Диалог среди сверстников
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Наталья Сергеевна Конева

Организация конструктивного диалога между сверстниками в рамках ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_sredi_sverstnikov.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 Тема:Организация конструктивного диалога между сверстниками в рамках ДОУ.

Диалог-это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские взаимоотношения между сверстниками, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Это «дружеский» диалог. (Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним). Дружба предполагает совместное переживание радости, которое оказывает положительное влияние на формирование взаимоотношений детей между собой, на создание доброжелательной атмосферы в группе.

 Но развивая у детей умение общаться, мы учим их:

  • Соблюдать очередность в разговоре,
  • Выслушивать собеседника и не перебивать его,
  • поддерживать тему разговора,
  • говорить спокойно и доброжелательным тоном.

Для того чтобы в группе складывались хорошие отношения между детьми, мы советуем придерживаться правилам:

Правила общения друг с другом

  • Проявляй внимание к своим друзьям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
  • никогда не смейся над недостатками друзей;
  • не забывай поблагодарить за все хорошее;
  • не придумывай никому обидных прозвищ;
  • всегда выполняй данные тобой обещания;
  • никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;
  • дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;
  • никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;
  • никогда не проявляй к друзьям неуважения и грубости

Являясь воспитателем подготовительной группы  отмечу, что к 6-7 годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Но и конкурентное начало сохраняется в общении детей. В этом возрасте общение преобладает деловым содержанием, но так же они беседуют и на познавательные и на личностные темы. Значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников, они стремятся помочь друг другу во время игры, дать свои советы. Дети начинают видеть эмоциональный настрой сверстника, желания. Кроме мамы и папы появляется  интерес к сверстнику как к самоценной личности.

Для побуждения детей к общению со сверстниками использую самые разные ситуации их занятости: режимные моменты, свободную игру, групповая организованная деятельность , специально организованные игры.

Некоторые формы и методы организации доброжелательной атмосферы и развития навыков общения.

  • у детей поддерживаю интерес к общению, развивая конструктивный диалог посредством утренних игр, которые являются  уже групповыми традициями (Игра-приветствие «Доброе утро», «Комплименты», «Испорченный телефон», «Передай» (игра на формирование у детей навыков передачи своих эмоций)) главное, участие в играх добровольное, к игре детей не принуждаю, а для привлечения выступаю не огранизатором, а некоторым эмоц. примером. Дети-наблюдатели позже присоединяются.
  • Либо посредством игр
  • в спорных, конфликтных ситуациях  разрешаю мирилками (варежки, муфточки, но и и черпаю опыт коллег – н-р. в 6 группе сада воспитатели используют мостик для примирения, в некот.гр - коробочки, сердечки и пр.), подкрепляя потешками.

1.Мирись, мирись, мирись                  
И больше не дерись.              
А если будешь драться,                  
То я буду кусаться.                
А кусаться нам нельзя,                
Потому что мы друзья

2. Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
— Ты мой друг!
— И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!      

  • Отличным приемом, сближающий детей является совместный просмотр детских работ (Рисунки, аппликация, фигурки по лепке и прочее ) – сидя в кругу, хвалю каждого, а похвалу дети аплодируют и сами хвалят ребенка), детских фото. Беседы о семье, родителях (самые сокровенные темы, которые вызывают радостные эмоции), празднование дня рождения- «Каравай», пожелания друг другу, угощения
  • Сближению способствуют исследовательская деятельность (наблюдения, опыты и эксперименты, в ходе обсуждений учу 1 главному правилу общения друг с другом  - не перебивать и выслушать)
  • Готовимся  к развлечениям и утренникам – драматизация сказок, танцы, хороводы, песни
  • Продуктивным приемом детского общения могут быть рисунки- напоминалки (на тему : я умею дружить, ты-мой друг и я твой друг.) а чтобы дружба не переходила в потребительское отношение детей друг к другу, нужно воспитывать чувство сопереживания, чтобы дети по отношению др.к другу стремились совершать полезное и значимое, а не только для себя.

Памятка родителям для поддержания и развития эмоционального благополучия.

  1. Играть с детьми (в с-р игры, при котроых создаются благоприятные условия для эмоциональных проявлений, творческой самореализации)
  2. Играть в театр-  расширяет познавательные возможности
  3. Ходить в театр – развивает глубокие переживания и  чувства, эмоц.сферу, прививает ценности
  4. Петь и слушать музыку
  5. Рисовать

Памятка для воспитателей и родителей

«Как отвечать на детские вопросы?»

— Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них.

— Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

— Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

— Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

— Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

— В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

— Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

— Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Любое переживание важно!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические подходы к формированию умений у детей 5-7 лет строить диалог со сверстниками и взрослыми (из опыта работы воспитателей).

Работа была создана для выступления на педагогическом совете "Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста". Работа состоит из презентации в формате PowerPoint и доклада....

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

Проблемы социализации и адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников

В статье раскрываются теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с ОВЗ, а также технологии для восстановления здоровья детей и оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ....

Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив

quot;Обнаружениеуспешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив» Агеева Юлия Александровна, воспитатель группы детей старшего дошкольного возрастаМА...

Тренинг: «Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в ДО».

Текст тренинга для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ....