"Рефлексия-современная технология в ДОУ"
проект (подготовительная группа)
Как использовать современную технологию в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
современная технология | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проект
«Рефлексия – современная технология в ДОО».
Выполнила воспитатель:
Савченко Елена Вадимовна
г. Санкт-Петербург
2020г.
Цель проекта: - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности
– ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые
результаты.
Задачи:
-сплочение детского коллектива.
-обсуждение планов на день, на неделю.
-развитие умения выражать свои чувства и переживания публично
-формирование умения слушать и понимать друг друга
-формирования общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе
-привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Продолжительность: недельный
Добрый день Уважаемые коллеги. Хочу поделиться своим опытом. Тема моей работы «Рефлексия –современная технология в ДОО».
В соответствии с ФГОС ДОО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и др. Все вышеперечисленные качества можно развить при обучении рефлексии.
Понятие «рефлексия» это - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение рефлексивной деятельности ведет к подготовке к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности такие, как самоконтроль, самооценка, саморегулирование и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит. Рефлексия в образовательной деятельности длится 10-15 минут, может осуществляться на любом ее этапе, либо утром, а также вечером.
Необходимо заметить педагогам важно уметь вычленять из многообразия форм рефлексии, только те которые соответствуют функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей. Следует учитывать при выборе рефлексии цель занятии, содержания и трудности учебного материала.
Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе».
Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.
Особенности проведения рефлексии:
• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.
• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.
• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.
• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.
• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.
Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.
В соответствии с функциональным назначением рефлексии выделяют следующую классификацию:
- Рефлексия содержания учебного материала.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности.
1. Рефлексия содержания. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания, понимания и запоминания содержания пройденного, для оценки информации по степени значимости и практической направленности, установление логических связи между приобретенными сведениями.
2. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Обучает сознательному контролю, планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их правильности. (Оценка тех правил действий с которыми знаком ребенок).
3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния – оценка отношения, настроения воспитанников целесообразно в начале занятия и в конце деятельности.
По ФГОС ДО у детей дошкольного возраста нужно формировать уважительное отношений и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации поэтому целесообразно применять не только индивидуальную рефлексию, но и коллективную, групповую.
Каждой форме рефлексии соответствуют свои методы и приемы организации.
Рефлексия содержания. Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «линейки знаний», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Таким образом, рефлексия в детском саду – это совместная деятельность участников образовательного процесса, позволяющая совершенствовать его процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.
В нашей группе рефлексивный круг проходит таким образом:
В начале рабочего дня, после завтрака включается веселая музыка «танец пчелки Майя», дети весело летят как пчелки к своим любимым подушечкам в виде звездочек, которые нам помогли сделать родители, садятся на них и образуют круг. Он начинается с приветствия. Ребята поворачиваются друг к другу и желают доброго утра (кто начинается обниматься, кто жмет друг другу руки, кто просто улыбается). В кругу находиться наш символ группы «Наша пчелка «Майя», которая нам и подкидывает сюрпризы в виде образовательных задач. Еще у нас загорается волшебный смайл, который символизирует настроение. Передавая его по кругу, мы делимся своим настроением, событиями, которые произошли у ребят. В ходе педагог задает вопрос, как Вы думаете, что такое правила? Обсуждая с детьми правила, они не могли сразу же дать четкого ответа. Начали называть правила, которые уже знают. В ходе обсуждения, мы пришли к общему решению, обозначить 5-7 правил на карточках. В результате проделанной работы к концу недели дети совместно с педагогом вывели 8 правил. Эти правила получились в виде красочных плакатов, которые дети придумали сами. Что можно делать, что можно делать с разрешения педагога, а что категорически нельзя делать, и с удовольствием их выполняют.
Опыт внедрения технологии показывает, что самый простой способ организации общения – это проведение ежедневной рефлексии, ведь для этого не нужно особых условий, только желание самого педагога.
Рефлексивный сбор повышает самооценку детей, что позволяет чувствовать себя уверенно в общении со сверстниками. А значит уровень эмоциональной значимости растет.
Мы не только ведем обсуждение, мы еще и планируем наш день, и учимся составлять план на неделю. В группе у на есть экран выбора, по которому дети определяют и планируют, чем они хотят заниматься в течении дня и в какой зоне. Так они становятся самостоятельными и уверенными в своем выборе.
Еще рефлексивный круг является отличным направлением на реализацию проекта по инициативе детей. В нашей группе зародился проект «Путешествие в мир динозавров», и от сюда пошел образовательный процесс и решались образовательные задачи.
Задачи на будущее
- Создать с детьми уголок настроения, где каждый ребенок сможет оценивать свое настроение в течении дня.
- Усовершенствовать экран выбора, чтоб ребенок смог сделать свой выбор самостоятельно и оценить себя.
- Проводить рефлексию на родительском собрании, для того чтоб родители могли расслабиться, успокоиться и погрузиться в детство. Понять, на сколько это значимо для детей.
- Использовать рефлексию, как необходимую технологию в образовании.
- Соглашусь с мнением Н.П.Гришаевой.
Такая работа может способствовать глубинному осмыслению родителями данной проблемы, и на основе этого, пониманию потребностей своего ребенка, улучшение психического и физического состояния детей и успешному формированию нравственных ценностях в семье.
Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.
Список литературы
- Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 320 с. — (Тропинки).
- Толстикова О.В., Иванова Т.В., Овчинникова, Симонова Л.Н., Т.А. Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...
"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
«Рефлексия-современная технология в ДОО»
laquo;Рефлексия-современная технология в ДОО»В соответствии с ФГОС ДОО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направленно на усвоение н...