Главные вкладки
ПРОЕКТ «В школу с радостью!»
проект
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «В школу с радостью!»
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.
По содержанию: педагогический
По числу участников проекта: педагоги, педагог-психолог, родители, дети подготовительных групп.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОО, дети, микросоциум, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Педагогами и психологами ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.
К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревожность, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже ослабляет мотивацию и снижает самооценку.
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.
С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.
Мой опыт работы по подготовке детей к школе позволил выделить следующие трудности и противоречия.
Недостаточное просвещение родителей в вопросах готовности ребенка к поступлению в школу, процессах адаптации к обучению в школе, особенностях протекания кризиса семи лет. Слабая информированность родителей о возрастных особенностях детей в период подготовки и адаптации к школе приводит к различным трудностям в обучении и коммуникации с родителями.
Потребность в знаниях психологии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляется в частом обращении родителей за консультацией к педагогам дошкольной организации, активным посещением родительских собраний. Возникает актуальная потребность в создании системы мероприятий, способствующих просвещению родителей.
Другая трудность, с которой мы столкнулась, состоит в слабой мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.
При диагностике психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе мы получили следующие результаты: у 10% выпускников выявился высокий уровень сформированности основных компонентов психолого-педагогической готовности к обучению в школе, 44% выпускников имели средний уровень готовности (выявлено нестойкое преобладание мотивов обучения над игровыми мотивами) и у 46% детей не сформирована мотивационная готовность к обучению в школе (низкий уровень готовности). Это означает, что в среднем 85% выпускников психологически недостаточно готовы к обучению в школе: испытывают трудности в саморегуляции поведения, у них не сформированы учебные мотивы, дети слабо знакомы со школой.
Анализ диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет психологической готовности к обучению в школе за 2019-2020 год показал низкий уровень. Считаю, что необходимо уделить этому аспекту особое внимание и подготовить детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Таким образом, для меня стала актуальной потребность провести систему мероприятий, способствующих формированию психолого-педагогической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, в том числе формированию «внутренней позиции школьника». Это требует от педагогов определенной компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий, позволяющих педагогам повысить свою профессиональную компетентность и выстроить свою работу в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе является социальным заказом со стороны родителей и педагогов, поэтому данное направление работы стало для нас одним из приоритетных.
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ.
Возможные трудности и пути их преодоления:
- Слабая мотивация участников проекта – педагогов и родителей.
Пути коррекции: применение новых, более интересных форм работы.
- Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу с углубленным изучением вопроса на протяжении всего проекта.
- Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
ПРОБЛЕМА: несформированность основных компонентов готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; низкий уровень компетентности родителей и педагогов по проблеме готовности детей к школе.
ЦЕЛЬ: создание системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основных компонентов психолого-педагогической готовности к обучению в школе, повышению грамотности и компетентности родителей и педагогов по проблеме готовности детей к школе. Профилактика возможных трудностей у первоклассника в период его школьной адаптации.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
2. Формировать учебно-познавательные мотивы.
3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.
4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
6. Способствовать снижению чувства тревожности.
7. Сформировать навык произвольности поведения и учебной деятельности.
8. Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
9. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
10. Разработать и внедрить в практику работы систему занятий в рамках ФГОС дошкольного образования.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
1. Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.
3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.
5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.
6. Графические методы: диаграммы, схемы, таблицы, рисунки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА СТРОИТСЯ НА ПРИНЦИПАХ.
•Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
•Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
•Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
•Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА.
1. Кадровые ресурсы: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
2. Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенция о правах ребенка ООН, Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
3. Информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, программы и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
4. Материально-технические ресурсы: канцелярские товары, наглядные и дидактические пособия, сборники детских песен, рассказов, стихов о школе, музыкальный центр, компьютер, принтер, фотоаппарат.
5.Условия проведения: групповые помещения, музыкальный зал.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап (1.09-31.09): изучение литературы по подготовке детей к обучению в школе, первичная диагностика психолого-педагогической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Основной этап реализации проекта (с 1.10 по 31.04):
Задачи. Формы и методы.
- Выявить уровень развития детей.
- Диагностика на готовность к школе.
В направлении содействия становления учебной мотивации:
-развивать познавательные мотивы учения, активизировать познавательные интересы, расширять кругозор детей.
-формировать социальные мотивы учения при помощи создания у детей положительного образа школы и учения.
-формировать мотивы достижения по типу «стремление к успеху» (таких качеств как упорство и настойчивость в достижении результата)
-проигрывание возможных стрессовых ситуаций.
Формы и методы.
Беседа «Для чего ходят в школу?» Рассматривание картины «Школа», Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов, Рисование на темы: «Здание школы», Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
В направлении содействия становления произвольной регуляции поведения и деятельности:
- формирование умения работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно и на слух)
-формирование умения работать по правилу.
-способствовать возникновению соподчинения мотивов поведения и деятельности.
Формы и методы.
Коррекционно-развивающие занятия, дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения.
В направлении содействия интеллектуальному и речевому развитию:
-развитие мыслительных операций классификации, анализа, синтеза, сравнения, аналогии.
-развитие эвристичности и критичности мышления.
-развитие произвольности всех видов внимания и памяти.
-способствовать развитию литературной речи, свободному, образному, экспрессивному владению языком.
Логические игры, загадки, задачи-шутки. Дидактические игры – «Узнай предмет», «Нарисуй по образцу», «Зашиваем ковер», «Найди такой же», «Сравни предмет», «Запомни картинки», Чтение художественной литературы, обсуждение, пересказ. Игры «Хорошо – плохо»
В направлении развития графомоторных навыков:
-развитие тонкой моторики пальцев руки и мышцы кисти.
-учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, в тетради в клетку.
Формы и методы.
Пальчиковая гимнастика дидактические игры и упражнения, шнуровки, мозаики, конструктор, ориентировка на листе бумаги, графические диктанты, письмо.
В направлении формирования поведенческих умений и навыков, необходимых для адаптации в школе:
-дать детям необходимую информацию об устройстве школьной жизни.
-подготовить детей к принятию школьных правил, регулирующих отношения учитель – ученик.
Формы и методы.
Чтение, беседа, обсуждение. Решение проблемных ситуаций. Этические беседы. Коммуникативные игры.
В направлении приобретения родителями знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации их детей к школе:
-предлагается всем родителям посещать родительские собрания, получать консультации педагога-психолога, учителя-логопеда.
Формы и методы.
Родительские собрания, консультации педагогов. Печатный материал в информационный уголок, на официальном сайте организации, в родительские чаты: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Что должен уметь будущий школьник», «Как готовить ребенка к школе», «Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?» и т.п.
Консультации педагога-психолога.
В направлении приобщения педагогов к проводимой коррекционно-развивающей работе с детьми по формированию психологической готовности детей к школе:
-ознакомить педагогов со способами и средствами создания условий для стимуляции познавательной активности и формирования произвольности психических процессов.
Формы и методы.
Консультации, открытые показы, презентации, выставки литературы и т.п.
Воспитание культуры поведения в нашей группе направлено на побуждение ребенка к максимальной самостоятельности в выполнении правил личной гигиены, чтобы навыки и умения личной опрятности, аккуратности, культуры еды переросли в потребность, чтобы чистоплотность стала свойством личности. Мы считаем необходимым подчеркивать социальное значение правил аккуратности: их выполнение – признак уважения к близким, знакомым, вообще к окружающим.
На этом возрастном этапе основная задача нравственного воспитания состояла в закреплении, углублении и расширении всего, что дети приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Мы стремились, чтобы моральные чувства детей становились более глубокими и устойчивыми в проявлении. Особое внимание сосредоточено на воспитании культурно-гигиенических навыков и культуры поведения. От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения.
Заключительный этап (с 1.05 по 25.05): диагностический.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Увеличится количество детей с высоким уровнем психологической готовности к школе.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
- Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе.
- Составление сборника консультаций для родителей и педагогов подготовительных групп.
- Методическая подборка картинок, стихов, песен, рассказов о школе.
- Подборка дидактических и наглядных материалов.
Критериями результативности проведенных занятий и реализации педагогического проекта «В школу с радостью!» мы определили: интерес к выполнению коррекционно-развивающих заданий вырос; повысилась заинтересованность детей в специальных игровых упражнениях на развитие учебных склонностей; повысился уровень познавательной активности воспитанников на занятиях; повысился уровень психических процессов (памяти, восприятия, воображения, мышления и др.); развиты волевые качества личности; сформирована «внутренней позиции школьника», исходная мотивация учения; сформирована способность понимать инструкцию, умение планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умение ориентироваться на правило, образец; развита мелкая моторика рук.
Аналитический этап (с 26.05 по 31.05).
1. Анализ проделанной работы.
2. Презентация опыта педагогическому сообществу (НПК, РМО).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Апробировав проект, мы ожидаем определённых результатов. У детей повысится уровень психолого-педагогической готовности к школе, сформируется «внутренняя позиция будущего ученика», отношение к школе будет эмоционально-положительное, повысится уровень самосознания, а так же расширятся знания детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, повысится уровень профессиональной компетенции родителей и педагогов в вопросах формирования психологической готовности детей к школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Работа по проекту представляет собой систему из 26 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут, в течение семи месяцев: октябрь - апрель, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков).
Формы работы:
•групповые занятия;
•индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты используются в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов;
•работа с родителями детей – участниками проекта предусматривает: анкетирование родителей; просветительскую работу в форме родительских собраний, семинаров-практикумов, мастер-классов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу.
•работа с педагогами - просветительскую работу в форме игропрактикумов, мастер-классов, семинаров-практикумов, круглых столов; индивидуальную консультативную работу.
С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию: «Экспресс-диагностика в детском саду» Павловой Н. Н., Руденко Л. Г.
Особенности организации групповой работы с детьми: организация коррекционно - развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: проведение предварительной диагностики, проведение цикла коррекционно - развивающих занятий, заключительная диагностика.
Принципы проведения занятий: системность подачи материала, наглядность обучения, цикличность построения занятия, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники; подкрепление положительного отношения к школе; закрепления знаний о школьных принадлежностях; закрепления образцов ролевого поведения; формирования чувства уверенности в роли ученика.
Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОО в школу. Игра является эффективной формой развития ребенка дошкольного возраста, она обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно - развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Структура группового занятия: ритуал приветствия; разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.
Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение). Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.
Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической готовности ребенка к школе. Основные процедуры: - игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных видов деятельности, чтение художественной литературы.
Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям: возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка; увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей; повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества; повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Результаты работы не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому я не ожидаю от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей и родителей подготовительной группы "Идем в школу с радостью"
Одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная готовность, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к...
Проект "В школу с радостью"
Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обуче...
Педагогический проект "В школу с радостью"
Педагогический проект, направленный на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе, развитие волевых качеств личности будущих школьников, что поможет детям понять и принять условные п...
Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»
Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...
Проект "В школу с радостью!"
Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Одно из условий обеспечения гото...
Проект "В школу с радостью пойдём"
Образовательный проект в подготовительной группе«В школу с радостью пойдём»...
Проект "Идем в школу с радостью!"
Учеба - кропотливый труд. К нему надо готовить дошкольников. Главной задачей детского сада является поддержание интереса к учебной деятельности. Эта задача осуществляется в процессе всей образовательн...