Использование интелект - карты как элемента среды для развития дидактической игры.
консультация

Романовская Наталья Владимировна

Консультация для педагогов "Использование интелект - карты как элемента среды для развития дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_intelekt-karta.docx434.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

 детский сад «Светлячок»

г. Цимлянска

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры

Воспитатель:

Романовская Н.В.

Сентябрь 2020г.

    Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми. Одним из полюбившихся средств обработки и хранения информации стал уже привычный лепбук, активно используемый для систематизации, усвоения, закрепления материала в интересной, привлекательной для современных детей форме. Если лепбук в публикациях коллег встречается всё чаще, то к такой форме сбора информации, как интеллект- карта, в детских садах обращаются пока немногие. Интеллект- карта, или, в дословном переводе с английского, "карта ума", используется в основном для запоминания, работы на уровне ассоциаций, альтернативной записи материала в работе инженеров, психологов, педагогов. 

Метод интеллект карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе с английского - это "карты ума".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цветаинтеллект-карта легко запоминается.

К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В педагогической практике можно применять интеллект карты следующим образом:

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

1 вариант:

Совместно с детьми можно создать карту на тему "Осень".

  

Так же воспитатель совместно с детьми  подбирает материал, примерно разметив зоны- секторы, в которых разместится материал. Эта тема обширная, на листе нужно постараться поместить как можно больше разделов :"Обувь и одежда осенью", "Перелётные птицы", "Изменения в погоде", "Изменения в природе: лес, сад". И работу над созданием интеллект- карты, и использование её для закрепления и повторения материала дети воспринимают с интересом.

Интеллект- карта, находясь в учебной зоне группы весь сезон, дополняясь по мере необходимости, становится одним из важных элементов развивающей средыиспользуемых для развития, в основном, словесных дидактических игр и закрепления материала для таких настольно- печатных игр, как, например, лото.

Осень сменяется зимой, и дети уже сами предлагают создать новую карту.

 

Вторую интелллект- карту можно создать, учитывая некоторые нюансы. Так, разделение на секторы становится более чётким. Раздел "Зима в лесу", включающий в себя заботу человека о живой природе, традиционный раздел о сезонной одежде, обуви, "Зимние виды спорта", представленные в виде пиктограмм, "Зимние праздники"- это перечень зон, на которые может разделиться карта "Зима".

Использование интеллект-карты на различных этапах развития дидактической игры даёт хороший результат. Являясь частью предметно-развивающей среды, на подготовительном и обучающем этапах она способствует закреплению и систематизации знаний, на самостоятельном и творческом этапах- обобщению материала. Уникальность интеллект-карты в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное её создание добавляет ценности в глазах детей. Все перечисленные достоинства делают интеллект-карту эффективным инструментом помощи педагогу детского сада в руководстве дидактической игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - дидактическая игра "Сельский сад"

             Мир природы интересен и близок детям дошкольного возраста. Взрослые начинают знакомить детей с действительностью через этот увлекательный м...

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

Мастер – класс «Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников»

В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по к...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ»

Использование интеллектуальных  карт  на занятиях по речевому развитию в ДОУ...

Доклад на тему «Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»

laquo;Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей....

Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом и познавательном развитии ребенка»

Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом ипознавательном развитии ребенка»...

Интелект карта. Понятие Образовательная среда

Интелект карта. Понятие Образовательная среда...