Проект "Использование тематических дней в воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми"
методическая разработка

Жамбаева Арюна Цыреновна

«Что же та­кое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-нибудь мастерят, рисуют, фанта­зируют. В этот день в групповой комнате что-то меняется: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжа­ет кукольный театр.

Для воспитателя тематический день — педагогические творче­ство, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, отход от традиционного плана-конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих — режим­ных моментов. Чтобы этот день за­помнился детям, воспитатель при­думывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tematicheskiy_den.docx243.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Использование тематических дней в воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми»

Актуальность:

На современном этапе в связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребенка.

О том как интересно организовать жизнь детей в детском саду написано немало статей из опыта работы. Воспитатели разрабатывают сценарии занятий, праздников и развлечений, материалы проектной деятельности и многое другое. Все это также важно, как спроектировать целостную модель организации образовательного процесса на весь учебный год, включая эти отдельные мероприятия. Другими словами, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса.

Педагогические задачи по всем образовательным областям ФГ'ОС ДО реализуются в образовательном процессе детского сада. Каждое учреждение самостоятельно проектирует модель организации образования и воспитания дошкольников и составляет свою основную образовательную программу.

Принцип комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей предполагает включение тематических недель, тематических дней, тематических прогулок.

Во всех авторских вариативных образовательных программах для каждой возрастной группы представлены темы на весь учебный год, которыми обычно и пользуются воспитатели.

Подбор тем придает системность образовательному процессу и направлен на расширение осведомленности ребенка об окружающем его мире.

Творческий подход к моделированию образовательного процесса предполагает, что педагог самостоятельно (по своему усмотрению) частично или полностью может заменить тему, скорректировать содержание работы, включить региональный и культурный компонент с учетом особенностей своей ДОО.

Если заглянуть в историю, тематический принцип организации образовательного процесса в работе с дошкольниками предлагался многими специалистами.

Бельгийский педагог-психолог, врач Ж.О. Декроли (1871-— 1932)

в своей работе «Школа жизни для жизни» писал: «Я имею целью создать связь между науками заставить их сойтись в одном центре. Этот центр ребенок, к которому сходятся и от которого все расходится». Он создал для детей «Школу жизни через жизнь», где для дошкольников были разработаны «центры интересов», сущность которых состояла в организации работы детей вокруг тем, отвечающих детским интересам и потребностям. В этих центрах дети наблюдали, читали, писали, рисовали, лепили то, что было связано с заданной им темой.

В современной практике учителя-логопеды активно используют тематический принцип планирования и организации работы с дошкольниками, подбирая разнообразный материал по темам. Книга Е. Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду» издательства «ТЦ Сфера» давно пользуется повышенным спросом у воспитателей.

Отвечая на вопрос «Что же такое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-нибудь мастерят, рисуют, фантазируют. В этот день в групповой комнате что-то меняется: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.

Для воспитателя тематический день — педагогические творчество, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, отход от традиционного плана-конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих — режимных моментов. Чтобы этот день запомнился детям, воспитатель придумывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия.

В обычном, традиционном дне в основе — режим, а содержание как бы нанизывается на режимные моменты. Часто утренний прием, гимнастика, прогулка по своему содержанию могут совершенно не объединяться с содержанием непосредственно образовательной деятельности и существовать сами по себе.

Отличие тематического дня от традиционного в том, что в центре педагогического процесса находится тема, выбранная педагогом под образовательные задачи и объединенная с праздником или событием календаря. Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная).

Участники проекта: педагоги,  родители  и дети.

Цель:  Внедрение в практику воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками тематических дней

Задачи:

  1. Организация практико-ориентированного коллективно-творческого дела по актуальной, интересующей, востребованной, продуманной теме.
  2. Создание  условий  для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

Идея тематического дня:

погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в деятельности.

Виды деятельности при проведении тематических дней:

- игра,

- общение со взрослыми и сверстниками,

- экспериментирование,

- познавательно-исследовательская,

- изобразительная,

- проектная,

- художественно-театральная деятельность,

- элементарный бытовой труд.

Тематические дни, как форма взаимодействия детей и взрослых, позволяют детям дать возможность:

- для свободного выбора детьми деятельности,

- для практических действий,

- формирования основных навыков,

- развития мыслительных функций;

- выражения своих чувств и мыслей.

Ценность тематических дней заключается в следующем:

- являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать общечеловеческие ценности;

- дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности.

Необходимые условия для проведения тематических дней:

- Идея.

- Цель.

- Задачи.

- Категория воспитанников.

- Время и место.

- Содержание.

- Результат.

- План подготовки.

- План проведения.

- Сценарии проведения.

- Изюминка дела.

- Финал.

        

        

        

Реализация проекта

Сроки

Мероприятия

Участники

Сентябрь-октябрь

  • Подбор методической литературы
  • Родительское собрание по актуальности данного проекта
  • Тематический день «День Знаний»
  • Чтение художественной литературы по теме
  • Дидактические игры

Педагоги

родители

дети

Ноябрь

  • Тематический день «День матери»
  • Создание буклета для родителей и педагогов «Тематический день»
  • Выставка детских рисунков по теме.
  • Чтение художественной литературы по теме
  • Дидактические игры

Педагоги

родители

дети

Декабрь

  • Тематический день «День Снеговика »
  • Выступление на педагогическом совете по теме «Использование тематических дней в воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми»
  • Выставка детских поделок по теме.
  • Чтение художественной литературы по теме
  • Дидактические игры

Педагоги

родители

дети

Январь

  • Чтение художественной литературы по теме
  • Дидактические игры

Педагоги

родители

дети

Февраль

  • Тематический день «Военные профессии»
  • Чтение художественной литературы по теме
  • Создание альбома «Военные профессии»
  • Дидактические игры

Педагоги

родители

дети

Март

  • Тематический день «Женский день 8 марта»
  • Чтение художественной литературы по теме
  • Дидактические игры

Педагоги

родители

дети

Апрель

  • Тематический день «День здоровья»
  • Чтение художественной литературы по теме
  • Экспериментальная деятельность «Как беречь здоровье»
  • Дидактические игры
  • Спортивное развлечение «Мы за здоровый образ жизни»

Педагоги

родители

дети

май

  • Подведение итогов проекта
  • Создание банка презентаций по тематическим дням.
  • Разработка плана и тематики новых тематических дней

Педагоги

родители

дети

Слайд1.JPG

Слайд2.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности

Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"...

Календарно-тематическое планирование по воспитательно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста

Утренняя гимнастика. Цель: способствовать укреплению здоровья детей. Д/игра «Здоровый малыш». Цель: формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.Труд в...

Календарно-тематическое планирование по воспитательно образовательной деятельности подготовительного дошкольного возраста

Утренняя гимнастика (в зале) – способствовать  укреплению здоровья  детей.Беседа «Дружелюбное отношение друг к другу»Цель: развивать связную речь, умение выражать свои мысл...

Календарно-тематическое планирование по воспитательно образовательной деятельности среднего дошкольного возраста

Беседа с детьми: «Я вырасту здоровым»Цель: Закреплять понятие «правильное питание», «режим дня», приобщать к здоровому образу жизни.Наблюдение из окна «Что из...