Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом и познавательном развитии ребенка»
методическая разработка (подготовительная группа)
Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом и
познавательном развитии ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_roditeley.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Н.С.
Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом и
познавательном развитии ребенка»
Цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной творческой деятельности родителей, детей, педагогов
Задачи:
- Развивать познавательную и речевую активность детей в совместном созидательном взаимодействии взрослых и детей;
- Знакомить родителей с инновационным методом запоминания информации –
методом интеллект-карт;
- Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком
Этапы:
- Подготовительно-организационный :
- Цели и задачи мастер-класса
- Актуальность темы
- Основной:
- Теоретическая часть. Ознакомление с методикой составления интеллект-карт
- Практическая часть. Составление родителей и детей интеллект карты на тему
«Осень»
- Заключительный:
- Составление рассказа на тему «Осень» (с опорой на интеллект-карту)
- Рефлексия
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.
Интеллектуальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации. На сегодняшний день метод Тони Бьюзен признан самым новаторским, он основан на научных открытиях в устройстве и порядке работы головного мозга.
Этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.
Сам процесс создания стимулирует творчество детей, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга.
Использование интеллект-карт даёт ребенку:
- Задействовать оба полушария головного мозга.
- Повышать работоспособность.
- Осуществлять контроль собственной тельную активность.
- Обогащать словарный запас. интеллектуальной деятельности.
- Улучшать все виды памяти.
- Развивать мышление, интеллект, речь, познава
- А главное - повышать результативность.
Со своими воспитанниками старшего дошкольного возраста,мы составляем интеллектуальные карты согласно лексическим темам. На слайде примеры интеллект карт:
Показываю карту времена года, карту транспорт. виды карт.
- Теоретическая часть. Ознакомление с методикой составления интеллект-карт
Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок.
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
- Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
- В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
- Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви,
каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
- Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
- Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова.
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями,которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами.
Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Наша сегодняшняя встреча пройдет в форме мастер-класса. То есть мы будем изучать метод и сразу его использовать в нашей деятельности. И наша основная цель с вами это научиться созавать интелект карту и работать по ней.
Программное содержание:
Целью нашего мастер класса является создание условий для повышения педагогической компетентности родителей в области познавательного и речевого развития детей и укрепление партнерских взаимоотношений в паре родитель-ребенок основе использования интеллект – карт
Задачи мастер класса для родителей:
- Познакомить с понятием интеллект – карт
- Показать возможности применения технологий интеллект – карт в систематизации и структурирование информации по направлению познавательного и речевого развития.
- Укрепление детско-родительских отношений через совместную работу по изготовлению интеллект-карт.
Задачи мастер-класса для детей:
- Познавательное развитие: закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени; уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью; учить детей работать с графическими символами.
- Речевое развитие: активизировать словарный запас; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли; совершенствовать грамматическую речь детей.
Оборудование:
Интеллект-карта «Осень», карточки с изображением признаков осени (живая и неживая природа, графические символы погоды.
Предварительная работа:
Беседы об осени, разучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин.
- Практическая часть. Составление родителей и детей интеллект карты на тему
«Осень»
Заходят дети.
Проигрыш из Лунтика, на экране Лунтик
«Здравствуйте ребята, я Лунтик, лунная пчела. Я упал с Луны. Расскажите мне, пожалуйста, что такое осень. Я слышал, что сейчас на земле осень. Но что это значит, я не понимаю! Расскажите мне».
Ну что ж, Ребята, попробуем объяснить Лунтику что такое осень
. Чтобы ничего не забыть мы с вами составим графический рассказ. В этом нам поможет наша умная карта, или по-другому – интеллект – карта. Сейчас я покажу как же их составлять….
Положите горизонтально лист ватмана перед собой. В центре располагаем основную нашу тему - картинку Осень. Выбрали.
Второй этап нашей работы – обобщаем признаки осени. Игра "Что бывает осенью?"
Дождь – Осенью часто идут дожди. Ветер – Осенью дует холодный ветер.
Овощи и фрукты – Осенью созревают овощи и фрукты. Листопад – Осенью листья желтеют и опадают на землю. Летящие птицы – осенью птицы улетают на юг.
Белка – Осенью звери готовят запасы на зиму Одежда – Осенью мы надеваем теплую одежду. Уборка урожая – Осенью люди убирают урожай. Молодцы
Какая у нас вами получается насыщенная интеллект-карта!
Но перед тем как начать составлять рассказ, мы с вами немного разомнемся. Пальчиковая игра "Осень"
Осень, осень – трем ладошки друг о друга Приходи! – по очереди сжимаем кулачки Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует, все сильнее, разводим одновременно руки в разные стороны К югу полетели птицы, - скрестить руки и пошевелить пальцами Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальцами по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – кулак, ребро, ладонь
Посмотрите внимательно на наши интеллект-карты, ничего мы не забыли рассказать об осени?
Конечно!
Какие осенние месяцы мы с вами знаем?
А сейчас мы с вами попробуем составить полный рассказ об осени и рассказать его Лунтику.
Лунтик тебе понравились наши рассказы, теперь тебе все понятно? Спасибо! Теперь осень мое самое любимое время года!
А вам ребята понравилось составлять рассказы по нашей умной карте?
Если понравилось, подарите Лунтику спелое, красное яблоко! Если было трудно и неинтересно – подарите зеленое! (отчеты детей)
Уважаемые родители! Заинтересовал ли вас метод интеллект-карт? Что вызвало трудности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Интеллект карта, как средство речевого и познавательного развития детей"
Материал содержит цели и задачи, этапы работы с Интеллект картами....
мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"
мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"...
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» 2021 г.
Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»План проведения...
мастер- класс "Использование технологии Синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"
Презентация к мастер - классу "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками»
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на ...
Буклет для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Использование интеллект-карт в речевом и познавательном развитии ребенка»
Образование – одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизни человека, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением. Требования ФГОС ДО и ФОП ДО требуют изменения технол...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии Кроссенс в речевом и познавательном развитии детей"
Кроссенс — это загадка, головоломка, ребус. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей.Суть метода: нужно раз...