ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей
проект (младшая группа)
Детский сад и семья — это две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство детского сада и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания здорового образа жизни.
Актуальность моей темы выраженно, тем, что в государственных документах отмечается необходимость вовлечения родителей в образовательный процесс и повышение их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_anzhelika.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей
Мурманск
2020
введение
Детский сад и семья — это две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство детского сада и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания здорового образа жизни.
Актуальность моей темы выраженно, тем, что в государственных документах отмечается необходимость вовлечения родителей в образовательный процесс и повышение их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.
Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П. Арнаутова).
Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
Взаимодействие – это процесс взаимного воздействия субъектов друг на друга с определенной целью.
Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.
Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются:
Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.
Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.
Принцип 3. Открытость педагога к семье.
Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.
Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
Направления и формы работы по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей
Одной из главных задач в дошкольном возрасте является охрана и укрепление здоровья ребенка. В последние десятилетия в РФ наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Растет заболеваемость по всем основным группам болезней, снижается продолжительность жизни. Учёные среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, отмечают снижение общественного уровня культуры, в том числе санитарно–гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. Сегодня современным родителям очень часто не хватает воспитательных, умений и навыков, специальных знаний в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Для детей дошкольного возраста характерным является подражание взрослым как способ освоения правил окружающего мира. Присвоение ребёнком образцов поведения происходит через содержание деятельности, опосредованной общением с взрослым, который является образцом и носителем правил. Во взаимодействии с взрослым ребёнок получает необходимые знания, благодаря которым он научается овладевать своим собственным поведением, присваивая общественно-исторический опыт, усваивая социальные нормы. Усвоение правил здоровьесберегающего поведения происходит по тем же законам, которые характеризуют присвоение социальных норм поведения.
Педагог может развивать у ребенка представления о здоровом образе жизни, заложить основы культурно-гигиенических навыков, но сформировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, сделать его неотъемлемой частью жизни без участия родителей невозможно. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат ребенка дома, может или находить каждодневное подтверждение – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для ребенка отвлеченной информацией. Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя, и поэтому организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна, чем на какой-либо иной.
Работу по повышению уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения можно реализовывать через следующие направления:
- ознакомление с передовым опытом семейного воспитания по вопросу влияния образа жизни семьи на здоровье ребёнка;
- информирование о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения, о действии негативных факторах (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью ребенка;
- ориентирование родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
- знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, разъяснение важности посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников;
- рекомендации родителям соответствующей педагогической литературы о создании в семье условий полноценного физического развития ребенка;
- ориентирование родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту, привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику, стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка, предоставление ребёнку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.);
- информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях дошкольного образовательного учреждения в решении данных задач;
- привлечения родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении (а также районе, городе);
- информирование родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице и дома (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т. д.) и (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т. д.);
- привлечение родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха;
- побуждение родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
-ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей.
Реализация направленной работы по повышению компетентности родителей необходимо проводить в формах индивидуальных или групповых консультаций, родительских собраний, информации на информационных стендах, информации на сайте дошкольного образовательного учреждения, создания библиотеки (медиатеки, создания памяток, буклетов, презентаций, проведения спортивных праздников, соревнований, конкурсов, дней открытых дверей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов, проведений мастер-классов, тренингов.
Все это позволяет сформировать у детей и родителей представление о здоровом образе жизни и навыков заботы о собственном здоровье, и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
1. Письменные формы:
- анкета «Будьте здоровы!»;
- анкета «Традиции моей семьи»;
- опросник;
- родительское сочинение;
- «Неоконченные предложения» и другие.
2. Устные формы:
- интервью;
- беседа;
- синквейн и другие.
3. Дистанционно-анонимные:
- переписка по электронной почте;
- форум;
- «Почтовый ящик» и другие.
4. Наблюдения:
- ребенка в разных видах деятельности
-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).
Заключение
Физическое развитие для детей – то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, науках, умении работать и быть полезным для общества человеком. Идея воспитания здорового ребенка не нова, и в каждом современном образовательном учреждении она решается по-своему. Центральное звено концепции всей системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ – осуществление совместной миссии дошкольного учреждения и родителей по воспитанию у детей потребности ЗОЖ. В настоящее время гарантом эффективности взаимодействия ДОУ с родителями, выступают следующие условия:
• ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;
• искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;
• заинтересованность педагога в решении проблем дошкольников;
• системный характер работы.
В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагогов с родителями является создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОУ, возрождение семейного воспитания.
Список литературы:
1 Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М., 2009.
2 Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. СПб: Речь, 2010.
3. Глушкова Г.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьѐй по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-7 лет в условиях групп кратковременного пребывания: дисс. канд. пед. наук. – М., 2003, 185 с.
5. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада //Ребенок в детском саду, 2010, №4.
6. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ. -М: ТЦ «Сфера», 2008г.
7 Осокина Г. И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. -2008.- № 1.- С. 92-97..
8. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. – М. : Флинта, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительская работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
Доклад на тему работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и дома....
Система работы ДОО с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Уважаемые рдители, предлагаю вашему вниманию интересную и полезную информацию по сохранению и укреплению здоровья ваших малышей. Музыка для утренней гимнастики в домашних условиях...
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.ЦЕЛЬ: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и со...
Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....
Инновационная деятельность. Педагогический проект "Повышение компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья дошкольников по ФГОС ДО"
Проект разработан и апробирован на базе МДОУ Майнский детский сад №5 "Теремок". В проекте говорится о повышение уровня информационной, технологической и коммуникативной компетентности родите...
Буклет для педагогического совета «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»
Взаимодействие с семьёй....
«Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей».
Cовместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, определяющих е...