«Формирование патриотических чувств старших дошкольников в условиях взаимодействия с родителями»
статья (старшая, подготовительная группа)
Требования общества, приоритеты, жизненные установки доказывают актуальность проблемы формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у подрастающего поколения. Одной из важнейших характеристик данного направления является его социальное содержание, а именно: воспитание любви к Родине, гордости за социальные и культурные достижения своей страны, уважения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, привязанности к месту жительства.Социальный заказ системе дошкольного образования определяет проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников. При этом нравственные ценности и ориентиры семей воспитанников зачастую существенно отличаются от педагогических установок, что обостряет необходимость поиска технологий , направленных на объединение усилий педагогов и семьи, на повышение компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей у детей дошкольного возраста, в том числе, уважение прав и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, проявление национальной и религиозной терпимости и толерантности. Приоритетной задачей для педагогов в воспитании юного гражданина является достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. Учитывая тот факт, что формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста невозможно без участия родителей, нужно приложить все усилия, чтобы они стали помощниками педагогов, творчески развивались вместе с детьми и необходимо убедить их в том, что они способны на это.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_patrioticheskih_chuvstv.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»
ТЕМА публикации:
«Формирование патриотических чувств старших дошкольников в условиях взаимодействия с родителями»
Разработчик:
Азелькиреева Валентина Григорьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Волжский район Самарской области, 2020
Главной функцией новой семьи
должна быть функция воспитания
человека и гражданина.
Грамши Антонио
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений становится социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Требования общества, приоритеты, жизненные установки доказывают актуальность проблемы формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у подрастающего поколения. Одной из важнейших характеристик данного направления является его социальное содержание, а именно: воспитание любви к Родине, гордости за социальные и культурные достижения своей страны, уважения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, привязанности к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Первостепенная задача социально – коммуникативного развития в контексте ФГОС ДО заключается в формировании у детей дошкольного возраста патриотических чувств, гражданской принадлежности, первичных представлений о семье, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, чувства гордости за достижения страны, любовь и уважение к защитникам Отечества.
Социальный заказ системе дошкольного образования определяет проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников. При этом нравственные ценности и ориентиры семей воспитанников зачастую существенно отличаются от педагогических установок, что обостряет необходимость поиска технологий , направленных на объединение усилий педагогов и семьи, на повышение компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей у детей дошкольного возраста, в том числе, уважение прав и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, проявление национальной и религиозной терпимости и толерантности. Приоритетной задачей для педагогов в воспитании юного гражданина является достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В постиндустриальный современный период развития нашего общества, когда поток информации, получаемой детьми извне, трудно проконтролировать, в связи с чем, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.
Патриотические чувства у детей дошкольного возраста формируются под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в социальном окружении. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы, как родителей, так и педагогов. Таким образом, у детей будут сформированы такие черты характера, которые помогут стать ему достойным человеком и гражданином своей страны, способному проявлять любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Развитие познавательного интереса к доступным дошкольникам явлениям общественной жизни возможно при условии, когда мировоззрение родителей, педагогов, их личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция совпадают с требованиями общества и являются самыми эффективными факторами патриотического воспитания. Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если родители и педагоги не будут любить свою страну, свой город, свой народ.
О важности приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к историческому наследию воспитывает уважение, гордость за свою Родину, месту, где ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знакомство с историей народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, воспитания толерантности.
Главная цель педагогов и родителей заключается в создании условий для развития познавательной мотивации и интереса к изучению малой Родины, ее славной историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Системное взаимодействие с педагогами, родителями и детьми дает положительные результаты. Проведя плодотворную работу, я пришла к выводу, что большое значение в патриотическом воспитании старших дошкольников играет их непосредственное участие в праздниках и досугах. В результате такой деятельности у детей создаются не только представления о районе, городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Использование новых нетрадиционных форм и методов в педагогической деятельности с детьми и вовлечение родителей и старшего поколения семей воспитанников в образовательный процесс и совместную деятельность базируется на следующих принципах:
1. гуманизм и демократизм воспитательных отношений;
2. ориентация на общечеловеческие ценности и опора на национальные, региональные и местные традиции;
3. личностно–ориентированный подход в образовании и воспитании;
4. преемственность в работе с социальными институтами района и города в целом;
5. взаимодействие со всеми видами учреждений дошкольного и дополнительного образования, а также с работниками социальной сферы.
Учитывая тот факт, что формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста невозможно без участия родителей, нужно приложить все усилия, чтобы они стали помощниками педагогов, творчески развивались вместе с детьми и необходимо убедить их в том, что они способны на это.
Таким образом, знакомство старших дошкольников с историей нашей страны – процесс длительный, сложный и имеет системный характер. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только в процессе плодотворной, целенаправленной и систематической работы. Использование данных подходов способствует формированию патриотических чувств, первичных представления о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа у старших дошкольников, воспитанию любви к месту, где родился, развитию понимания, что малая Родина – это частица России. Впоследствии это станет одной из основ развития личности взрослого человека – гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом
Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй
На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по формированию индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.
Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности взрослых и детей, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно...
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию патриотических чувств дошкольников"
Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с окружающим объясняется особыми педагогическими возможностями , которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоцион...
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.
Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....
Презентация "Литературное развитие дошкольников как условие взаимодействия с родителями"
В XXI веке весь мир встал перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Процесс литературного развития, формирования в ребенке грамотного, талантл...
Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС...