом развитии страны;
  • развивать любознательность, интерес к изучению родного края.

     В работе можно использовать разные методы: занятия,

посвященные истории города (села), края, экскурсии, прогулки по городу (селу), чтение художественных произведений, организация уголка, посвященного родному городу (селу), краю. Активную помощь могут оказать родители в сборе информации о своем крае, городе (селе), репродукций и фотоматериалов.

     Для того чтобы знания были более глубокими и прочными, много внимания следует уделять предварительной работе. Гак, на выходные дни можно дать выполнить следующие задания: сходить к памятнику, узнать о подвигах горожан (сельчан) в годы войны. Выяснить у детей, на какой улице находится детский сад. Почему ее так назвали? Какие достопримечательности есть в городе (селе)?

     Провести вместе с родителями тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций, предложить детям вместе с родителями составить рассказ о каком-либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предложить литературу, материалы, папки-передвижки.

     Но родной край не только воин, но и труженик. Надо познакомить детей с трудом хлеборобов. Рассмотреть колосья пшеницы, сравнить их с рожью и ячменем. Провести экскурсии на хлебозавод, в хлебобулочный магазин. Хлебу посвятить тематическую неделю, где дети расскажут, откуда берется хлеб, попробуют его на вкус. В конце недели провести музыкально- познавательное занятие «Хлеб — всему голова», где активное участие примут родители. В конце занятия вместе с родителями устроить чаепитие.

     Свои впечатления дети могут отразить в играх. В работе широко используются русские народные игры («Гуси-лебеди», «Петушиный бой», «Краски», «Обыкновенные жмурки», «Жары» и т. д.), а также можно разработать ряд дидактических игр о родном крае, городе (селе) («Где я нахожусь», «Узнай и опиши», «Когда это бывает», «Где мы были - мы расскажем», «Путешествие колоска»).

     Работа по ознакомлению с предприятиями города (села) и трудом земляков перерастает в интересную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Библиотека», «Стройка», «Завод», «Уборка урожая», «Магазин» и т. д.).

     Одной из форм работы с детьми является продуктивная деятельность, которая включает рисование, аппликацию и ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующее отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей можно оформить как тематические выставки: «Мой город (село)», «Природа моего края», «Уборка урожая»; «Хлебобулочные изделия»; «Колосок», «Родные улицы», на которых дети сами становятся экскурсоводами - рассказывают о своих работах.

     Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники: «Веселье и труд рядом живут», «Традиции русской семьи», «На родной земле» и т. д.

      Активно участвуют родители в создании развивающей среды: создание мини-музея «Русская изба», пополнение мини-музея предметами быта, изготовление для детей элементов русских костюмов, организация выставки народно-прикладного искусства, фотовыставки.

     В работе можно использовать «домашние задания». Накануне выходных, отпуска, выезда семьи за пределы города (села), на природу дети и родители получают задания: понаблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии. 

     Важным условием эффективного осуществления нравственно -патриотического воспитания является взаимосвязь с семьями воспитанников. В работе следует опираться на родителей не только как на помощников, но и как равноправных участников в формировании личности ребенка. Работа по данной теме должна вестись с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка, ведь бабушки и дедушки - это живые участники истории родного города (села), края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, корни своего рода, старые фотографии, рассказы старших членов семьи, помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

     Таким образом, ознакомление с родным городом (селом), краем с помощью разнообразных видов деятельности создаст неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает свой город (село), край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.

Значение устного народного творчества в формировании патриотизма.

      В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

     В воспитательной работе используются русские народные пословицы и поговорки, в которых особое внимание уделяется теме любви к Родине. Это понятие сравнивается с дорогим именем матери: «Родная земля - мать, чужая - мачеха», «Родина и мать - родные сестры», «Без любимой Родины и солнце не греет», «И кости по Родине плачут», «Родное гнездо и птица не забывает».

     Можно предложить детям игры-соревнования «Кто больше знает пословиц о труде, либо Родине, либо матери», дидактические упражнения «Я начинаю (пословицу), а ты закончи».

     В дошкольном возрасте дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

Можно спросить у детей: «Почему герою помогают птички, рыбки?»  (Потому то он их пожалел, помог им). Так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (используется принцип: «Как аукнется — так и откликнется»).

      Посредством русских народных сказок познакомить детей с жизнью народа в прошлом, рассказать о мужестве русского народа, о его храбрости и находчивости, о тяжелой жизни людей в давние времена.

В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

Проведение дидактических игр: «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» — способствует тому, чтобы сказка оставалась в душе ребенка как что-то целое, необычное, надолго запоминающееся.

     Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки.

     Необходимо проводить праздники, развлечения, конкурсы. В подготовительной группе можно провести музыкально -тематическое занятие «Ты цвети, мой край родной». Вместе с музыкальным руководителем разучить песни, стихи, танцы.

     На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка — способ познания окружающего. Вместе с детьми разучить русские народные игры: «Жмурки», «Краски», «Уголки», Горелки», «Петушиный бой», «Молчанка» и другие.

     Мальчикам очень нравятся игры-состязания, среди которых особое место занимают: «Петушиный бой» — борьба на ловкость, «Мешочек» - прыжки на двух ногах, «Салка на одной ноге» - прыжки с разбега на одной ноге. Эти игры развивают силу, ловкость, глазомер, волю и лучшие черты характера.

     Опыт работы с детьми показывает, что народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно

их воспитывают.

     В работу с дошкольниками можно включить сюжетно-роле- вые игры: «Хлеборобы», «Рыбаки», «Экскурсии по станице», «По реке Ее» и другие. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю и играют большую роль в формировании интернациональных чувств.

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств.

     Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. Искусство побуждает первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие

способности детей.

     В группе можно создать богатую разностороннюю развивающую среду, что дает ребенку возможность проявить себя. Изготовить и подобрать дидактические развивающие игры: папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей. Создать условия для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный (пластилин, краски, карандаши и т. д.) и нетрадиционный (акварель + восковые мелки, свеча; черно-белый и цветной граттаж; кляксография с трубочкой, с ниточкой; набрызг; пластилинография; тычок; акварельные мелки, сангина) изобразительный материал для творчества. Сделать в ИЗО-уголке доступным детям различный иллюстрированный материал по темам: «Гжель», «Дымка», «Хохлома» и т. д. Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности можно изготовить кукол: королева Кисточка, карандаш Незнайка, девочка Неумейка.

     В работе с детьми по народно-прикладному искусству используются такие формы работы, как беседы, тематические занятия, дидактические игры, развлечения, фольклорные праздники, посиделки, выставки детских работ, рассматривание иллюстраций альбомов, открыток, изделий народного искусства. Но основной формой нравственно-патриотического воспитания детей в группе являются тематические занятия. Тематика таких занятий направлена на воспитание чувства любви к родному краю, Родине, чувства гордости за свою страну, интереса к деко- ративно-прикладному искусству. Можно провести занятия: «Русская матрешка», «Город мастеров», «Золотая хохлома» и другие. Занятия проходят в виде путешествий, экскурсий, превращений. Увлекательно провести тему «Кукла-барышня», где дети не только узнают о куклах разных народов и откуда кукла появилась, но и изготовят свои куклы (кукла-оберег, куколка- желанница, кукла-рукодельница, кукла- помощница и другие). Вместе с детьми организовать в группе коллекцию кукол: резиновые, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, тряпичные и другие.

     При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства, с предметами, связанными с темами «Родной край», «Россия», обращать внимание на материал, фактуру, форму, орнамент и узор, который используется для украшения. Так, проводя подготовку к развлечению «На ярмарке», предложить детям украсить группу изображением предметов русского народного творчества.

     Итогом всей работы служат выставки детских работ, создание альбомов, участие в развлечениях, досугах, праздниках, ярмарках.

     Следует вовлекать родителей в проведение совместных мероприятий, результат которых радует детей, вызывает у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали» или «Это мы вместе смастерили». Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, станице, краю, к родной стране. Информацию по данной теме родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, информационных уголках. На родительском собрании по теме «Русское народное творчество и развитие способностей детей» целесообразно познакомить родителей с тем, чему учат детей в группе, объяснить значение народного творчества в воспитании патриотических чувств дошкольников. Организовать видеоэкскурсию для родителей, провести круглый стол: «Художники о родном крае», консультации по темам «Учить понимать прекрасное», «Любить свое прошлое». Оформить папки-передвижки: «Золотая хохлома», «Русские народные игрушки», «Русский народный костюм». С привлечением родителей создать мини-музеи разной тематики, организовать выставки семейных коллекций.

     Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие - залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.

     Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным городом (селом), родным краем, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...