ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИООНЫЙ КАТЕГОРИИ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ЧИСТИКИНОЙ
методическая разработка (средняя группа)

Чистикина Екатерина Сергеевна

Танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей у воспитанников

 

 «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Коменский.

Что говорить, танцевать любят все-и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается как умеет. В любом случае танец-это удовольствие. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся свободными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом благодаря танцевальному искусству, можно помочь ребёнку освободиться  от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в их чистой и доброй  душе. Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает малышу раскрыться, как личность. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Проходит совсем немного времени занятий танцем, и можно  заметить, как ребенок преображается: появляется гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, ребенок начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него развивается художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора. Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.
Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие музыкальности:

 - развитие способности воспринимать творческую деятельность, музыку в целом, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
- развитие специальных  музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.

 

 

  1. Развитие двигательных качеств и умений:


- развитие координации движений, гибкости пластичности;
- воспитание выносливости;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

 

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения:
    - развитие творческого воображения и фантазии;
    - развитие способности к импровизации.

 

  1. Развитие и тренировка психических процессов:
    - развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
    - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

 

5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения.

 

 

Н О В И З Н А

Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства, а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по нравственно-духовному  воспитанию, так и вне занятий - кружковая работа.
Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству.

 

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА:

  1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
    2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
    3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
    4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки», «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.
    5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
    6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей) .
    Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций, подбор танцевальных игр, этюдов, консультации для  родителей и др.) может быть использован при проведении  родительских собраний, развлечений и на занятиях в танцевальных кружках.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.

В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

 

ЭФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Главные цели и задачи моего педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

     • групповая форма (группа формируются с учетом возраста детей; группа  насчитывает от 10 до 12 человек ;

• индивидуальная форма (работа с отстающими детьми).

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

2017-2018 учебный год:

Диагностический:
- Выявление состояния проблемы развития творческих способностей у воспитанников, их координации движений.
- Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Прогностический:
- Разработка методического материала, направленная на решение проблемы.
- Прогнозирование результатов.
Практический:
-Формирование методического комплекса.
-Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
-Корректировка работы.

2019-2020 учебный год
-Обобщающий:
-Подведение итогов.
-Оформление результатов по теме самообразования.
-Представление материалов.
2021-2022 учебный год
Внедрический:
-Обобщение разработанных методических рекомендаций, конспектов.
-Распространение опыта.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- активное участие в работе ДОО;
- позитивная динамика роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки);
- содействие воспитанию умения эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движении;
- освоение новых игровых - технологий по ритмической деятельности и художественно эстетическому развитию;
- повышение профессионального мастерства, переоценка педагогических ценностей, своего профессионального;
- назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- совершенствование учебно-методического сопровождения;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс.

 

Принципы реализации темы:

- целенаправленность, развивающий характер обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка;

-успешность;

-систематичность, последовательность;

-доступность.

 

Модель реализации темы:

  • работа с детьми;

 

  • работа с родителями;

 

  • музыкальные занятия;

 

  • Самостоятельная  танцевальная  деятельность;

 

  • праздники и развлечения;

 

  • Индивидуальные занятия;

 

  • Индивидуальные консультации;

 

  • Педагогические советы;

 

  • Изготовление атрибутов и пособий;

 

  • Праздники, утренники;

 

  • Родительский уголок;

 

  • Организация подготовки костюмов.

Описание: Методы и приемы Наглядный Практический

Описание: Модель интеграции образовательных областей при реализации темы:

Описание: Интеграция образовательных областей:

 

Описание: Ресурсное обеспечение темы:

Перспектива развития темы:

Полученный багаж знаний, умений и навыков в области танцевального искусства позволит детям развить творческую инициативу, поддержать интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем.

Ф О Т О А Л Ь Б О М

 

Литература:

 

1. «Ритмическая мозаика», А. И. Буренина. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – С-Петербург, 2015г.

2. «Топ, хлоп, малыши», Т. Сауко, А. И. Буренина. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет -  С-Петербург, 2001г.

3. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов – Москва, 1998г.

4. Современный танец для детей. О. Киенко. Методическое пособие – Киев, 2015г.

5. «Организация кружковой работы по хореографии с детьми 5-7 лет». О.Киенко. Открытый интернет-ресурс «Хореография для всех».

6. «Танцы для детей младшего дошкольного возраста», Н. В. Зарецкая. Дошкольное воспитание и развитие – Москва, 2007г.

7. « Танцы для детей среднего дошкольного возраста», Н. В. Зарецкая. Дошкольное воспитание и развитие – Москва, 2007г.

8. «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет», Е. В. Горшкова. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ – Москва, 2007г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2020-2021.docx293.17 КБ

Предварительный просмотр:

Танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей у воспитанников

 «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Коменский.

Что говорить, танцевать любят все-и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается как умеет. В любом случае танец-это удовольствие. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся свободными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом благодаря танцевальному искусству, можно помочь ребёнку освободиться  от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в их чистой и доброй  душе. Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает малышу раскрыться, как личность. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Проходит совсем немного времени занятий танцем, и можно  заметить, как ребенок преображается: появляется гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, ребенок начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него развивается художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора. Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.
Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие музыкальности:

 - развитие способности воспринимать творческую деятельность, музыку в целом, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
- развитие специальных  музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.

  1. Развитие двигательных качеств и умений:


- развитие координации движений, гибкости пластичности;
- воспитание выносливости;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения:
    - развитие творческого воображения и фантазии;
    - развитие способности к импровизации.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:
    - развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
    - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения.

Н О В И З Н А

Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства, а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по нравственно-духовному  воспитанию, так и вне занятий - кружковая работа.
Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА:

  1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
    2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
    3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
    4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки», «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.
    5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
    6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей) .
    Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций, подбор танцевальных игр, этюдов, консультации для  родителей и др.) может быть использован при проведении  родительских собраний, развлечений и на занятиях в танцевальных кружках.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.

В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

ЭФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Главные цели и задачи моего педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

     • групповая форма (группа формируются с учетом возраста детей; группа  насчитывает от 10 до 12 человек ;

• индивидуальная форма (работа с отстающими детьми).

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

2017-2018 учебный год:

Диагностический:
- Выявление состояния проблемы развития творческих способностей у воспитанников, их координации движений.
- Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Прогностический:
- Разработка методического материала, направленная на решение проблемы.
- Прогнозирование результатов.
Практический:
-Формирование методического комплекса.
-Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
-Корректировка работы.

2019-2020 учебный год
-Обобщающий:
-Подведение итогов.
-Оформление результатов по теме самообразования.
-Представление материалов.
2021-2022 учебный год
Внедрический:
-Обобщение разработанных методических рекомендаций, конспектов.
-Распространение опыта.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- активное участие в работе ДОО;
- позитивная динамика роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки);
- содействие воспитанию умения эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движении;
- освоение новых игровых - технологий по ритмической деятельности и художественно эстетическому развитию;
- повышение профессионального мастерства, переоценка педагогических ценностей, своего профессионального;
- назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- совершенствование учебно-методического сопровождения;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс.

Принципы реализации темы:

- целенаправленность, развивающий характер обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка;

-успешность;

-систематичность, последовательность;

-доступность.

Модель реализации темы:

  • работа с детьми;

  • работа с родителями;

  • музыкальные занятия;

  • Самостоятельная  танцевальная  деятельность;

  • праздники и развлечения;

  • Индивидуальные занятия;

  • Индивидуальные консультации;

  • Педагогические советы;

  • Изготовление атрибутов и пособий;

  • Праздники, утренники;

  • Родительский уголок;

  • Организация подготовки костюмов.

Методы и приемы Наглядный Практический

Модель интеграции образовательных областей при реализации темы:

Интеграция образовательных областей:

Ресурсное обеспечение темы:

Перспектива развития темы:

Полученный багаж знаний, умений и навыков в области танцевального искусства позволит детям развить творческую инициативу, поддержать интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем.

Ф О Т О А Л Ь Б О М

Литература:

1. «Ритмическая мозаика», А. И. Буренина. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – С-Петербург, 2015г.

2. «Топ, хлоп, малыши», Т. Сауко, А. И. Буренина. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет -  С-Петербург, 2001г.

3. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов – Москва, 1998г.

4. Современный танец для детей. О. Киенко. Методическое пособие – Киев, 2015г.

5. «Организация кружковой работы по хореографии с детьми 5-7 лет». О.Киенко. Открытый интернет-ресурс «Хореография для всех».

6. «Танцы для детей младшего дошкольного возраста», Н. В. Зарецкая. Дошкольное воспитание и развитие – Москва, 2007г.

7. « Танцы для детей среднего дошкольного возраста», Н. В. Зарецкая. Дошкольное воспитание и развитие – Москва, 2007г.

8. «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет», Е. В. Горшкова. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ – Москва, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми «Грибы в лукошке» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Юдина А.Г.

Конспект Тема: Грибы в лукошке. (Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Упражнять детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композ...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми « Осеннее дерево» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушмакина Е.Н.

Тема: Осеннее деревоПрограммное содержание. Расширять представление детей о при­метах осени. Продолжать упражнять отрывать от листа бумаги ма­ленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать...

Индивидуальный план на летний период средняя группа

Здесь вы увидите индивидуальный план работы с детьми на каждый день в течение всего летнего периода...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...