Статья "Развивающая среда"
статья
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ПРОСТРАНСТВА)
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvivayuschaya_sreda.doc | 348.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ПРОСТРАНСТВА)
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Содержание центров развития
Помещение группы условно делится на центры (зоны) и, конечно, для центра искусства выбирается хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Удобны и очень практичны угловые столы для продуктивной художественной деятельности. Навесные, приставные полки или этажерки должны быть наполнены необходимым изобразительным материалом. Дидактические игры, бумага, картон впрок находятся в выкатных тумбах под столами. При необходимости эти выкатные тумбы могут служить дополнительным рабочим местом для детей. Этот центр желательно оборудовать выставкой, на которую воспитанники могут самостоятельно прикреплять готовые работы. Натянутые на стене шнуры выполняют не только декоративную, но и функциональную роль: к ним прищепками крепятся детские рисунки, фотографии, записки. Для поделок из глины, бумаги, бросового и природного материала используются двух-, трехъярусные пластмассовые бытовые полочки. Их можно установить на боковой стороне мебельного модуля (шкафа), в простенке между окнами.
ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕНТРА ИСКУССТВА:
Рисование
- репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили;
- фоны разного цвета, размера, формы (5x7, 17x30, 45x30 см, прямоугольник, овал, круг);
- краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши и т. д. (в соответствии с возрастом);
- кисти разных размеров, в том числе для «тычка», флейцевые;
- подставки для кисточек;
- стаканчики для воды;
- салфетки для кисточек;
- палитра для смешивания красок;
- подносы, на которые ставятся стаканчики для воды, стаканчик с кистями, салфетки, палитра для организации рабочего места;
- вата для смачивания бумаги перед работой акварелью; газеты для работы «по мокрому»;
- инвентарь для уборки рабочего места - ведро для мусора, тазик, тряпочки.
Лепка
- глина влажная в закрытом контейнере (готовая для работы);
- скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки), иллюстрации;
- холст, скалка для раскатывания глины;
- стеки;
- стаканчики для воды;
- салфетки для рук;
- инвентарь для уборки: тазик, тряпочки;
- сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т. д.).
Аппликация
- иллюстративный материал по ближайшей теме;
- фоны разных размеров (в т. ч. картинки из цветных журналов, обои);
- бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги;
- накрахмаленные лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусинки, наклейки, фантики — сопутствующий материал;
- подставки для кистей, кисти;
- клееночки;
- салфетки для разглаживания деталей и для рук;
- ножницы на подставке;
- ведро или тазик для обрезков;
- клей в закрытой баночке;
- инвентарь для уборки: сметки, тряпочки, ведро, совок, швабра или веник (детские).
Инвентарь для уборки в центре искусства может быть единым для всех трех рабочих мест. Главное — чтобы дети не забывали использовать его по назначению.
Центр науки (природы) служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве интерьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета.
Аквариум с рыбками — непременная принадлежность уголка природы любой возрастной группы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами - беспроигрышный прием современного дизайна, не теряющий популярности уже много лет.
Во-первых, аквариум визуально облегчает конструкцию.
Во-вторых, он вносит в организацию пространства элементы интриги: сквозь толщу воды можно наблюдать за действиями в соседнем уголке.
В-третьих, этот декоративный элемент не требует большого пространства. Важно только обеспечить свободный доступ к воде и приборам, поддерживающим в аквариуме необходимый тепловой и кислородный режим.
Клетку с птицами лучше поместить на полку (стеллаж) рядом с растениями. Террариум оснащается в соответствии с характером и повадками того животного, которое в нем содержится. Не следует забывать об эстетической и гигиенической сторонах содержания рыб и других животных: дополнительные аксессуары и своевременная уборка обеспечат привлекательность и безопасность данного центра. Наличие фонтана со струями журчащей воды, мягкая мебель под кронами напольных комнатных растений создадут уют, позволят отдохнуть и уединиться в зеленом уголке.
ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ОБОРУДОВАНИЯ ЦЕНТРА НАУКИ:
- растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей; /отбор по принципу: лучше меньше, но лучше/;
- оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для
рыхления, тряпочки, пульверизатор и т д.; - календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными;
- литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной темам);
- картотеки:
а) растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению);
б) растения ближайшего окружения (на участке);
в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт);
- настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания;
- природный материал, материал для составления икебаны;
- информация по валеологической теме.
В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования:
- весы,
- микроскоп,
- емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами,
- мерные ложечки и сосуды,
- пооперационные карты,
- алгоритмы для проведения опытов,
- карты наблюдения,
- бассейны для игр с водой, песком.
Центр ручного труда. Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать любые поделки формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. Зона труда должна быть активно работающей. Материалы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Коробки должны легко открываться самими детьми. Каждому виду материала отводится определенное место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться; это поможет детям быстрее готовиться к работе, приучит их к порядку. Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок следует проводить конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями). Главное, чтобы у ребенка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, смекалку. Материалы для ручного труда нужно систематически обновлять. Обязательно, чтобы в этом центре одновременно находилось оборудование для работы с тканью, кожей, деревом, с природным материалом, для работы с канцелярским ножом и т. д. Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса (от возможностей самого уголка), от умений и навыков от личных увлечений национальных, половых особенностей детей.
ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ОБОРУДОВАНИЯ ЦЕНТРА РУЧНОГО ТРУДА:
Для работы с бросовым материалом
- пластмассовые бутылки,
- стаканчики разных цветов и размеров,
- контейнеры от киндер-сюрпризов,
- образцы, иллюстрации,
- пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий,
- ножницы на подставке,
- для декорирования: бусины, нитки, проволока, тесьма, веревки, пенопласт, наклейки, пуговицы и т. д.;
- салфетки,
- емкость для мусора,
- инвентарь для уборки рабочего места.
Для работы с канцелярским ножом
- иллюстративный материал, образцы,
- пооперационные карты с алгоритмом действия,
- канцелярский нож,
- плотная подкладка,
- контейнер с цветной бумагой, картоном,
- скрепки для соединения деталей,
- карандаш для нанесения рисунка,
- двусторонняя плотная бумага,
- нитки, бусины,
- клей,
- кисти,
- подставки,
- стаканчик,
- тряпочки,
- емкость для обрезков,
- инвентарь для уборки.
Создавая развивающую среду в группе, педагоги порой не учитывают психологических особенностей и интересов мальчиков, ориентируясь при создании зон главным образом на девочек. Маленьким мужчинам нужна специфическая деятельность, обеспечивающая развитие их интеллектуальных способностей и ручных умений.
Ручной труд, и в частности работа с деревом, является привлекательным и доступным для мальчиков видом труда. Изготовление поделок из дерева, использование простейших столярных инструментов способствуют
- развитию руки ребенка,
- глазомера,
- наблюдательности,
- умения анализировать и представить конструкцию в целом,
- выделить в ней составные части,
- установить их взаиморасположение, соотношение по величине, размерам.
В то же время ручной труд развивает целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности на пути продвижения к цели.
Важно, чтобы в группе имелось специальное приспособление для данного вида деятельности. Это может быть детский специальный верстак с тисками для закрепления обрабатываемого материала. Можно использовать и обычные столы, но с более тяжелой крышкой Толстая крышка заглушает шум, возникающий в процессе работы с молотком, пилой.
Рядом с верстаком на щите хранятся столярные инструменты. Чтобы ребенку было легче ориентироваться при уборке, силуэт каждого инструмента (пила, молоток, клещи и т. д.) обозначается на щите с помощью прибора для выжигания Здесь же в ящиках, на полочках, модулях на колесах находятся деревянные заготовки, гвозди, пооперационные карты с алгоритмом действий, образцы, готовые изделия, выполненные руками детей.
Воспитатель формирует у детей способность самостоятельно поддерживать порядок на верстаке в процессе работы и по ее завершении, следит за тем, чтобы во время работы соблюдались
- гигиенические требования,
- а также правила техники безопасности,
- правильное применение исправного инструмента,
- хранение материалов,
- достаточное проветривание,
- правила противопожарной безопасности и охраны труда.
Рабочее место дети убирают сами, пользуясь щеткой, совком, веником, небольшим ведерком для мусора.
Инструменты:
- молоток столярный,
- клещи,
- пила лучковая, пила лучковая в распиловочной коробке,
- пила-ножовка, пила-ножовка в распиловочной коробке,
- напильник,
- шило,
- деревянный молоток или киянка,
- тисочки,
- гвозди.
Косариком и ножом пользуется воспитатель. Материал, который дается дошкольникам, должен быть, по возможности, хорошо выструган, чтобы ребенок не оцарапался и при соединениях деталей не получалось щелей. Используются бруски, дощечки, строганные и пиленые рейки, кругляки (преимущественно из мягких пород дерева).
Подсобный материал:
- катушки,
- проволока,
- обрезки ткани, кожи,
- пенопласт и т. д.
Мы постоянно говорим о том, что ребенок является субъектом воспитания, что он хозяин в группе, и в то же время продолжаем прятать от него карандаши, кисточки, ножницы, стеки, иголки, забывая, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев и развивать пальцы — прямая обязанность взрослых.
Необходимо повернуться лицом к ребенку, оказать ему доверие, не обеднять и не тормозить его развитие скудным оборудованием зоны самостоятельной деятельности. Дома ребенка окружают стеклянные журнальные столики, витрины сервантов, дорогая техника. Он знает, где у мамы хранятся ножницы, иголки, спицы, а у папы — молотки и гвозди, которыми дети, не нарушая правил, часто пользуются. Что же им препятствует воспользоваться этими предметами не по назначению или испортить их? Наверное, чувство ответственности и самоконтроль, которые ограничивают свободу ребенка и в то же время раздвигают рамки для проявления самостоятельности в деятельности.
Конечно, в группе нельзя раскидывать предметы повышенной опасности без предварительного ознакомления детей с ними. Каждый инструмент необходимо детально рассмотреть с детьми, познакомить детей с его качествами, свойствами, правилами обращения с ним.
Если начиная с младшего дошкольного возраста у ребенка постепенно формировать представление о правилах использования того или иного инструмента, то ребенок будет применять инструменты по прямому назначению.
Педагогу необходимо создавать условия для работы ребенка с различными инструментами, что сформирует у него опыт адекватного пользования ими в соответствии с их функциональным назначением, воспитает ответственное отношение к труду, разовьет самоконтроль, умение с удовольствием заниматься любимой деятельностью.
Центр занимательной математики. Удобное рабочее место может состоять из одного или нескольких столов на роликовых опорах, оборудованных выкатными секциями (тумбами) для хранения дидактического материала, навесными полками, которые не занимают много места и красиво смотрятся. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф.
Модульный принцип фланелеграфа (поле, состоящее из нескольких небольших квадратов) позволяет создавать всевозможные эффектные комбинации, а функциональные и компактные части (сектора) обеспечивают их комфортное использование. Такой фланелеграф можно сделать из коврового покрытия, подобранного по цвету в тон мебели или мебельного канта. ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- счетные палочки,
- счетный материал (матрешки, грибочки, рыбки и т. д.);
- лабиринт;
- пособия для нахождения сходства и различия;
- головоломки;
- составление целого из частей;
- занимательные примеры;
- задачи-шутки;
- карты по мнемотехнике;
- коллажи;
- «танграм», «колумбово яйцо», «волшебные круги» и т. д.;
- геометрические фигуры (плоскостные и объемные);
- веревочки разной длины, толщины;
- ленты широкие и узкие;
- линейки;
- модели: года, дней недели, частей суток, часы.
Литературно-театральный центр. Принимая решение о том, где будет располагаться литературный центр, обратите внимание на окна. Если естественного освещения недостаточно, используйте дополнительные осветительные приборы. Это может быть торшер, создающий уют домашней обстановки, настенное бра, «прищепка».
Литературно-театральный центр может располагаться в спальне, вдали от мест активных игр детей. Мобильный столик, стулья, кресла или мягкие пуфики помогут создать комфорт и придать привлекательность этому уголку. Штора из бамбука или соломки поможет зрительно отделить литературный центр от других зон. Уединившись за такой шторой, ребенок чувствует себя защищенным; испытывая чувство комфорта, он отдыхает с любимой книжкой в руках. В то же время педагог видит уединившихся через ажурную прозрачность занавески. Красочные издания, разнообразное содержание привлекают внимание детей к литературному центру.
ПРИМЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- книги (стихи, проза: сказки, рассказы, в т. ч. юмористические, фольклор, «толстые» книжки, энциклопедическая литература, детские журналыи т. д.);
- выставка: или одного автора, или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т. д.;
- альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные (домашние, дикие, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие) и т. д.;
- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);
- пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, пальчиковые игры, буквы из наждачной бумаги, крупы, кожи и т. д.;
- литературные игры, игры с грамматическим содержанием;
- султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики;
- оборудование для театрализации:
- ширмы,
- фланелеграф,
- маски,
- костюмы и детали одежды для ряженья;
- разные виды театров: настольный,пальчиковый, бибабо, перчаточный, теневой и т д.;
- мнемотаблицы для составления предложений и рассказов;
- пособия по краеведению: символика родного города, страны;
- книги, настольные игры, альбомы, фотоподборка, мнемотаблицы, рабочие тетради, поделки и т. д.;
- портреты поэтов, писателей.
Строительный центр. Благодаря встроенной мебели, изготовленной точно в соответствии с особенностями помещения, можно наилучшим образом сосредоточить весь строительный материал (мелкий и крупный) в одном центре. На стеллажах, которые являются конструктивным элементом, отделяющим один центр от другого, размещаются мелкие игрушки машинки, дорожные знаки для обыгрывания построек. Чертежи, рисунки, фотографии и прочий иллюстративный материал представлен в папках-файлах рядом со строительным материалом. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. Строительный материал хранится на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмассовых коробках, контейнерах. Конструктивную деятельность стимулируют фотографии построек, выполненных детьми ранее.
Физкультурно-оздоровительный центр. Спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнеру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.
При наличии места в групповых, раздевалках, спальнях вдали от играющих детей устанавливают конструкции из металлических труб или оборудование из дерева.
В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят традиционные пособия:
- гимнастическая стенка,
- канат,
- веревочная лестница,
- трапеция,
- кольца,
- качели и другие приспособления.
С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма необходимо иметь набор матов. Крупные детали (гимнастические лестницы, рукоходы, металлические основы) должны быть прочно и надежно закреплены. Важно, чтобы все материалы соответствовали экологическим и гигиеническим требованиям.
Существенное значение имеет цветовое решение спортивно-игровых комплексов. Нежелательно использование слишком ярких, насыщенных тонов для спортивных снарядов. При выборе окраски физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким пастельным тонам или покрытиям, придающим дереву небольшой оттенок. Таким образом, посредством решения задач эстетического оформления у воспитанников формируется художественный вкус.
К сожалению, не всегда есть возможность приобрести и установить спортивный комплекс. Для достижения оздоровительного и развивающего воздействия можно использовать имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретательность фантазию и «золотые руки» воспитателя. Коврики для массажа стоп можно сделать, наклеив на основу стельки, вырезанные из кожи, меха, резины и т. д., можно нашить на коврик пуговицы разного диаметра или разноцветные полиэтиленовые пробки от пластиковых бутылок, установить контейнеры с наполнителем из фасоли, гороха, гречи. Для оздоровительной дорожки используются ребристые коврики, гимнастические палки, веревки разной толщины, диск «Здоровье» и другие приспособления.
Мелкий спортивный инвентарь, фрагменты оздоровительной дорожки хранятся в настенных карманах, выполненных из моющихся материалов, в ящиках на колесах, в пластмассовых или металлических сетчатых модулях (этажерках) на колесах, которые могут передвигаться за своим маленьким хозяином в любой конец комнаты.
Центр шашек и шахмат. Каждый профессиональный педагог знает, что хорошо развитое планирующее пространственное мышление и воображение определяет успех умственного развития ребенка и волевых качеств ребенка.
Формирование коры головного мозга, и главным образом ее лобных отделов, продолжается как минимум до 12—14 лет, а ведь еще Ч Дарвин говорил, что всякий орган от тренировки развивается. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть хоть чуть-чуть, но выше их сегодняшних возможностей и способностей. Лучшего стимула к личностному росту никто еще не придумал.
Игры в шашки, шахматы реально несут большую смысловую нагрузку, развивают способность к познанию пространства и ориентации в нем. Предлагать эти игры стоит детям старшего дошкольного возраста. Такая деятельность рассчитана на работу вдвоем и изначально предполагает элемент соревновательности, что существенно повышает эффективность развития ребенка. Эти игры способствуют развитию логического мышления, произвольного внимания, усидчивости.
Для данного вида деятельности лучше выбрать тихий уголок в группе (возможно, в спальне). Небольшой стол, два уютных кресла или стульчика, скромная подсветка создадут атмосферу покоя и помогут играющим сосредоточиться. На стене можно укрепить поле из черно-белых клеток (по принципу фланелеграфа) для обыгрывания разнообразных вариантов ходов, дети смогут проводить шахматные партии не только на горизонтальной, но и на вертикальной плоскости.
Центр отдыха. Создавая развивающую среду, следует позаботиться о том чтобы дошкольник не потерял чувства защищенности и безопасности и, устав от окружающих, перебрался в «тихий уголок», или «уголок отдыха», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто помечтать. Педагог организует такое место, отделив его от играющих детей стационарной или переносной ширмой из бамбука или ткани. Торшер или настенные бра, мягкая мебель, коврик на полу, картина в пастельных тонах, спокойная релаксационная музыка, фонтан с журчащими струями воды порадуют глаз и слух, помогут ребенку ненадолго уединиться, как бы спрятаться «в норку», восстановить силы.
Для оформления физкультурного зала стоит выработать концепцию дизайн-проекта, т. е. определить алгоритм действий. Созданию особой атмосферы зала способствует порядок, согласованность всех деталей, их подчиненность главному — цели, к которой надо стремиться; единая цветовая гамма предметов и элементов интерьера (ковровое покрытие, цвет стен, мебельного канта и т. д.).
Крупный спортивный инвентарь — шведские лестницы, стационарные тренажеры, щиты для метания — прочно крепится к стенам.
Если имеются веревочные или «чудо-лестницы», канаты, их крепят к потолку. Желательно, чтобы это оборудование при необходимости задвигалось, перемещаясь по монорельсам, для рационального использования помещений. «Чудо-лестница», имеющаяся в продаже, — достаточно дорогое оборудование. Но подобное приспособление можно изготовить способом макраме из толстой веревки. Родители окажут помощь в изготовлении и монтаже конструкции, позволяющей лестнице крепиться к потолку, а прочным карабинам — двигать это чудо, как шторы на окнах. Специалисты по охране труда ценят надежность конструкции для использования в дошкольном учреждении.
Окна защищаются разными способами. Традиционный способ — деревянные рейки. Более эстетично и стильно выглядит сетка (пластмассовая или металлическая в пластмассовой оплетке), которая продается в магазинах для садоводов. Сетка — приспособление многофункциональное, служит не только страховкой, но и основой для крюков, вешалок, кронштейнов, бумажных масок, скакалок и другого легкого инвентаря.
Удобная встроенная и очень практичная стенка займет достойное место в зале. На закрытых полках разместится мелкое спортивное оборудование, в специальной секции - обручи разного диаметра. Выкатные тумбы хороши не только для хранения мячей разной величины, но и используются как горизонтальная цель для метания. Шкаф для одежды и секретер предназначены для педагога.
В последнее время все большее распространение в практике работы дошкольных учреждений получило использование мячей-фитболов. В зале они занимают много места. А может быть, стоит их расположить на вертикальной опоре с помощью небольших крепежных карабинов? Основой послужит или защитная оконная сетка, или толстая веревка с петлями. Ее пропускают через вбитый в потолок крюк. С помощью несложного движения веревка опускается (как лифт), мячи снимаются с карабинов, а после использования крепятся обратно и с помощью веревки-лифта поднимаются к потолку. Приспособление смотрится эффектно, как гроздь разноцветного винограда, и удобно в эксплуатации.
Для зрительной гимнастики на потолке имеется специальный рисунок, позволяющий снимать зрительное напряжение.
Расписание занятий, различные графики, инструкции можно представить с помощью дистальной системы, которая крепится к стене, не занимает много места и отвечает эстетическим требованиям.
Перечень оборудования для физкультурных залов наиболее полно представлен Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой в книге «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ».
Вариативность дошкольного образования, современные программные комплекты и новые образовательные технологии предъявляют требования и побуждают к созданию определенных условий для формирования личности дошкольника.
Рынок оборудования и товаров для организации педагогического процесса, в том числе развивающей среды, в настоящее время только формируется. До удовлетворения дидактических, эстетических, гигиенических потребностей педагогов-«дошкольников» еще очень далеко.
Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи | Куклы крупные (35—50 см) | 5, разные |
Куклы средние (25—35 см) | 5, разные | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные (35—50 см) и средние (25—35 см) | 8, разные | |
Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15—20 см) | 15—20, разные | |
Звери надувные, крупные | 2—3, разные | |
Игрушки - предметы оперирования | Набор чайной посуды (крупной) | 2-3 |
Набор кухонной посуды (крупной) | 2-3 | |
Миски (тазики) | 3 | |
Молоток (пластмассовый) | 1 | |
Набор овощей и фруктов (объемные — муляжи) | 1 | |
Комплект постельных принадлежностей для кукол | 3 | |
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 2 | |
Тележка-ящик (крупная) | 2 | |
Звери и птицы на колесах (каталки — с палочкой или шнурком) | 5, разные | |
Автомобили с открытым верхом (крупные и средние) | 5, разные | |
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) | 2 | |
Конь (или другие животные) на колесах / качалка | 1 | |
Телефон | 2 | |
Ведерки | 5 | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | 1 |
Кукольный стул (крупный) | 4 | |
Кукольная кровать | 2 | |
Кукольный диванчик | 1 | |
Шкафчик для кукольного белья | 1 | |
Кухонный шкафчик (соразмерный ребенку) | 1 | |
Кухонная плита (соразмерная ребенку) | 1 | |
Ширма — остов домика | 1 | |
Складной остов автобуса (вагончика) с рулем | 1 | |
Полифункциональные материалы | Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллелепипеды) | 6 |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Шар и воротца (набор) | 2 |
Желоб для прокатывания шаров и тележек | 1 | |
Мячи (разного размера) | 7 |
Примерный набор игровых материалов для второй .младшей группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные (35—50 см) | 3, разные |
Куклы средние (20—30 см) | 7, разные | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 3, разные | |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 7, разные | |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10—15 см) | 15—20, разные | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2 | |
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи | 2-3 | |
Набор солдатиков (среднего размера) | 1 | |
Фигурки-человечки (объемные, 10—15 см) | 10, разные | |
Белая шапочка | 3 | |
Плащ-накидка | 3 | |
Фуражка/бескозырка | 3 | |
Каска | 2 | |
Набор масок сказочных животных | 1 | |
Игрушки - предметы оперирования | Набор чайной посуды (крупной и средней) | 3 |
Набор кухонной посуды (крупной и средней) | 3 | |
Миски (тазики) | 2 | |
Ведерки | 5 | |
Молоток(пластмассовый) | 1 | |
Набор овощей и фруктов (объемные — муляжи) | 1 | |
Комплект кукольных постельных принадлежностей | 3 | |
Утюг | 2 | |
Гладильная доска | 1 | |
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 3, разные | |
Тележка-ящик (крупная) | 1 | |
Автомобили с открытым верхом, крупные | 2, разные | |
Автомобили с открытым верхом, средних размеров | 5, разные | |
Пожарная машина, средних размеров | 1 | |
Машина «скорой помощи», средних размеров | 1 | |
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров | 1 | |
Лодка, средних размеров | 2 | |
Самолет, средних размеров | 2 | |
Кукольные коляски (складные) | 3 | |
Конь (или другие животные) на колесах/качалка | 1 | |
Конь на палочке | 3 | |
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | 3 | |
Полосатый жезл | 1 | |
Бинокль (подзорная труба) | 1 | |
Телефон | 3 | |
Руль | 2 | |
Весы | 1 | |
Сумки, корзинки, рюкзачки | 7, разные | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | 1 |
Кукольный стул (крупный) | 4 | |
Кукольная кровать | 2 | |
Кукольный диванчик | 1 | |
Шкафчик для кукольного белья | 1 | |
Кухонная плита/шкафчик(соразмерная ребенку) | 1 | |
Ширма — остов домика | 1 | |
Ширма — остов автобуса (вагончика) с рулем | 1 | |
Ширма — прилавок | 1 | |
Набор мебели для кукол среднего размера | 1 | |
Бензоколонка (крупная) | 1 | |
Полифунк- циональные материалы | Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллелепипеды) | 6 |
Крупный строительный набор | 1 | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | |
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1 х 1 м) | 3 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Шар и воротца (набор) | 2 |
Желоб для прокатывания шаров и тележек | 1 | |
Мячи (разного размера) | 7 | |
Кегли (набор) | 1 | |
Настольные игры: «Поймай рыбку» «Прокати шарик через воротца» «Загони шарик в лунку» | 1 1 1 |
Примерный набор игровых материалов для средней группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные | 2, разные |
Куклы средние | 6, разные | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 2, разные | |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 6, разные | |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7—10 см) | 20, разные | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2, разные | |
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7—10 см) | 10, разные | |
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие) | 10, разные | |
Набор солдатиков (средние и мелкие, 7—15 см) | 2, разные | |
Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7—15 см) | 2—3, разные | |
Набор фигурок: семья (7—15 см) | 2 | |
Белая шапочка | 3 | |
Плащ-накидка | 3, разные | |
Фуражка/бескозырка | 3 | |
Каска | 2 | |
Набор масок (животные; сказочные персонажи) | 2—3, разные | |
Игрушки — предметы оперирования | Набор чайной посуды, крупный | 1 |
Набор чайной посуды, средний | 2 | |
Набор кухонной посуды | 2 | |
Молоток | 1 | |
Комплект кукольных постельных принадлежностей | 3 | |
Грузовик, крупный | 1 | |
Тележка-ящик, крупная | 1 | |
Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров | 5—7, разные | |
Пожарная машина, средних размеров | 1 | |
Машина «скорой помощи», средних размеров | 1 | |
Подъемный кран, крупный | 1 | |
Набор: железная дорога, средних размеров | 1 | |
Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров | по 1 каждого наименования | |
Ракета-робот (трансформер), средних размеров | 1 | |
Автомобили мелкие | 10, разные | |
Кукольная коляска, средних размеров (складная) | 2 | |
Набор медицинских принадлежностей | 2 | |
Полосатый жезл | 1 | |
Весы | 1 | |
Часы | 2, разные | |
Телефон | 3 | |
Подзорная труба, бинокль | 2 | |
Сумки, корзинки, рюкзачки | 5, разные | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол, крупный | 1 |
Кукольная кровать или диванчик, крупный | 1 | |
Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная) | 1 | |
Набор мебели для кукол среднего размера | 2 | |
Скамеечка на колесах со съемным рулем | 1 | |
Руль на подставке | 1 | |
Штурвал на подставке | 1 | |
Универсальная складная рама/ширма — пятистворчатая (30— 50 см высотой) | 1 | |
Трехстворчатая ширма/театр (70 см) | 1 | |
Кукольный дом (для кукол среднего размера) | 1 | |
Бензозаправочная станция-гараж (для мелких автомобилей) | 1 | |
Макет «скотный двор» (для фигурок животных средней величины) | 1 | |
Ландшафтный макет (коврик) | 1 | |
Светофор | 1 | |
Тематические строительные наборы: Город, замок (крепость), ферма (зоопарк) | 1 1 1 | |
Полифункциональные материалы | Объемные модули, крупные, разных форм | 10 |
Крупный строительный набор | 1 | |
Крупный кнопочный конструктор | 1 | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | |
Крупные куски ткани (полотно, разного цвета, 1 х 1 м) | 5 | |
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | 1 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Настольная игра «Поймай рыбку» | 1 |
Настольный бильярд, средний («Закати шарик в лунку») | 1 | |
Настольный кегельбан | 1 | |
Бирюльки | 2 | |
Кегли (набор) | 1 | |
Кольцеброс (напольный) | 1 | |
Мячи разного размера | 7 | |
Для игр «на удачу» | Настольная игра «лото» (с картами из 6—8 частей) | 6—8, разные |
Настольная игра «гусек» (с маршрутом до 20—25 остановок, игральным кубиком 1—3 очка) | 3, разные |
Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной групп
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки- персонажи и ролевые атрибуты | Куклы (средние) | 5, разные |
Мягкие антропоморфные животные ( средние и мелкие) | 8—10, разные | |
Набор кукол: семья (средние) | 2 | |
Наручные куклы би-ба-бо | 10, разные | |
Набор персонажей для плоскостного театра | 3—4, разные | |
Наборы мелких фигурок (5—7 см): домашние животные дикие животные динозавры сказочные персонажи фантастические персонажи солдатики (рыцари, богатыри) семья | 1 1 1 3—4, разные 2, разные 3—4, разные 2 | |
Условные фигурки человечков, мелкие (5—7 см) | 10, разные | |
Белая шапочка | 2 | |
Плащ-накидка | 5, разные | |
Фуражка/бескозырка | 3 | |
Каска/шлем | 2 | |
Корона, кокошник | 2—4 | |
Ремень ковбоя | 3 | |
Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи) | 3—4 | |
Игрушки- предметы оперирования | Набор чайной посуды (средний) | 2 |
Набор кухонной посуды (средний) | 2 | |
Набор чайной посуды (мелкий) | 2 | |
«Приклад» к куклам среднего размера | 2 | |
«Приклад» к мелким куклам | 2 | |
Набор медицинских принадлежностей | 2 | |
Весы | 2 | |
Чековая касса | 1 | |
Коляска для средних кукол, складная | 2 | |
Телефон | 3 | |
Часы | 2 | |
Бинокль/подзорная труба | 2 | |
Грузовик средних размеров | 2 | |
Автомобили разного назначения (средних размеров) | 5 | |
Корабль, лодка (средних размеров) | 2 | |
Самолет, вертолет (средних размеров) | 2 | |
Ракета-трансформер (средних размеров) | 1 | |
Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.) | 10, разные | |
Набор: военная техника | 2—3 | |
Набор: самолеты (мелкие) | 1 | |
Набор: корабли(мелкие) | 1 | |
Ракета-робот (трансформер), мелкая | 3 | |
Подъемный кран (сборно-разборный, средний) | 1 | |
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная) | 1 | |
Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль | по 1 каждого наименования | |
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением | 1 | |
Маркеры игрового пространства | Универсальная складная ширма/рама | 1 |
Стойка с рулем/штурвалом (съемным) | 1 | |
Стойка-флагшток | 1 | |
Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр) | 1 | |
Ландшафтный макет (коврик) | 1 | |
Кукольный дом (макет) для средних кукол | 1 | |
Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей) | 1 | |
Макет: замок/крепость | 1 | |
Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город крестьянское подворье (ферма) зоопарк крепость домик (мелкий, сборно-разборный) гараж/бензозаправка(сборно-разборная) маяк | 1 1 1 1 3 1 1 | |
Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта | 1 | |
Набор мебели для средних кукол | 1 | |
Набор мебели для мелких персонажей | 2 | |
Набор мебели «школа» (для мелких персонажей) | 1 | |
Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов) | 10—20, разные | |
Полифункциональные материалы | Объемные модули, крупные, разных форм | 10 |
Крупный строительный набор | 1 | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | |
Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1 х 1 м) | 5 | |
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | 1 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Летающие колпачки | 1 |
Настольный кегельбан | 1 | |
Настольный футбол или хоккей | 1 | |
Детский бильярд | 1 | |
Бирюльки (набор) | 2 | |
Блошки (набор) | 2 | |
Кольцеброс настольный | 1 | |
Кольцеброс напольный | 1 | |
Городки (набор) | 1 | |
Кегли (набор) | 1 | |
Серсо | 1 | |
Мишень с дротиками (набор) | 1 | |
Коврик с разметкой для игры в «классики» | 1 | |
Мячи, разные | 5—7 | |
Для игр «на удачу» | Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков) | 5, разные |
Лото (картиночное, поле до 8—12 частей) | 8—10, разные | |
Лото цифровое | 1 | |
Для игр на умственную компетенцию | Домино (с картинками) | 2 |
Домино точечное | 1 | |
Шашки | 2 | |
Шахматы | 1 |
АЛГОРИТМ
АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
в дошкольной группе
1. Соответствие содержания игровых зон, центров:
- программным требованиям, задачам воспитания и обучения;
- возрастным возможностям детей;
- интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности.
2. Условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в данный период дошкольного детства.
3. Наличие в дошкольной группе уютного места для отдыха и «неприкосновенного» места для каждого ребенка (где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные украшения», «замысловатые механизмы»).
4. Преобразование среды в течение всего года (что уже сделано, что предстоит сделать).
Литература:
1. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
2. Доронова Т.Н. Предметно-развивающая среда в ДОУ: Пособие для воспитателей и руководителей ДОУ.
3.. Маханева М.Д.М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно – воспитательных комплексах. - М.: Просвещение, 1995.
5. Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: Методические рекомендации. – М.: НМО «Творческая педагогика», 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на
Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...