Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом
статья по теме
Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наше дошкольное учреждение ведет работу по формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом. Под социально-нравственным опытом мы понимаем представления детей о различных сторонах социума, своем месте в нем, морально нравственных поступках, социальные чувства и эмоции (эмпатия, сострадание и др.), умения взаимодействовать с другими людьми. Учитывая важность эмоционального компонента в социальном опыте детей, особое внимание в своей работе обращала на самоанализ их действий, чувств, переживаний.
Опыт работы помог мне вывести формулу эффективности формирования социально-нравственных чувств у детей:
Эмоциональный отклик | + | Направленное действие | + | Ситуативно-возникшее чувство | = | Сформированное чувство/качество | ||||||
САМОАНАЛИЗ PЕБЕHKA |
Первый элемент формулы является целью первого этапа работы, мы стремимся вызвать у ребенка эмоциональный отклик, постановкой проблемной социально-нравственной ситуации. Целью второго этапа
является побуждение ребенка к действию, направленному на разрешение проблемной ситуации. Создавая определенные условия, педагог направляет ребенка использовать эмоциональное состояние в созидательное русло. Третий этап связан с возникновением ситуативного чувства. Этапом, который подводит черту, является самоанализ, который ребенок проделывает по продуманным вопросам воспитателя. В результате проделанной работы мы стремимся сформировать осознанное, социально значимое для ребенка чувство.
Данная работа подвела к необходимости изменения развивающей среды. Для этого были созданы и установлены в группе экраны самоконтроля, где дети осуществляют анализ своих переживаний, чувств, настроений, мотивируя свой выбор. Как оказалось, экран самоконтроля являлся для педагога одновременно и хорошим диагностическим средством. Дети оценивают себя по определенным направлениям, приобретают адекватную самооценку: «Я сегодня аккуратный» ( дети оценивают свой уровень культуры поведения за столом); «Мои поступки» ( дети оценивают и фиксируют оценки своего поведения в течение дня и др.). В качестве примера хотелось бы рассмотреть следующую ситуацию: во время обеда ребенок разлил суп, после приема пищи, когда дети ставили себе оценки на экране самоконтроля «Культура поведения за столом», ему пришлось поставить себе самую низкую оценку, что очень его расстроило. Ребенку было предложено исправить ситуацию, например, убрать со стола. Он воспользовался советом и получил благодарность от няни. Добрые слова в его адрес от взрослого человека побудили ребенка помогать весь день. Он поливал цветы, протирал пыль, накрывал на стол. В конце дня, подводя итог на экране самоконтроля «Мои поступки» он поставил себе самую высокую оценку. В беседе удалось выяснить, что когда в обед он получил самую худшую оценку, ему стало очень обидно. А после того, как он помог няне, и она похвалила его, ему стало приятно, и захотелось что-нибудь сделать. В итоге чувство удовлетворения с самим собой привело его к самой высокой оценке на экране «Мои поступки». Другой пример отражен в следующей ситуации: играя в магазин «Модной одежды и косметики», девочке не хватило реквизита для игры. Другая девочка, увидев, это, пожалела ее и отдала половину своих игрушек. Поблагодарив ребенка, девочка предложила играть вместе. В конце дня, подводя итоги деятельности, ребенок, который оказал помощь,
поставил себе самую высокую оценку на экране самоконтроля «Мои поступки». Беседа с ребенком показала, чем руководствовался «помогающий ребенок» при выставлении себе оценки.
Формирование у детей умений анализировать себя, свои переживания и отношения ведется нами совместно с родителями, при этом предпочтение отдается активным формам взаимодействия с ними.
Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста возможно при целенаправленной работе формировать осознанные самооценки своих чувств и действий, направленных на «Других». У детей происходит расширение знаний и представлений детей о социальной действительности, формирование социально-нравственных переживаний, чувств по отношению к себе, членам семьи, пожилым людям, общественно-значимой мотивации поведения, социальных навыков и умений, позитивного отношения к себе и к обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2
В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...