Проект "Использование тематических дней в воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми"
методическая разработка
«Что же такое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-нибудь мастерят, рисуют, фантазируют. В этот день в групповой комнате что-то меняется: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.
Для воспитателя тематический день — педагогические творчество, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, отход от традиционного плана-конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих — режимных моментов. Чтобы этот день запомнился детям, воспитатель придумывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tematicheskiy_den.docx | 243.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Использование тематических дней в воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми»
Актуальность:
На современном этапе в связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребенка.
О том как интересно организовать жизнь детей в детском саду написано немало статей из опыта работы. Воспитатели разрабатывают сценарии занятий, праздников и развлечений, материалы проектной деятельности и многое другое. Все это также важно, как спроектировать целостную модель организации образовательного процесса на весь учебный год, включая эти отдельные мероприятия. Другими словами, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса.
Педагогические задачи по всем образовательным областям ФГ'ОС ДО реализуются в образовательном процессе детского сада. Каждое учреждение самостоятельно проектирует модель организации образования и воспитания дошкольников и составляет свою основную образовательную программу.
Принцип комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей предполагает включение тематических недель, тематических дней, тематических прогулок.
Во всех авторских вариативных образовательных программах для каждой возрастной группы представлены темы на весь учебный год, которыми обычно и пользуются воспитатели.
Подбор тем придает системность образовательному процессу и направлен на расширение осведомленности ребенка об окружающем его мире.
Творческий подход к моделированию образовательного процесса предполагает, что педагог самостоятельно (по своему усмотрению) частично или полностью может заменить тему, скорректировать содержание работы, включить региональный и культурный компонент с учетом особенностей своей ДОО.
Если заглянуть в историю, тематический принцип организации образовательного процесса в работе с дошкольниками предлагался многими специалистами.
Бельгийский педагог-психолог, врач Ж.О. Декроли (1871-— 1932)
в своей работе «Школа жизни для жизни» писал: «Я имею целью создать связь между науками заставить их сойтись в одном центре. Этот центр ребенок, к которому сходятся и от которого все расходится». Он создал для детей «Школу жизни через жизнь», где для дошкольников были разработаны «центры интересов», сущность которых состояла в организации работы детей вокруг тем, отвечающих детским интересам и потребностям. В этих центрах дети наблюдали, читали, писали, рисовали, лепили то, что было связано с заданной им темой.
В современной практике учителя-логопеды активно используют тематический принцип планирования и организации работы с дошкольниками, подбирая разнообразный материал по темам. Книга Е. Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду» издательства «ТЦ Сфера» давно пользуется повышенным спросом у воспитателей.
Отвечая на вопрос «Что же такое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-нибудь мастерят, рисуют, фантазируют. В этот день в групповой комнате что-то меняется: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.
Для воспитателя тематический день — педагогические творчество, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, отход от традиционного плана-конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих — режимных моментов. Чтобы этот день запомнился детям, воспитатель придумывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия.
В обычном, традиционном дне в основе — режим, а содержание как бы нанизывается на режимные моменты. Часто утренний прием, гимнастика, прогулка по своему содержанию могут совершенно не объединяться с содержанием непосредственно образовательной деятельности и существовать сами по себе.
Отличие тематического дня от традиционного в том, что в центре педагогического процесса находится тема, выбранная педагогом под образовательные задачи и объединенная с праздником или событием календаря. Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная).
Участники проекта: педагоги, родители и дети.
Цель: Внедрение в практику воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками тематических дней
Задачи:
- Организация практико-ориентированного коллективно-творческого дела по актуальной, интересующей, востребованной, продуманной теме.
- Создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
Идея тематического дня:
погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в деятельности.
Виды деятельности при проведении тематических дней:
- игра,
- общение со взрослыми и сверстниками,
- экспериментирование,
- познавательно-исследовательская,
- изобразительная,
- проектная,
- художественно-театральная деятельность,
- элементарный бытовой труд.
Тематические дни, как форма взаимодействия детей и взрослых, позволяют детям дать возможность:
- для свободного выбора детьми деятельности,
- для практических действий,
- формирования основных навыков,
- развития мыслительных функций;
- выражения своих чувств и мыслей.
Ценность тематических дней заключается в следующем:
- являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать общечеловеческие ценности;
- дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности.
Необходимые условия для проведения тематических дней:
- Идея.
- Цель.
- Задачи.
- Категория воспитанников.
- Время и место.
- Содержание.
- Результат.
- План подготовки.
- План проведения.
- Сценарии проведения.
- Изюминка дела.
- Финал.
Реализация проекта
Сроки | Мероприятия | Участники |
Сентябрь-октябрь |
| Педагоги родители дети |
Ноябрь |
| Педагоги родители дети |
Декабрь |
| Педагоги родители дети |
Январь |
| Педагоги родители дети |
Февраль |
| Педагоги родители дети |
Март |
| Педагоги родители дети |
Апрель |
| Педагоги родители дети |
май |
| Педагоги родители дети |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование совместной деятельности педагога с детьми 2 младшей группы на летний период.
Комплексно-тематическое планирование на летний период (июль-август)...
Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности
Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"...
Тематическая проверка "Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности с учётом ФГОС"
В данном материале представлен план и график проведения тематической проверки...
Календарно-тематическое планирование по воспитательно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста
Утренняя гимнастика. Цель: способствовать укреплению здоровья детей. Д/игра «Здоровый малыш». Цель: формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.Труд в...
Календарно-тематическое планирование по воспитательно образовательной деятельности подготовительного дошкольного возраста
Утренняя гимнастика (в зале) – способствовать укреплению здоровья детей.Беседа «Дружелюбное отношение друг к другу»Цель: развивать связную речь, умение выражать свои мысл...
Календарно-тематическое планирование по воспитательно образовательной деятельности среднего дошкольного возраста
Беседа с детьми: «Я вырасту здоровым»Цель: Закреплять понятие «правильное питание», «режим дня», приобщать к здоровому образу жизни.Наблюдение из окна «Что из...