«Грамматическое царство».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskoe_tsarstvo.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

 «Детский сад комбинированного вида № 33»

 

Открытое интегрированное  занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности № 9. 

Подготовили:

Учитель-логопед: Кочеткова К.Т.

Воспитатель: Банникова Н.Н.

«Грамматическое царство».

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

- уточнить и систематизировать знания детей об осени (перелетные птицы, грибы, признаки осени);

-совершенствовать  навыки работы с пластилином
- совершенствовать грамматический строй речи: образование множественного числа существительного; образование родственных слов.

- познакомить с согласным звуком [г], буквой г;

- работа над формированием фонематических функций;

- работа над слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать диалогическую речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание;

- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,

- воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: Мяч, Магнитная доска, буква Г, предметные картинки голубь, репа,  

игла, бант, фишки звуковые, слоговые схемы на каждого, Предметные картинки ( Гриб, ласточка, осень, дерево, листик, лисички, подберезовик, гуси, боровик, осина, туча). Пластилин, дощечки, стеки, Изображение грибов. Подсказки зрительные. (Слава, Никита К., Захар, Дима, Маша)

НОД

Приветствие (в кругу)

Доброе утро, и всем улыбнись,

Справа и слева друзьям поклонись.

Будем дружить, помогать всем всегда –

Вы согласны? Ответьте мне – Да!

Учитель-логопед: Ребята, мы сегодня будем снова обучаться грамоте и проведем игру «Учитель - ученик», поговорим о звуках и буквах, познакомимся с новой буквой, про которую вы узнаете по ходу нашего занятия, но вначале я вам расскажу о моём приключении. Пройдите все на коврик.

На ковре  (сесть)

Недавно я была в гостях в «Букваринске», город, где живут одни буквы.  А находится он за бумажными горами, за карандашными лесами в грамматическом царстве, в орфографическом государстве. Когда буквы узнали, что работаю в детском саду, то решили прилететь на крыльях ласточек, которых вы недавно рисовали. Ласточки очень торопились, ведь на дворе время года – Осень. Какие признаки осени вы знаете? (ответы детей).
И ласточки не остаются зимовать, они какие птицы? - Перелетные птицы. А гуси какие птицы?
Гуси громко, махая крыльями, гоготали как? - Га-га-га 
Какой слышен согласный звук? –Г.

Игра «Хлопни, когда услышишь звук?»
А этот звук Г- встречается и в словах, хлопните, когда услышите в словах. (гуси, птица, груша, мяч, снег, парта, гриб, снегирь). 

Игра «Один много»
Но этот звук слышен и тогда, когда бывает много 
Гусь – много – гусей 
Снег – много – снега 
Груша – много – груш 
Гриб – много – грибов.
А буквы из «Букваринска» подарили таким славным детям мяч и похвалят тех, кто, поймав мяч, определит, на каком месте в слове находится звук Г. 

(Предлагаю встать)

 Игра с мячом. «Место звука в слове»
В слове Гриб – в начале 
Снегирь – в середине 
Парта – нет звука Г. 
Проходим за столы

Давайте пройдем за столы и продолжим играть в «Учитель - ученики», спинки выпрямили, руки расположили удобно. 
Ребята, когда ласточки летели из «Букваринска», то видели грибы и встречали того, кто их собирал. Закончите предложение от общего слова гриб. 
Как-то раннею порой вдруг полился дождь – грибной. 
И из дома в тот же миг в лес отправился – грибник. 
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький – грибочек. 
И обрадовался в миг наш удачливый – грибник. 
Много он собрал грибов, и грибочков и грибков. 
А тому, кто долго ищет, попадется и - грибище. 
Ребята, какая общая часть в этих словах – Гриб. 

Ребята, жители Букваринска не умеют делить слова на слоги. Давайте научим их.

«Делим слова на слоги» (к каждой картинке подобрать схему)

Гриб, ласточка, осень, дерево, листик, лисички, подберезовик, гуси, боровик, осина, туча. (Маша и Дима прохлопывают вместе с взрослым, рука в руке)

Молодцы, ребята мы любим собирать грибы.

«Разминка». 
Разминка «Гриб» - 2 раза 
Грибник  шёл, шёл, шёл 
Белый гриб нашёл 
Раз грибок, два грибок, три грибок. 
Положи их в кузовок. 
Грибы собрали, молодцы.

Все грибники расположились за столами. Вывешать на доску букву Г.


Ребята, а нас услышала буква Г и стоит подобно кочерге (показать рисунок). Повторите – буква Г стоит подобно кочерге. 
Прорисуйте её в воздухе. Из скольких частей она состоит? Принесла она несколько заданий, давайте их выполним. В этих карточках – картинках зашифровано слово по первым буквам названий картинок. Взрослый, стоя у доски, вывешивает картинки и задает вопросы детям по первым звукам. (дети должны ответить какой это звук гл, согл, твердый и т.д. и назвать его). По окончании получается слово.
Предложить кому – то из детей его прочитать.
Голубь – Г – твердый согласный зв.зв. 
Репа – Р’ – мягкий согласный зв.зв. 
Игла – И – гласный звук 
Бант – Б – твердый согласный зв.зв. 
Молодцы, буква Г . Получилось слово ГРИБ. Где стоит буква Г – в начале слова. В этом слове Г каким звуком обозначена – согласный твердый Зв. Зв. Может быть мягким? Да. Скажите мягко – ГИ (слово ГИРЯ). 

Игра с фишками (выложи слово). Подсказки зрительные.
Ребята, а сейчас давайте выложим слово «ГРИБ» из фишек. Сколько гласных в этом слове? Один гласный звук – И.

Гриша, прохлопай это слово. Один слог, т.к. одна гласная.

Молодцы, а сейчас поговорим про грибы пальчиками:

 Пальчиковая гимнастика «Грибы». 
Топ, топ пять шагов – дети по столу пальчиками шагают. 
В кузовочек пять грибов – сцепить пальцы и раскрыть ладони, показать пять пальцев. 
Мухомор красный – гриб опасный – один палец загнуть, 
А второй лисичка – рыжая косичка – второй палец загнуть, 
Третий гриб волнушка – розовые ушки – третий палец загнуть, 
А четвертый гриб сморчок - бородатый старичок – четвертый палец загнуть, 
Пятый гриб белый – ешь его смело – пятый загнуть, разжать ладонь и показать пальцы. 

Вышли в круг. «День - ночь»
Молодцы, а буква Г такая хитрая, что спряталась в слоговой линейке и хочет чтобы вы поиграли в игру где дружат гласная с согласной, образуя слог. 
Дети проговаривают первый слог, закрывают на слово «ночь» глаза, на слово «день» открывают, проговаривают второй слог и слово 
ГУ – СИ 
ГУ – ЛИ 
ГУ – ДИ 
Молодцы, буква Г из «Букваринска» остаётся с вами.

Рефлексия: С какой буквой, звуком мы сегодня познакомились?  А какой это звук? А каким Звук Г бывает? (твердым и мягким). А если мы будем выкладывать из фишек слово со звуком Г какую фишку будем брать, а если со звуком ГЬ? (зеленая).

Воспитатель: Продуктивная деятельность.

Ребята, жители города оставили нам в подарок букву Г, давайте и мы сделаем подарок для жителей «Букваринска» что же мы можем им подарить?

Давайте слепим грибочки. Повторяем название грибов,  где растут, часть гриба). Образец гриба (картинки). Проговариваем каждый шаг.

Рассматривание и обсуждение работ.

Работы детей выставляются на столе.
Воспитатель. Мы в лес пошли, мы грибы нашли. Теперь надо проверить, нет ли среди них ядовитого мухомора. Посмотрите на изображение мухомора и поищите, нет ли его среди наших грибов. Нет? Значит, мы собрали для жителей  «Букваринска» только полезные грибочки. Вот их как много. Корзинка будет полной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в             подготовительной группе.   Программное содержан...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"

Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"

Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...