Использование интелект - карты как элемента среды для развития дидактической игры.
консультация
Консультация для педагогов "Использование интелект - карты как элемента среды для развития дидактической игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_intelekt-karta.docx | 434.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение
детский сад «Светлячок»
г. Цимлянска
Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры
Воспитатель:
Романовская Н.В.
Сентябрь 2020г.
Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми. Одним из полюбившихся средств обработки и хранения информации стал уже привычный лепбук, активно используемый для систематизации, усвоения, закрепления материала в интересной, привлекательной для современных детей форме. Если лепбук в публикациях коллег встречается всё чаще, то к такой форме сбора информации, как интеллект- карта, в детских садах обращаются пока немногие. Интеллект- карта, или, в дословном переводе с английского, "карта ума", используется в основном для запоминания, работы на уровне ассоциаций, альтернативной записи материала в работе инженеров, психологов, педагогов.
Метод интеллект карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе с английского - это "карты ума".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт".
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В педагогической практике можно применять интеллект карты следующим образом:
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала.
3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Последовательность работы при составлении интеллект карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
Совместно с детьми можно создать карту на тему "Осень".
Так же воспитатель совместно с детьми подбирает материал, примерно разметив зоны- секторы, в которых разместится материал. Эта тема обширная, на листе нужно постараться поместить как можно больше разделов :"Обувь и одежда осенью", "Перелётные птицы", "Изменения в погоде", "Изменения в природе: лес, сад". И работу над созданием интеллект- карты, и использование её для закрепления и повторения материала дети воспринимают с интересом.
Интеллект- карта, находясь в учебной зоне группы весь сезон, дополняясь по мере необходимости, становится одним из важных элементов развивающей среды, используемых для развития, в основном, словесных дидактических игр и закрепления материала для таких настольно- печатных игр, как, например, лото.
Осень сменяется зимой, и дети уже сами предлагают создать новую карту.
Вторую интелллект- карту можно создать, учитывая некоторые нюансы. Так, разделение на секторы становится более чётким. Раздел "Зима в лесу", включающий в себя заботу человека о живой природе, традиционный раздел о сезонной одежде, обуви, "Зимние виды спорта", представленные в виде пиктограмм, "Зимние праздники"- это перечень зон, на которые может разделиться карта "Зима".
Использование интеллект-карты на различных этапах развития дидактической игры даёт хороший результат. Являясь частью предметно-развивающей среды, на подготовительном и обучающем этапах она способствует закреплению и систематизации знаний, на самостоятельном и творческом этапах- обобщению материала. Уникальность интеллект-карты в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное её создание добавляет ценности в глазах детей. Все перечисленные достоинства делают интеллект-карту эффективным инструментом помощи педагогу детского сада в руководстве дидактической игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - дидактическая игра "Сельский сад"
Мир природы интересен и близок детям дошкольного возраста. Взрослые начинают знакомить детей с действительностью через этот увлекательный м...
Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников
Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...
Мастер – класс «Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников»
В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по к...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ»
Использование интеллектуальных карт на занятиях по речевому развитию в ДОУ...
Доклад на тему «Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»
laquo;Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей....
Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом и познавательном развитии ребенка»
Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом ипознавательном развитии ребенка»...
Интелект карта. Понятие Образовательная среда
Интелект карта. Понятие Образовательная среда...