Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы | 71.72 КБ |
ИОМ пояснительная записка | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 3» г. Тула
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Савелия П. с признаками одаренности
в художественно-эстетическом развитии на 2019-2020 учебный год
Фамилия, имя ребенка – Савелий П.
Возраст – 6 лет
Воспитатели: Трофимова О.В., Плужникова Ю.С.
Вид одарённости – художественно – эстетический
Склонности – театральная
Формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОУ, родители ребенка.
Цель: Создание оптимальных условий для развития и реализации театральных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи:
- обеспечить работу с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам;
- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;
- вовлекать в конкурсы на различном уровне;
- создавать насыщенную предметно-развивающую среду;
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных детей.
Ожидаемый результат:
В результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у ребёнка появляются умения управляться куклами разных видов, умение сочинять рассказы и сказки, сопровождать действие героя игрой на музыкальных инструментах, ориентируются в пространстве и «чувствуют» сцену. Ребёнок чувствует образ персонажа, используя жесты, мимику. Ориентируется в пространстве и «чувствует» сцену.
Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: | |
Сентябрь | 1. «Представьте себе...» 2. «Встреча со знакомыми сказками» 3. «Настольный театр» | 1.Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. 2.Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению. 3.Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы. | Настольный театр для 2 младшей группы «Зимовье зверей» |
Октябрь | 1. «Листопад» 2. «Веселые превращения» 3. «Весёлая пантомима» 4. «Веселый диалог» | 1. Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи. 2. Побуждать детей к инсценированнию знакомых произведений, развивать пантомимические навыки. 3. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение. 4. Развивать интонационную выразительность речи; развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь; развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность. | Подготовка одаренных детей к участию в концерте, посвященного Дню воспитателя. Выступление на утреннике «Осенние посиделки» Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность |
Ноябрь | 1. «Инсценировки- импровизации» 2. «Беседа о театре» 3.Литературная страничка произведений С.Я. Маршака | 1.Развивать творчество 2.Расширять словарь театральных терминов 3.Расширять знания детей о произведениях С.Я.Маршака. Развивать воображение, мимику, жесты, пластику. | Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры. |
Декабрь | 1. «Мимика и интонация» 2. «Театральная игротека» 3. «Импровизация» 4. Этюд | 1. Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям. 2.Закрепить умение владеть театральными куклами. 3. Развивать чёткую, выразительную речь. Работа над мимикой, жестами. Учить детей импровизировать 4. Развитие воображения, пластики, мимики. | Подготовка к участию в новогодней сказке. |
Январь | 1. «Весёлые сочинялки» | 1.Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. | Продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения. |
Февраль | 1. Настольный театр «Гуси-лебеди» 2.Ритмопластика 3.Пальчиковый театр. | 1. Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям 2.Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук. 3.Упражнять в рассказывании сказок с использованием пальчикового театра. | Пальчиковый театр для 1 младшей группы «Три поросёнка» Разучивание номера к празднику День Защитника Отечества. |
Март | 1.«Весна пришла» 2.Ритмопластика 3.Перессказ сказки «Кто сказал МЯУ?» | 1.Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. 2.Воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Развивать разговорную речь. 3.Развивать творчество, воображение и фантазию. Вспомнить содержание сказки. | Театрализованное представление «Мамин день» |
Апрель | 1. «Ладушки-ладушки» 2.Ритмопластика 3.Инструментальное музицирование 4.Культура и техника речи. | 1.Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре, развивать память, учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя, воспитать доброжелательные отношения и партнёрские качества. Развивать артикуляционный аппарат, формировать живой интерес к русскому фольклору. 3.Развивать умение передавать в свободной импровизации характер и настроение музыки. 4.Развивать творчество, учить импровизировать, сопровождая Инструментальным музицированием. | Театральная игра «Сам себе режиссер» |
Май | 1. Мини-спектакль. 2. «Театр на лопатках» | 1. Создать условия для импровизации мини-спектакля. 2.Работа над текстом, голосом. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Подготовка номеров к празднику, посвященного 9 мая. Подготовка номеров на выпускной праздник. |
Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Ксюши С. с признаками одаренности
в художественно-эстетическом развитии на 2019-2020 учебный год
Фамилия, имя ребенка – Ксюша С.
Возраст – 6 лет
Воспитатели: Трофимова О.В., Плужникова Ю.С.
Вид одарённости – художественно – эстетический.
Склонности – рисование.
Формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и родители ребенка.
Цель: Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
- Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.
- Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.
- Повысить самооценку, уверенность в себе.
- Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования, кисточками разной толщины, акварелью, гуашью.
- Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
Ожидаемый результат: в результате планомерной и систематической работы с ребенком, способности в художественно-эстетической сфере, закрепились навыки держать кисть правильно; повысился познавательный интерес к рисованию; активизировалась мыслительная деятельность ребенка, желание к самостоятельной работе, использованию различных техник рисования. Эти достижения помогут в дальнейшем выполнять рисунки в различных техниках, вырисовывая детали объектов, развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: | |
Сентябрь | 1.«Любимая игрушка» 2.«Путешествие по радуге » 3.«Осенние листья». | 1. Помочь детям выбрать предмет рисования, используя наводящие вопросы ( что вам больше нравится рисовать?); развивать природные задатки у детей; поддерживать у них интерес к рисованию 2. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами 3. Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. | Участие в конкурсе рисунков «Разноцветные капли» |
Октябрь | 1.«Что за чудо эти сказки» 2.«Как прекрасен этот мир». 3.«Невиданный зверь». 4.«Натюрморт» | 1. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. 2. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. 3. Рисование жёсткой кисточкой. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчеств. 4. Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта. | Участие в выставке-конкурсе рисунков «Дом, о котором я мечтаю» |
Ноябрь | 1.«Милая мамочка» 2 . «Мир глазами детей» 3.«Зимняя улица», «Первый снег» | 1. Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умения ребёнка изображать портрет человека; дать понятие о симметричности лица и его частей, развивать чувство композиции, воспитывать любовь к маме. 2. Самостоятельно придумывать сюжет рисунка по заданной теме развивать воображение ребёнка, самостоятельность в работе. 3. Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д. | Создание стенгазеты «День матери». |
Декабрь | 1.Зимняя сказка. « Дерево в инее» 2.«Зимние развлечения» 3. «Дед и баба вылепили Снегурочку» | 1. Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь - украсить дерево. 2. Учить придумывать сюжет рисунка по заданной теме, придумывая небольшое четверостишие к рисунку, развивать творческое мышление, продолжать обучать рисованию людей в движении (лепим снеговика, катание с горки, игра в «снежки» и др.), воспитывать интерес к творческим занятиям, взаимопомощь. 3. Учить изображать эпизод из знакомой сказки, придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок. | Рисование восковыми мелками елочных игрушек, гирлянд для украшения групповой комнаты. |
Январь | 1.«Рождественские чудеса» 2.«Поёт зима, аукает!» | 1. Учить передавать в рисунке образы сказочных героев, продолжать обучать умению создавать сюжет, помочь применять умения смешивания красок для получения нужного оттенка, закреплять умение ровно накладывать гуашь на изображение с наименьшим количеством воды, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и любовь к народным праздникам. 2. Учить с помощью выбранных детьми материалов и техник передавать сказочную картину зимы, отражая характерные её особенности, закреплять умение рисовать человека в движении, воспитывать любовь к природе | Привлечение к созданию декораций к кукольному спектаклю по мотивам сказки «12 месяцев» |
Февраль | 1.«Волшебные узоры» 2.«Снеговик» 3.«Наши защитники» 4..«Дворец снежной Королевы » | 1. Учить создавать сказочные узоры с помощью гуаши, путём смешивания красок разных цветов, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. 2. Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы губкой, гуашью. Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук. 3. Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавать в рисунке образы солдат, лётчиков, моряков, развивать воображение, воспитывать уважение к защитникам Родины. 4. Развивать чувство цвета и ритма. Вызывать положительный отклик, желание помочь сказочному персонажу | Повторное возвращение к своим работам и совершенствование их, украшая узором, прорисовывая детали. |
Март | 1.«Разноцветные рыбки». 2.«Подарок маме» 3. «Аленький цветочек» 4.«Жар – птица» | 1. Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. 2. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. 3. Учить графически изображать цветы, одинаковые по форме, но разные по тону, вызывать эмоциональный отклик, желание изображать сказочный образ. 4. Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты. | Участие в выставке рисунков «8 марта- мамин день» |
Апрель | 1.«Звездное небо» 2.Граттаж Космический коллаж. 3.«Какого цвета весна » 4.«Волшебный замок» | 1. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. 2. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 3. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая красок. 4. Учить рисовать постройки графическими материалами. | Привлечение к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений. |
Май |
2.«Разноцветные бабочки ». 3.«Я – художник» | 1. Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. 2. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. 3. Развивать чувство композиции и ритма. Выявить уровень усвоения навыков и умений детей, полученных в результате проведённых образовательных ситуаций. | Участие в выставке детских рисунков с использованием нетрадиционных методик. |
Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Диму Н. с признаками одаренности
в художественно-эстетическом развитии на 2019-2020 учебный год
Фамилия, имя ребенка – Дима Н.
Возраст – 6 лет
Воспитатели: Трофимова О.В., Плужникова Ю.С.
Вид одарённости – художественно – эстетический.
Склонности – разучивание стихотворений, прозы, пословиц, поговорок, самостоятельное чтение художественной литературы, участие в различных мероприятиях.
Формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОУ, родители ребенка.
Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к художественной литературе, разучиванию текстов, актёрских способностей.
Задачи:
• способствовать развитию навыков чтения и разучивания.
• продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;
• развивать память;
• содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и выразительности в движениях и речи;
• воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности.
Ожидаемый результат: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно читает, проявляет повышенный интерес к чтению. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: | |
Сентябрь | Этюд «Весёлые человечки» Этюд «В гости к Хозяюшке» | Развитие воображения, эмоциональности. | Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры. |
Октябрь | Разучивание стихотворения «Октябрь» Игры «Семья слов», «Какой? Какая? Какое?», «Подбери слова», | Использование разных частей речи, активизация словаря. | Выступление в главной роли на утреннике «Осенние посиделки» Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность |
Ноябрь | Сочинение сказки. | Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность) | Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры. |
Декабрь | Игра «Как лучше сказать?» | Формирование представления об описании и его структурных элементах | Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь |
Январь | Работа с малыми фольклорными формами | Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы | Малые фольклорные формы (придумывание загадок) |
Февраль | Работа с рассказом Н. Носова «Живая шляпа» | Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа | Игровая деятельность. |
Март | Работа с басней | Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни | Чтение художественной литературы |
Апрель | Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа» | Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов | Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество. |
Май | Разучивание русских народных песен, закличек, стихотворного текста, роли. | Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы | Участие в выпускном утреннике: исполнение песни, танец, чтение стихов. |
Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Степана К. с признаками одаренности
в художественно-эстетическом развитии на 2019-2020 учебный год
Фамилия, имя ребенка – Степан К.
Возраст – 6 лет
Воспитатели: Трофимова О.В., Плужникова Ю.С.
Вид одарённости – художественная одарённость
Склонности –конструирование и ручной труд
Формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и родители ребенка.
Цель: создание необходимых условий для развития пространственного мышления у ребенка.
Задачи:
1. Формировать у ребенка способность предвидеть будущий результат.
2. Давать возможность для развития творчества и обогащения речи.
3. Добиваться развития коммуникативной активности у ребенка через игру со сверстниками.
4. Развивать организованность и трудолюбие.
Предполагаемый результат:
- развитие пространственного мышления у ребенка;
- реализация способностей ребенка к конструированию и ручному труду;
- развитие мелкой моторики рук и обогащение словарного запаса;
- расширение дружеских отношений со сверстниками.
Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: | |
Сентябрь | 1. «Построй по модели» 2. «Создай схему» 3. «Игрушки для малышей» (бумага) | 1. Учить детей строить конструкции по готовой модели. 2. Развитие логического мышления дошкольников 3. Закреплять умения, полученные на предыдущих занятиях, вырезать детали и элементы, используя шаблоны и различные схемы; воспитывать трудолюбие, аккуратность, сообразительность, желание доставить малышам радость. | Подарить изготовленные игрушки детям младшей группы |
Октябрь | 1. Моделирование по схеме 3. «Красивые цветы» (оригами) | 1. Обучение детей моделированию по схеме. 2. Развитие логического мышления детей 3. Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги в разном направлении; развивать мышление, память. | Выставка «Осенние цветы» (участие) |
Ноябрь | 1. «Составь из палочек» 2. «Разрежь и сложи» 3. Флаг России – символ государства | 1. Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек. 2. Развитие воображения и логического мышления детей 3. Продолжать знакомить с государственной символикой, вызвать интерес к созданию образа Российского флага, воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным знакам и символам | Поместить изготовленную ребёнком символику в уголок патриотического воспитания |
Декабрь | 1. «Дома». 2. «Машины». 3. «Кормушка для птиц» | 1. Упражнять детей в строительстве различных домов. 2. Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов. 3. Учить детей выполнять поделку из бросового материала (коробка из-под конфет, из-под сока); воспитывать желание помочь птицам в зимний период, умение выполнять работу аккуратно. | Повесить изготовленную кормушку на участке группы |
Январь | 1. «Мосты» 2. «Гирлянда» 3. «Как мы сплели рождественский венок» | 1. Упражнять детей в конструировании мостов. 2. Научить детей делать гирлянды и игрушки на ёлку. 3. Продолжать знакомить с культурными традициями, раскрыть символику венка, воспитывать любознательность, поддерживать желание создавать красивые изделия | Украсить получившимися игрушками рождественскую ёлку |
Февраль | 1. «Железнодорожный вокзал или станция». 3. «Пилотка» (бумага) | 1. Научить детей строить железнодорожный вокзал. 2. Учить строить по рисунку несложные постройки морских и речных судов. 3. Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях; развивать глазомер, умение делать поделку прочной. | Выставка посвященная 23 февраля. |
Март | 1. «Автозавод» 2. «Букет ромашек» из природного материала. | 1. Закреплять навыки планирования постройки; - учить самостоятельно, подбирать детали для выполнения постройки; - закрепить умение самостоятельно строить машины по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений; - развивать сообразительность, воображение, изобретательность. 2. Упражнять детей в работе с различными природными материалами. Учить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций. Формировать стремление к творческому труду. | Участие в выставке посвящённой 8 марта |
Апрель | 1. «Самолёты, вертолёты, ракеты». 2. «Письмо из Цветочного города». | 1. Упражнять детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам. 2. продолжать учить строить по рисунку, самостоятельно планировать этапы постройки; - сооружать различные постройки; - самостоятельно находить конструктивные решения для завершения постройки; - развивать творческие способности, эстетический вкус. | Участие в выставке посвященной «Дню космонавтики» |
Май | 1. «Наша школа» из бумаги. 2. «Построй с закрытыми глазами» 3. «Что мы оставим на память детскому саду?» | 1. Закреплять умение делать фигуру брусковой формы и использовать её для поделки зданий; закреплять умение делать здание в соответствии с общим сюжетом. 2. Игра развивает внимательность, мелкую моторику, аккуратность. 3. Инициировать поиск идей для конструирования умных и красивых подарков детскому саду на память о выпускниках | Участие в выставке «Мы- будущие ученики» |
Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Риту Я. с признаками одаренности
в интеллектуальном развитии на 2019-2020 учебный год
Фамилия, имя ребенка – Рита Я.
Возраст – 6 лет
Воспитатели: Трофимова О.В., Плужникова Ю.С.
Вид одарённости – интеллектуальная.
Склонности – заинтересованность в математических играх с геометрическими фигурами, цифрами.
Формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и родители ребенка.
Цель работы: развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Ожидаемый результат: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень математических знаний и умений. К концу года ребёнок должен уметь:
- находить сумму и разность в пределах 20;
- составлять простейшие математические рассказы по картинкам;
- определять словом положение предмета;
- сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, массе;
- различать геометрические фигуры и обводить их на листе бумаги «от руки»;
- объединять группы предметов в целое и выделять часть из целого;
- ориентироваться в пространстве и последовательности времен года.
- правильно организовать рабочее место.
Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: | |
Сентябрь | 1. Цвет, форма 2. Формирование представлений о символическом изображении предметов. | 1.Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. 2. Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка». | |
Октябрь | 1. Пространственные представления 2. Игра: « Весёлые человечки». 3. Счет до 20. | 1. Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. 2. Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. 3. Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 20 (Используем кубики Никитина). | |
Ноябрь | 1.Интеллектуальные кубики Никитина «От простого к, сложному». 2.Развитие внимания, воображения (использовать мозаику из пуговиц). 3. Круг, квадрат, прямоугольник. | 1.Игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту. 2. Развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. 3. Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. | |
Декабрь | 1.Блоки Дьенеша. 2.Графические умения. 3.Счет. | 1. Развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. 2. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант). 3. Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | |
Январь | 1.Задачи на смекалку. 2.Пирамида, цилиндр. 3.Зрительно – мыслительный анализ. | 1. Повторить с ребёнком порядковый и обратный счёт; упражнять в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3 2. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 20, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: « Котёнок». 3. Учить ребёнка осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления для закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | Создание копилки пословиц и поговорок, где есть цифры. |
Февраль | 1.Блоки Дьенеша. 2.Способы измерения. 3.Игры-путешествия во времени. | 1.Развитие умения анализировать форму предметов развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции). 2. Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. 3. Закрепить знания детей о днях недели. Игра: « Что сначала, что потом». | |
Март | 1.Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 20. 2.Классификация. 3.Классификация. | 1. Закрепить представления о составе чисел от 1 до 20. Продолжать учить штриховки цифр Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов. 2. Упражнять в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Игра: « Сколько всего». 3. Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, трем признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения | |
Апрель | 1. Формирование навыков сложения и вычитания. 2. Формирование навыков сложения и вычитания. 3.Символы. | 1. Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», « Распредели числа в домики», « Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. 2. Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: « Бегущие цифры». 3. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представление о составе чисел 10-20, умении ориентироваться в числовом ряду. | |
Май | 1. Игры – путешествия во времени. 2. Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. | 1. Служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: « Что сначала, что потом». 2. Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку. |
Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 3»
(дошкольное отделение №2) г. Тула
Разработка и реализация
индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
Воспитатель: Трофимова О.В.
Пояснительная записка.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута:
это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
- государственным заказом;
- потребностями и запросами родителей;
- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
- возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
- для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся - лепка, аппликация, рисование и другие виды продуктивно деятельности;
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
• Приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет «на стороне ребенка». Т.е воспитатели должны, объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:
1. Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»
2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик.
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
5. Этап завершающая диагностика
На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Нами было определено ключевое понятие нашей работы – программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Старший воспитатель МБОУ «Центр образования № 3» _______ /Миронова В.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример индивидуального образовательного маршрута для ребёнка старшей группы с тяжёлым нарушением речи первого года обучения по Программе под ред. Л.В.Лопатиной
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка 5-6лет с ТНР составлен на целый учебный год по периодам в соответствии с направлениями работы учителя-логопеда в старшей группе. При разработке ИОМ у...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы Елистратовой Анастасии с признаками одаренности в интеллектуальном развитии.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы Елистратовой Анастасии с признаками одаренности в интеллектуальном развитии....
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы общеразвивающей направленности Софию Ц., имеющую способности к творческой деятельности 2021 – 2022 учебный год
Фамилия, имя ребенка – Ц. София.Возраст – 4 годаВид одарённости – художественно – эстетическийСклонности – поэтическая, театральнаяФорма работы...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы общеразвивающей направленности Арину П., имеющую способности к творческой деятельности 2021 – 2022 учебный год
Фамилия, имя ребенка – П. АринаВозраст – 4 годаВид одарённости – художественно – эстетическийСклонности – продуктивные виды деятельности лепка, апплик...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Аранзину Ксению с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии
Фамилия, имя ребенка – Аранзина Ксения.Возраст – 6 летВид одарённости – художественно – эстетический.Склонности – разучивание стихотворений, прозы, по...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы ИИ с признаками одаренности в интеллектуальном развитии МБДОУ «Иланский детский сад № 50» На 2022-2023 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группыИИс признаками одаренности в интеллектуальном развитииМБДОУ «Иланский детский сад № 50» На 2022-2023 учебный г...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы с признаками одаренности в интеллектуальном развитии
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы с признаками одаренности в интеллектуальном развитии...