обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"
консультация (старшая группа) по теме
Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.89 КБ |
![]() | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд № 1.
Тема самообразования «Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников». Данная тема выбрана мною неслучайно.
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, я отметила высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, и пришла к выводу, что незнание норм и правил поведения является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Если ребёнок не знает элементарных правил поведения, он создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.
Следует отметить, что анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблемой формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста занимались такие психологи и педагоги, как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Т.А. Репина, Р.С. Буре, Г.А. Лаврентьева.
Я разделяю мнение данных авторов о том, что совершенствование процесса нравственного воспитания детей является одной из первостепенных задач дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Причём, немаловажное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах и правилах поведения в коллективе сверстников.
Вышеуказанные факты позволяют мне утверждать, что тема «Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников» является актуальной.
Работу по формированию гуманных чувств и отношений с детьми старшего дошкольного возраста я осуществляла поэтапно.
Слайд № 2.
На начальном этапе я провела диагностирование детей по методике «Секрет» Т. А. Репиной и методике «Ребёнок и сверстники» А.В. Липницкой.
В исследовании принимали участие 28 детей. С помощью результатов, полученных в ходе проведения методики «Секрет» мне удалось определить статусное положение каждого ребёнка и распределить детей по условным статусным категориям. В частности, категорию «предпочитаемых» составили 6 детей (21%); категорию «принятых» - 12 детей (44%); 9 детей (32%) вошли в категорию «непринятых» и 1 ребенок (3%) оказался «изолированным». Получается, что лидеров много, это высокий показатель (6). Причиной послужило то, (как объясняли дети), что у одного ребенка новые игрушки, у другого красивая одежда. Но, в то же время, большее количество детей вошли в неблагоприятные статусные категории, а именно: «непринятые» и «изолированные». Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что в группе низкий уровень взаимоотношений между детьми. Я думаю, что причиной таких результатов является тот факт, что в группе были дети, которые часто болеющие и 1 ребенок из неблагополучной семьи. При итоговом диагностировании детей наблюдается положительная динамика: «предпочитаемых» стало меньше, т. е. 3 ребенка (11%); «принятых» - 22 ребенка (79%); «непринятых» - 3 ребенка (10%); «изолированных» - 0% .
Слайд № 3.
Для полноты исследования я провела диагностирование детей по методике А.В. Липницкой «Ребёнок и сверстники», в ходе которого удалось дать оценку социально-нравственного развития детей, их представлений о нормах и правилах поведения, взаимоотношений, действий в отношении к сверстникам, а именно:
к высокому уровню можно отнести представления 28% детей (8); к среднему уровню – 50 % (14); к низкому уровню – 22% (6). Следует отметить, что низкий уровень представлений о нормах и правилах поведения продемонстрировали только мальчики. При итоговом диагностировании детей получились следующие результаты: высокий уровень показали 14 детей (50%); средний уровень – 11 детей (39%); низкий уровень – 3 ребенка (11%).
Полученные результаты на начальном этапе позволили сформулировать слайд № 4.
цель работы: сплочение коллектива, установление доверительных отношений между детьми.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Слайд № 5.
1. Продолжать изучать литературу по данной теме.
Слайд № 6.
2.Разработать перспективное планирование на основе полученных результатов.
3. Продолжать знакомить с нормами и правилами поведения во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.
4. Способствовать повышению интереса детей к деятельности сверстников, положительное отношение к их успехам, сочувствие к неудачам, стремление помочь и поддержать.
Слайд № 7.
5. Формировать у детей навыки самоконтроля за своим поведением.
6. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
7. Провести диагностирование детей на итоговом этапе.
Слайд № 8.
Вся работа осуществлялась через следующие формы и методы работы:
Слайд № 9.
- через НОД на темы: «Давайте познакомимся», «Я и сверстники», «Мы не будем ссориться», «Я такой», «Золотое правило дружбы», «Друг познаётся в беде» и т.д.;
слайд № 10
- все виды продуктивной деятельности (коллективная аппликация «Дерево дружбы» и «Весёлый хоровод»; рисование «Портрет друга», конструирование).
Слайд № 11.
- чтение художественной литературы («Азбука вежливости», «Школа вежливости», рассказы Н.Носова, В. Драгунского);
- обсуждение нравственных ситуаций; пословиц и поговорок;
- беседы, ситуации общения на темы: «что такое дружба?», «Дружные ребята», «Поступи правильно», «Защитишь ли ты своего друга, если о нём плохо говорят в твоём присутствии»;
Слайд № 12.
- игровая деятельность (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры).
Слайд № 13.
- трудовая деятельность;
Слайд № 14.
- экскурсии (правила поведения на дороге, в общественных местах, взаимопомощь).
Слайд № 15.
- праздники и развлечения;
- личный опыт детей;
Так же проводилась работа с родителями:
Слайд № 16.
- Беседы с родителями; анкетирование.
- Консультации («Научите ребенка дружить», «Договоры лучше ссоры»).
- Посещение семей.
- Совместные праздники.
- Родительские собрания.
Слайд № 17.
В группе имеются разные картотеки и пособия для работы с детьми и родителями.
Мне, как педагогу приятно видеть, как дети изменились. Я вижу, как им интересно общаться друг с другом, как они откликаются на просьбы друзей о помощи, как они радуются успехам других, как переживают неудачи свои и своих товарищей. Дети стали более самостоятельны, отзывчивы, заботливы и это дает мне силы для дальнейшей моей работы с воспитанниками.
Сейчас я продолжаю вести работу в этом направлении с другими детьми. И в конце года планирую провести итоговое мероприятие «Марафон добрых дел».
Для меня, как для воспитателя, важно видеть результат своей работы.
Слайд № 18.
Свое выступление мне хочется закончить высказыванием В. Н. Сухомлинского:
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Слайд № 19.
Спасибо за внимание.
ЛИТЕРАТУРА:
- Буре Р. С. Когда обучение воспитывает. – СПб; 2002г.
- Буре Р.С. «Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников» - СПб; 2002г.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 2001г.
- Бондаренко А.К., А.И. Матусик Воспитание детей в игре. – М., 1983г.
- Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости –М., 1996г.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. – М., 1992г.
- Дурова Н.В. Очень важный разговор – М., 2001г.
- Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. – М., 1990г.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.- М., 1981г.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 5,9.
- Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание ребенка дошкольника. – М., 1998г.
- Клюева Н.В. Учим детей общению. - М., 2003г.
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 2001г.
- Петроченко Г.Г. Педагогические ситуации – Минск, 1984г.
- Поппер П., Раншбург Й Секреты личности / Пер. с венгр. – М., 1989г.
- Программа «Детство» - С. Петербург «Детство – пресс»., 2001г.
- Субботский Е.В. Ребенок открываем мир. – М.. 1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диагностическая методика «Секрет» Т.А. Репиной
Диагностическая методика «Ребенок и сверстники» А.В. Липницкой
Цель работы Сплочение коллектива, установление доверительных отношений между детьми.
задачи 1. Изучить литературу по данной теме.
2. Разработать перспективное планирование на основе полученных результатов. 3. Продолжать знакомить с нормами и правилами поведения во взаимоотношениях со сверстниками. 4. Способствовать повышению интереса детей к деятельности сверстников, положительное отношение к их успехам, сочувствие к неудачам, стремление помочь и поддержать.
6. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам. 7. Провести диагностирование детей на итоговом этапе. 5. Формировать у детей навыки самоконтроля за своим поведением.
Формы и методы работы
Непосредственно образовательная деятельность «Вместе веселее» «Давайте познакомимся»
виды продуктивной деятельности «Дерево дружбы» «Портрет друга» «Дом дружбы»
Чтение художественной литературы; Обсуждение нравственных ситуаций; пословиц и поговорок; Беседы, ситуации общения .
Игровая деятельность
Трудовая деятельность
экскурсии
Праздники и развлечения
Работа с родителями
Картотеки и пособия
«Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий для нас всех таящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие.» В. Н. Сухомлинский
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»
Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-188494-1413171487.jpg)
обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"
Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-1094778-1545158467.jpg)
Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»
СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891231-1486540730.jpg)
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"
Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1069052-1544106245.jpg)
Обобщение опыта "Формирование основ дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Материалы обобщения передового педагогического опыта работы по теме«Формирование основ дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1228367-1584545083.jpg)
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...