Проблемы социализации и адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников
консультация по коррекционной педагогике на тему
В статье раскрываются теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с ОВЗ, а также технологии для восстановления здоровья детей и оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_sent._2016_doshk._uchr._kak_sotsial._stup.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы социализации и адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.
Теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с ОВЗ в последние годы привлекают внимание специалистов различных областей знаний. Междисциплинарный интерес сосредоточен на поиске технологий для восстановления психического и физического здоровья детского населения, оказания помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами развития.
Выбор стратегии коррекционно-педагогической помощи обосновывается теоретическими идеями и положениями отечественных психологов о возрастном и деятельностном подходах к всестороннему изучению, обучению и развитию детей (С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). В трудах этих ученых указывается на значимость каждого возрастного периода в психическом развитии и становлении личности ребенка. Наиболее сложными являются вопросы создания условий для гармоничного развития личности, профилактики и коррекции отклоняющихся вариантов развития путем индивидуализации средств оказываемой профессиональной помощи.
Исследование этого вопроса позволяет обратить внимание на ряд профессиональных моментов. Обратимся к опыту доктора пед. наук Е. Стребелевой, которая работает с детьми с познавательной задержкой. Она останавливается на 3 моментах.
Первый момент касается своевременно оказанной ребенку коррекционной помощи. Статистические данные показывают, что в ранний период жизни детей обращение родителей за помощью к специалистам педагогам-дефектологам является наименьшим по количеству обращений. Это связано с тем, что близкие взрослые часто не владеют информацией о возрастных психологических показателях развития и специфических образовательных потребностях своего ребенка.
Самое большое количество обращений родителей за консультацией отмечается в период, когда ребенок по возрасту вступает в предшкольный период (6-7 лет) и взрослых волнует предстоящее школьное обучение, а конкретно - выбор образовательного учреждения.
Второй момент: как правило, близких взрослых волнует речевое недоразвитие детей, что ярко проявляется в сравнении со сверстниками. Однако при всестороннем изучении психофизического развития этих детей на первый план часто выступают стойкое недоразвитие их познавательной деятельности, несформированность коммуникативного поведения, отсутствие самостоятельных навыков в быту и др. Такие дети требуют комплексного подхода к изучению особенностей их развития и оказания своевременной коррекционной помощи.
Детей с познавательной недостаточностью условно можно разделить на детей с неярко выраженными отклонениями в познавательной сфере, детей со стойким недоразвитием познавательной деятельности и детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Полученные данные используются как основание для определения коррекционно- образовательного маршрута каждого ребенка по основных линиям развития (социальной, физической, познавательной).
Третий момент связан с позицией родителей относительно контроля психофизического развития своего ребенка. В большинстве случаев, на трудности адаптации ребёнка в коллективе сверстников или на неадекватность социального поведения, обращается внимание лишь в ситуациях, когда ребенок начинает резко выделяться среди сверстников.
Учет в педагогической практике этих моментов определяет комплексность в стратегии оказания коррекционной помощи детям с разной степенью выраженности проблем в познавательном развитии и педагогической поддержки их родителей, реализуемой поэтапно через педагогические технологии.
Этапы и педагогические технологии.
Е.А. Стребелевой выделяются следующие последовательные этапы коррекционной помощи детям: диагностический, изучающий, обучающий и контролирующий. Содержательная составляющая каждого из этих этапов реализуется при использовании определенных педагогических технологий.
Технология 1. «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелева, 2005,2007) используется на диагностическом этапе коррекционной помощи детям.
Цель - выявление структуры, характера и степени выраженности нарушений в развитии детей. Психолого-педагогическое обследование состоит из комплекса игровых и познавательных заданий для детей в разные периоды жизни. Для детей раннего возраста предлагаются предметно-игровые задания, позволяющие определить готовность ребенка к сотрудничеству с новым взрослым, уровень сформированности предметных действий и уровень развития восприятия предметного изображения. У детей дошкольного возраста важно выявить уровни: ориентировки на свойства и качество предметов, наглядно-образного мышления, сформированности ведущей деятельности и продуктивных видов деятельности.
Результатом использования указанной методики является определение образовательного маршрута для каждого ребенка:
• детям с неярко выраженным отклонением в познавательной сфере рекомендуется коррекционно-педагогическая поддержка в детском саду;
• детям со стойким недоразвитием познавательной деятельности рекомендованы систематическое коррекционно-развивающее обучение и воспитание в дошкольном учреждении компенсирующей направленности;
• детям с выраженными интеллектуальными нарушениями показаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы обучения и воспитания в группах для детей со сложной структурой нарушений.
Технология 2. «Педагогическое обследование уровня сформированности основных линий развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелева, 2011) используется на этапе педагогического изучения ребенка при поступлении его в группу детского сада.
Цель - определение уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной), ведущей деятельности и продуктивных видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте. В социальном развитии выявляются представления о себе, о близких взрослых, умения действовать по подражанию, показу и речевой инструкции. В физическом развитии оцениваются развитие общих движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), а также ведущая рука и согласованность действий обеих рук. В познавательном развитии определяются уровень сформированности ориентировочно-поисковой деятельности, направленной на выявление свойств и качеств предметов, а также знания систем сенсорных эталонов, наглядно-образного мышления, речевого развития.
Результатом использования указанной технологии является определение у каждого ребенка актуального уровня развития в познавательной деятельности и потенциальных возможностей к обучению. Эти данные служат основанием для разработки содержания коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Технология з- «Алгоритм разработки индивидуальной коррекционно- развивающей программы обучения и воспитания» используется на этапе коррекционно-развивающего обучения.
Цель - разработка индивидуальной программы коррекционного обучения и воспитания ребенка. Эта программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы всех специалистов с ребенком и его родителями. Структура программы включает три основных раздела: требования к условиям воспитания, содержание задач обучения, рекомендации для родителей.
В программе выделяются конкретные задачи по социальному развитию: формирование основных средств общения: экспрессивно-мимических (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.), предметно-действенных (протягивание взрослому различных предметов), речевых (высказывания, вопросы, фразовая речь), а также формирование самостоятельности в быту.
В физическом развитии определяются задачи по развитию и совершенствованию основных движений, развитию возможностей ручных умений: формирование ведущей руки, согласованности действий обеих рук; развитие мелких движений кистей и пальцев рук.
Особое значение в содержании работы с детьми придается целенаправленному развитию ориентировочно-поисковой деятельности, формированию метода проб как основного способа выполнения предметно-игровых действий с дидактическими игрушками.
В программе выделяются задачи по развитию у детей понимания речевой инструкции взрослого, способности выполнять определенные простые действия, интереса к звуковой стороне речи.
Применение указанной технологии разработки индивидуальных программ обучения ориентирует специалистов и родителей на конкретизацию специальных приемов работы с ребенком для удовлетворения его специфических образовательных потребностей.
Технология 4- «Способ контроля динамики познавательного развития детей в коррекционно-развивающем обучении» используется на этапе мониторинга.
Цель - определение эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Методика включает комплекс рисуночных заданий (адаптированные методики А. Катаевой, В. Векслера, Ф. Гуденаф), позволяющий получить информацию о динамике развития познавательной деятельности, о сформированности у детей интегративных умений и навыков на основании оценки рисуночных умений и навыков.
В комплексе используются три рисуночных задания: «Нарисуй неваляшку!», «Геометрические фигуры» и «Нарисуй человека!».
Задание 1. «Нарисуй неваляшку!». Ребенку предлагается воспроизвести в рисунке предмет, изображенный на картинке (неваляшку).
Задание 2. «Геометрические фигуры» (адаптированный вариант методики - D. Wechsler, 1963). В этом задании требуется скопировать шесть несложных геометрических форм. Ребенку предлагают на шести листах бумаги поочередно по образцу нарисовать шесть геометрических фигур.
Задание 3- «Нарисуй человека!» (адаптированный вариант методики Ф. Гуденаф). Ребенку предлагается нарисовать человека. Задание позволяет оценить особенности понимания речевой инструкции, представления о человеке, уровень сформированности графических умений.
Этот комплекс рисуночных заданий можно предлагать ребенку в начале коррекционно-развивающего обучения, фиксируя дату на каждом листе бумаги, а потом в конце учебного года. Сравнение каждого из этих заданий, выполненных одним и тем же ребенком, позволит, с одной стороны, оценить степень и качество эффективности коррекционно-педагогической работы, а с другой -наметить дальнейшее содержание коррекционной работы с ним.
При комплексном психолого-педагогическом обследовании использование рисуночных методик позволяет уточнить уровень «школьной зрелости», определить дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка, а также разработать индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения.
Таким образом, анализ запросов родителей и реальная оценка психофизических особенностей развития детей на разных этапах жизни, своевременное определение сути коррекционного обучения и содержания средств образования определяют социально-педагогические условия воспитания и обучения, а также социализации детей с отклонениями в умственном развитии.
Таким образом, применение на практике основного принципа коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в раннем и дошкольном детстве -от изучения к обучению - позволяет, с одной стороны, большинство из них интегрировать в среду сверстников, а с другой - раскрывает воспитательный потенциал семьи, нацеливая близких взрослых на понимание образовательных потребностей своего ребенка и активное участие в его воспитании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг: «Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в ДО».
Текст тренинга для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ....
Тренинг: «Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в детском саду. Понятие "толерантность"».
Цель: развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекци...
Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников.
Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников....
Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников.
Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников....
Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников
Этапы социализации ребенка с синдромом дауна в коллективе сверстников....
"Социализация ребенка с синдромом ДАУНА в ДОУ среди сверстников" статья в сборнике "Психология и педагогика детства: о воспитании, воспитанности, воспитателях" КГПУ им. В.П.Астафьева
В статье представлен опыт работы с ребенком с синдромом ДАУНА....
журнал Вестник дошкольного образования №97(172) 2021 г. "Социализация ребенка с синдромом ДАУНА в ДОУ среди сверстников"
В статье описан опыт работы по социализации с особенным ребенком....