«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Использование интеллектуальных карт на занятиях по речевому развитию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu._2020_1.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ»
Аннотация: Методическая разработка по использованию интеллектуальных карт на занятиях по речевому развитию в ДОУ по теме «Космос» направлена на развитие связной речи посредством составления рассказов с помощью интеллектуальной карты у детей подготовительной группы.
Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и другие) давно показали значение речевой функции в психическом развитии ребенка, ее влияние на становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Полноценное речевое общение является необходимым условием социальных контактов ребенка, что, в свою очередь, расширяет его представления об окружающей жизни, способствуя его активной социализации.
Одним из эффективных методов, развивающих речевые способности детей, является использование интеллектуальных \ карт. Интеллектуальная карта - пример легкой и эффективной технологии в образовательном процессе, которая требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.
Отличительным свойством технологии является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. Информация представляется для детей как целая картина которая воспринимается как целостный образ и параллельно карта воспринимается в словесной форме. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия.
Английский психолог Т. Бьюзен является основоположником метода использования интеллект-карт. Этот метод он рекомендовал использоваться в разных сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми. В данной методической разработке представлен результат использования интеллектуальных карт в работе с детьми дошкольного возраста, с целью обобщения всех знаний по определенным темам.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что использование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектные отношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представления ребенка и пополнить эти представления. Использовать данную карту можно во всех видах детской деятельности. Она является ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильной интерактивной работе, которая позволяет организовать успешное взаимодействие детей, воспитателей, узких специалистов.
В своей педагогической практике, при развитии речи, я использую метод интеллект-карт:
- при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация);
- при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов, организация семантических полей);
- при формировании грамматических категорий (составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);
- при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве основы высказывания, быть планом рассказа);
- как представление результатов проектной деятельности;
- составление мини-карты вместе с родителями.
Методическая разработка «Составление интеллектуальной карты «Космос».
Возраст: подготовительная к школе группа.
Виды деятельности: речевая, познавательная, игровая.
Цель: Развивать связную речь посредством составления рассказов с помощью интеллектуальной карты.
Задачи:
- Развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- Дать возможность детям высказаться, выслушать друг друга.
Действия воспитателя | Ответы детей |
- Ребята, вам хотелось бы отправиться в путешествие в космос ? | Ответы детей |
- Как вы думаете , что нужно для этого? | - Ракета |
-Но вы же не умеете управлять ракетой! А достаточно ли одной ракеты для того чтобы отправиться в космическое пространство? - Что еще мы должны знать уметь? | Тренироваться, иметь представление о космосе |
- Здорово! Конечно мы должны быть сильными выносливыми и умными | |
- Скажите пожалуйста, что вы уже знаете о космосе? | Ответы детей |
- Здорово! Вы столько всего знаете о космическом пространстве, столько интересного мне рассказали. Но еще много интересного нам предстоит узнать! | |
- Ребята, скажите где мы можем взять информацию о космосе? | Спросить у взрослых, в Интернете, в энциклопедиях |
Ребята, но у нас в группе есть дети которые сейчас болеют. Получается что они ничего про космос не узнаю? Как же быть? Как мы можем передать эту информацию другим детям? | Составить план карту и повесить ее в группе |
Отличная идея! И в течение всей недели у нас будет возможность карту дополнить разнообразной информацией о космосе Что нам для этого понадобиться? | Ватман, цветные маркеры, клей, картинки |
Готовим рабочее место. В центре нашей карты символ космоса теперь определимся с направлениями - это то, что мы уже знаем или хотели бы узнать. | Дети вешают ватман на магнитную доску, достают все необходимое и становятся полукругом возле доски |
Итак : Космос- это............? Кто сказал первым, берёт картинку- символ «планеты», выбирает линию и наклеивает картинку. Замечательно! Все линии и направления мы заполнили. Продолжаем моделировать нашу карту. Обратите внимание: перед вами контейнер с разными картинками. Подойдите возьмите по одной картинке и рассмотрите ее и приклейте к соответствующей линии. Например: - Сережа, какая у тебя картинка? -Отлично! К какой линии ты ее приклеишь? Замечательно! - Маша, у тебя какая картинка? Замечательно! К какой линии ты ее приклеишь? Отлично! Вот в такой последовательности вы приклеиваете все остальные картинки. Дети подходят к контейнеру (или подносу) с картинками, выбирают по одной наклеивают к соответствующему ключевому слову. Воспитатель контролирует работу детей, задает соответствующие вопросы. Каждая ветвь моделируется, добавляются символы, рисунки, картинки. | - Планеты, космические корабли, космонавты, созвездия, животные побывавшие в космосе. - Планета Земля - К красной линии с символом «Планеты» - Ракета - К синей с символом «Космический транспорт» |
- Ребята посмотрите какая познавательная карта у нас получилась. По такой карте легко можно составить хороший рассказ. Или рассмотреть планеты, космический транспорт, созвездия и т.д. | |
- Ребята, а зачем мы составили информационную карту? - А для чего она им нужна? | Для ребят, которые сейчас болеют Для того, чтобы повесить ее в группе и дополнить информацией - Для составления рассказов по карте. |
- Что было для вас интересным в составлении карты? | - Рассматривать картинки, выбирать направление |
Список литературы
- Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №7.
- Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. - М.: ООО «Попурри», 2019.
- Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста: Сборник конспектов образовательной деятельности. - Анапа, 2019.
- Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.
- Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты // Литература в школе. - 2015. - №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию"
Цель мастер-класса - познакомить педагогов с методикой песочной терапии и её использование в речевом развитии дошкольников...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К.Д.Ушинский...
Интегрированное занятие по речевому развитию 2 младшая группа. "Птичий дворик"ГБОУ СОШ им. В.С.Юдина ОДО №2 «Березка» с. Новый Буян м.р. Красноярский Самарской области Интегрированное занятие НОД по речевому развитию 2 младшая группа с использованием
Закрепление пройденного материла :Знакомство с домашними птицами.Развитие речи .Дополнять словарный запас .Умение отвечать на поставленный вопрос...
ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и при...
ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине, об этом говорили многие педагоги и психологи: Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина,В. С.Мухина, С. Л.Рубинштейн,А. А.Люблинская.Темой ра...
Презентация "Использование мнемотехники на занятиях по речевому развитию дошкольников"
Презентация "Использование мнемотнхники на занятиях по речевому развитию дошкольников"...