ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИООНЫЙ КАТЕГОРИИ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ЧИСТИКИНОЙ
методическая разработка (средняя группа)
Танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей у воспитанников
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский.
Что говорить, танцевать любят все-и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается как умеет. В любом случае танец-это удовольствие. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся свободными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом благодаря танцевальному искусству, можно помочь ребёнку освободиться от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в их чистой и доброй душе. Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает малышу раскрыться, как личность. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Проходит совсем немного времени занятий танцем, и можно заметить, как ребенок преображается: появляется гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, ребенок начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него развивается художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь
Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора. Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.
Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
ЗАДАЧИ:
- Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать творческую деятельность, музыку в целом, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
- Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие координации движений, гибкости пластичности;
- воспитание выносливости;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Развитие творческих способностей, потребности самовыражения:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации.
- Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения.
Н О В И З Н А
Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства, а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по нравственно-духовному воспитанию, так и вне занятий - кружковая работа.
Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА:
- Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки», «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.
5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей) .
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций, подбор танцевальных игр, этюдов, консультации для родителей и др.) может быть использован при проведении родительских собраний, развлечений и на занятиях в танцевальных кружках.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.
В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
ЭФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Главные цели и задачи моего педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
• групповая форма (группа формируются с учетом возраста детей; группа насчитывает от 10 до 12 человек ;
• индивидуальная форма (работа с отстающими детьми).
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
2017-2018 учебный год:
Диагностический:
- Выявление состояния проблемы развития творческих способностей у воспитанников, их координации движений.
- Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Прогностический:
- Разработка методического материала, направленная на решение проблемы.
- Прогнозирование результатов.
Практический:
-Формирование методического комплекса.
-Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
-Корректировка работы.
2019-2020 учебный год
-Обобщающий:
-Подведение итогов.
-Оформление результатов по теме самообразования.
-Представление материалов.
2021-2022 учебный год
Внедрический:
-Обобщение разработанных методических рекомендаций, конспектов.
-Распространение опыта.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- активное участие в работе ДОО;
- позитивная динамика роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки);
- содействие воспитанию умения эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движении;
- освоение новых игровых - технологий по ритмической деятельности и художественно эстетическому развитию;
- повышение профессионального мастерства, переоценка педагогических ценностей, своего профессионального;
- назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- совершенствование учебно-методического сопровождения;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс.
Принципы реализации темы:
- целенаправленность, развивающий характер обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка;
-успешность;
-систематичность, последовательность;
-доступность.
Модель реализации темы:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- музыкальные занятия;
- Самостоятельная танцевальная деятельность;
- праздники и развлечения;
- Индивидуальные занятия;
- Индивидуальные консультации;
- Педагогические советы;
- Изготовление атрибутов и пособий;
- Праздники, утренники;
- Родительский уголок;
- Организация подготовки костюмов.
Перспектива развития темы:
Полученный багаж знаний, умений и навыков в области танцевального искусства позволит детям развить творческую инициативу, поддержать интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем.
Ф О Т О А Л Ь Б О М
Литература:
1. «Ритмическая мозаика», А. И. Буренина. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – С-Петербург, 2015г.
2. «Топ, хлоп, малыши», Т. Сауко, А. И. Буренина. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет - С-Петербург, 2001г.
3. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов – Москва, 1998г.
4. Современный танец для детей. О. Киенко. Методическое пособие – Киев, 2015г.
5. «Организация кружковой работы по хореографии с детьми 5-7 лет». О.Киенко. Открытый интернет-ресурс «Хореография для всех».
6. «Танцы для детей младшего дошкольного возраста», Н. В. Зарецкая. Дошкольное воспитание и развитие – Москва, 2007г.
7. « Танцы для детей среднего дошкольного возраста», Н. В. Зарецкая. Дошкольное воспитание и развитие – Москва, 2007г.
8. «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет», Е. В. Горшкова. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ – Москва, 2007г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2020-2021.docx | 293.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей у воспитанников
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский.
Что говорить, танцевать любят все-и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается как умеет. В любом случае танец-это удовольствие. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся свободными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом благодаря танцевальному искусству, можно помочь ребёнку освободиться от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в их чистой и доброй душе. Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает малышу раскрыться, как личность. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Проходит совсем немного времени занятий танцем, и можно заметить, как ребенок преображается: появляется гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, ребенок начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него развивается художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь
Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора. Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.
Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
ЗАДАЧИ:
- Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать творческую деятельность, музыку в целом, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
- Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие координации движений, гибкости пластичности;
- воспитание выносливости;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Развитие творческих способностей, потребности самовыражения:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации.
- Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения.
Н О В И З Н А
Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства, а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по нравственно-духовному воспитанию, так и вне занятий - кружковая работа.
Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА:
- Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки», «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.
5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей) .
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций, подбор танцевальных игр, этюдов, консультации для родителей и др.) может быть использован при проведении родительских собраний, развлечений и на занятиях в танцевальных кружках.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.
В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
ЭФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Главные цели и задачи моего педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
• групповая форма (группа формируются с учетом возраста детей; группа насчитывает от 10 до 12 человек ;
• индивидуальная форма (работа с отстающими детьми).
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
2017-2018 учебный год:
Диагностический:
- Выявление состояния проблемы развития творческих способностей у воспитанников, их координации движений.
- Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Прогностический:
- Разработка методического материала, направленная на решение проблемы.
- Прогнозирование результатов.
Практический:
-Формирование методического комплекса.
-Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
-Корректировка работы.
2019-2020 учебный год
-Обобщающий:
-Подведение итогов.
-Оформление результатов по теме самообразования.
-Представление материалов.
2021-2022 учебный год
Внедрический:
-Обобщение разработанных методических рекомендаций, конспектов.
-Распространение опыта.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- активное участие в работе ДОО;
- позитивная динамика роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки);
- содействие воспитанию умения эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движении;
- освоение новых игровых - технологий по ритмической деятельности и художественно эстетическому развитию;
- повышение профессионального мастерства, переоценка педагогических ценностей, своего профессионального;
- назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- совершенствование учебно-методического сопровождения;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс.
Принципы реализации темы:
- целенаправленность, развивающий характер обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка;
-успешность;
-систематичность, последовательность;
-доступность.
Модель реализации темы:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- музыкальные занятия;
- Самостоятельная танцевальная деятельность;
- праздники и развлечения;
- Индивидуальные занятия;
- Индивидуальные консультации;
- Педагогические советы;
- Изготовление атрибутов и пособий;
- Праздники, утренники;
- Родительский уголок;
- Организация подготовки костюмов.
Перспектива развития темы:
Полученный багаж знаний, умений и навыков в области танцевального искусства позволит детям развить творческую инициативу, поддержать интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем.
Ф О Т О А Л Ь Б О М
Литература:
1. «Ритмическая мозаика», А. И. Буренина. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – С-Петербург, 2015г.
2. «Топ, хлоп, малыши», Т. Сауко, А. И. Буренина. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет - С-Петербург, 2001г.
3. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов – Москва, 1998г.
4. Современный танец для детей. О. Киенко. Методическое пособие – Киев, 2015г.
5. «Организация кружковой работы по хореографии с детьми 5-7 лет». О.Киенко. Открытый интернет-ресурс «Хореография для всех».
6. «Танцы для детей младшего дошкольного возраста», Н. В. Зарецкая. Дошкольное воспитание и развитие – Москва, 2007г.
7. « Танцы для детей среднего дошкольного возраста», Н. В. Зарецкая. Дошкольное воспитание и развитие – Москва, 2007г.
8. «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет», Е. В. Горшкова. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ – Москва, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми «Грибы в лукошке» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Юдина А.Г.
Конспект Тема: Грибы в лукошке. (Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Упражнять детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композ...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми « Осеннее дерево» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушмакина Е.Н.
Тема: Осеннее деревоПрограммное содержание. Расширять представление детей о приметах осени. Продолжать упражнять отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать...
Индивидуальный план на летний период средняя группа
Здесь вы увидите индивидуальный план работы с детьми на каждый день в течение всего летнего периода...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...