Социальное партнёрство с семьёй в группе раннего возраста.
статья (младшая группа)
Взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_partnyorstvo_s_semyoy_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнёрство с семьёй в группе раннего возраста.
Самойленко Наталья Викторовна
воспитатель ГБДОУ № 11
Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга
Социальное партнерство – это добровольное взаимодействие двух или более сторон заинтересованных в сотрудничестве при решении общих задач воспитания и обучения. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Перед педагогами ставятся следующие задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Для решения этих задач используются следующие формы взаимодействия с родителями:
Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
• День открытых дверей
Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное, доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
В конце проделанной работы мы можем рассчитывать на следующие результаты:
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
В заключение следует отметить, что преимущества инновационных форм социального партнерства с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Чем грамотнее налажено социально-педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с семьёй, тем эффективнее будет социальное развитие ребенка, прочнее будут усваиваться им нормы и ценности, принятые в обществе.
Список литература
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
5. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьей в группе раннего возраста.
Семья и детский сад составляют единую социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагог...
Работа по социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста в условиях ДОУ
Я представляю свой опыт работы по социально-коммуникативному развитию с детьми второй группы раннего возраста...
Перспективное планирование работы с семьёй в группе раннего возраста
Перспективное планирование работы с семьёй в группе раннего возраста на 2018-2019 у. г.МесяцНазвание мероприятияСентябрь- Ро...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй группе раннего возраста на тему: «Вежливые слова и хорошие манеры»
Занятие по социально-коммуникативному развитию во второй группе раннего возраста...
Проект "Взаимодействие с семьёй" в группе раннего возраста.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в п...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром и социальным окружением для детей второй группы раннего возраста (2-3 г) «Фрукты для лесных друзей»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром и социальным окружением, в ходе которого дети в интересной игровой форме знакомятся с лесными жителями,фруктами -яблоками и одновременно закрепляют ...
Программа социального партнёрства с семьёй.Средняя группа .
Объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных пут...