Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_v_sredney_gruppe.docx | 74.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по самообразованию в средней группе.
Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
Красоту, чистоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
Задачи воспитателя:
-познакомить с историей национальной культуры, обрядовыми праздниками, формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству;
-познакомить с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства;
-расширять представления о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства; учить выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского, гжельской керамики, филимоновской и дымковской глиняной игрушки, семёновской матрешки, вологодское кружево);
-воспитывать желание заниматься декоративно – прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном изобразительном творчестве; совершенствовать умения и навыки в рисовании.;
-формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.
Ребенок должен знать:
- некоторые особенности декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду; представлять то, что «образы» и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;
- иметь представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушках из глины (дымковская, филимоновская); из дерева (богородская, семеновская, архангельские птицы из щепы); предметах из резной бересты (короба, шкатулки); росписи разделочных досок, посуды (хохлома, гжель);
- иметь первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.
-может общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эстетическую оценку.
-обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыкам и умениями, проявляет самостоятельность и творческую инициативу.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
Рисование, Тема: «В гости к нам пришли матрешки» - украшение сарафанов штампами из картошки и ватными палочками.
- «Рассматривание матрешки» - чтение потешек про матрешку, рассмотреть узоры на одежде семеновской матрешки, развивать эстетическое восприятие.
- Хороводная игра «Мы на луг ходили» - выполнять движения в соответствии со словами.
- Д/и «Разные краски» - развивать логическое мышление, внимание.
- Загадывание загадок о матрешках.
- Пение песни «Мы - матрешки» - вызвать эмоциональное наслаждение.
- Инд. творческие задания: «Осенняя гирлянда» - предложить детям украсить беседку при помощи гирлянды из разноцветных листьев, учить подбирать листья по цвету и форме, скреплять их, чередуя между собой.
- Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в сборе предметов народного творчества.
Аппликация, Тема: «Вкусные дары щедрой осени»- учить детей по трафарету обводить овощи, вырезать по контуру и наклеивать на общую композицию развивать умение правильно держать ножницы, правильно действовать ими. Воспитывать чувство коллективизма.
- Беседа «Осенняя ярмарка» - дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая.
- .Игра – инсценировка «На ярмарке» - продолжать знакомить детей с предметами народного промысла, приобщать к истокам русского народного творчества.
- Целевая прогулка в уголок сада - рассмотреть фруктовые деревья.
- Д/И: «Что, где растёт?» - обобщать растения по месту их произрастания.
- Рассказывание р. н. сказки «Вершки и корешки» - внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.
- Хоровод «Во саду ли, в огороде» - выполнять движения в соответствии со словами.
- Работа с родителями: Оформить выставку поделок из овощей и фруктов.
Лепка, Тема: «Печенье для друзей» - рассмотреть муку, познакомить с приготовлением соленого теста, учить с помощью готовых формочек, выдавливать фигурки и налепами украшать их.
- Беседа «Будет хлеб – будет и праздник» - уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; дать знания о традициях народных земельно – календарных праздников.
- Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь».
- Игра «Печем пирожки для бабушки» - закрепить умение лепить предметы из песка, украшать камушками и листиками, развивать фантазию.
- Объяснить значение пословиц: «Делу – время, потехе - час», «Хлеб да соль – это труд да любовь», «Без труда хлеб не родится никогда».
- Заучивание потешки: «Пошёл котик на Торжок» - способствовать формированию у детей интереса к устному народному творчеству, помочь запомнить содержание потешки, развивать связную речь.
- Работа с родителями: Познакомить родителей с программой по декоративному рисованию; с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно – прикладным творчеством.
ОКТЯБРЬ
Аппликация, Тема: «Укрась салфеточку» - учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы; развивать чувство композиции; закреплять умение аккуратно пользоваться клеем и ножницами.
- Рассмотреть с детьми несколько красивых павлопосадских платков - обратить внимание детей на то, как украшены платки, как расположен рисунок (по краям, в середине).
- Рассматривание натюрмортов «Что нам осень принесла?» - знакомить с понятием «натюрморт», показать работы разных художников в этом жанре; развивать эстетические чувства; воспитывать интерес к художественным произведениям.
- Инд. творческое задание: «Составь осенний букет» - показать красоту осеннего разноцветия; развивать цветоощущение, чувство прекрасного.
- Игра «Одежда для девочек Красок» - познакомить детей с понятием «колорит», научить подбирать и сочетать цвета.
- Составить с детьми красивые маленькие букетики из травы и цветов и поместить их на «Полочке красоты».
- Работа с родителями: оформить выставку детских работ.
Рисование, Тема: «Яблоко - спелое, красное, сладкое» - формировать умение рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко; показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами); развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа; воспитывать художественный вкус.
- Беседа по содержанию р.н.сказки «Гуси - лебеди» - вызвать интерес к сказке, к истории и культуре русского народа; познакомить с русской печкой, ответить на вопрос: «Почему так обращаются: печка – матушка, яблонька – матушка, реченька - матушка».
- Дид. игра «Плоды и семена» - закрепить умение находить семена и плоды на деревьях и кустах участка; расширять представление об окружающей природе.
- Упражнение «Дорисуй-ка» - формировать умение создавать из геометрических фигур знакомые овощи и фрукты, дорисовывая необходимые элементы; знакомить с тем, что все предметы по форме напоминают геометрические фигуры; закреплять знание основных геометрических форм: круг, овал, треугольник, квадрат.
- Творческое задание: «Сложи узор» - развивать творческое мышление; побуждать детей составлять узоры из природного материала: палочек, листьев, ягод, шишек, желудей и др.; воспитывать эстетический вкус.
- Д/И «Найди такой же листок, как на дереве» - упражнять детей в различении листьев фруктовых деревьев.
- Работа с родителями: Оформить коллаж «Осенние мотивы».
Рисование. Тема: «Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – пестрый бок!» - продолжать знакомить детей с домашними животными и трудом людей по уходу за ними; учить передавать характерные черты животного в рисунке, украшать элементами дымковской росписи; развивать интерес к художественной деятельности.
- Ознакомление с искусством «Дымковские расписные» - познакомить с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, воспитывать интерес к творчеству.
- Индивидуальная работа. Рисование на асфальте мелками «Большой и маленький предмет» - закреплять понятия «большой», «маленький»; развивать мелкую моторику.
- Игры с природным материалом: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек» - учить детей экспериментировать с художественном материалом для изображения «колючей шубки»; направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
- Развивающая игра «Какая фигура спряталась в рисунке» - развивать логическое мышление детей, закрепить знания геометрических фигур.
- Изо. деятельность «Русские узоры» - уточнить и расширить знания детей о декоративно- прикладном искусстве, формировать умение составлять узор в соответствии с традициями дымковского промысла, узнавать и правильно называть элементы узора, точно размещать их.
- Муз. игра «На лошадке» муз. А. Ляпина, сл. Н. Френкель – развивать музыкальную память, подбирать движения в соответствии с характером музыки.
Лепка: «Вышли уточки на луг» - продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой; учить детей лепить фигуру из целого куска приёмом вытягивания; закрепить умение использовать при создании изображения разнообразные приёмы лепки, усвоенные ранее, совершенствовать приёмы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей уточки; воспитывать интерес к народному искусству.
- Творческое задание «Угадай, что нарисовано» - развивать творческое мышление, воображение; формировать умение из части создавать целое изображение.
- Игра «Какой игрушки не стало?» - обратить внимание из чего сделана, как раскрашена, как называется и почему.
- Индив. работа «Дымковская барышня» - выложить узор на платье из готовых кругов, колец, полосок.
- Загадывание загадок об игрушках – развивать логическое мышление.
- Игра «Хамелеон» - развивать умение запоминать названия цветов и придумывать возможные сочетания с ними.
- Беседа «Моя любимая игрушка» - развивать умение составлять рассказ из опыта описательного характера; воспитывать умение выражать свои чувства.
- Работа с родителями: Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка» - Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить.
НОЯБРЬ
Рисование, Тема: «Люблю берёзку русскую…» - познакомить детей с «графикой», предложить нарисовать березку пером и черной тушью; развивать стремление к познанию, побуждать интерес к природе через худож.- поэтическое творчество.
- Наблюдение «Тонкая берёзка в золото одета. Вот и появилась осени примета» - обобщение знаний об осенних явлениях, происходящих в живой и неживой природе, закреплять знание частей дерева: развивать наблюдательность; воспитывать чувство прекрасного.
- Рассмотреть с детьми иллюстрации о природе нашей Родины (лес) - обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается берёзка, отметить красоту этого дерева, подчеркнуть, что берёзку часто называют русской.
- Музыкально-хороводная игра «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем» - учить детей эмоционально исполнять песню и движения по тексту.
- Слушание русской народной песни «Ах ты, березка» - развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее.
- Наблюдение за березой – продолжать знакомить детей с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать желание любоваться красотой дерева.
- Худ. деятельность «Раскрась листья на берёзе красками осени» - развивать мелкую моторику, закрепить цвета желтый, желто-зеленый.
- Работа с родителями: Оформить выставку совместных детских с родителями работ: «Моя березка».
Аппликация Тема: «Вышли пальчики гулять» - продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы, читать потешку выразительно и эмоционально; развивать умение задумывать содержание работы; создавать изображение, передавая форму частей; закреплять навыки рисования карандашом; воспитывать самостоятельность, развивать творческие способности, воображение.
- Предложить детям выложить из зерен бобовых, крупы различные предметы.
- Художественно-развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками».
- Беседа: «Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем...» - познакомить детей с праздником «День народного единства», с историей его возникновения; подвести детей к пониманию того, что нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.
- П/ И «Мы веселые ребята» - развивать двигательную активность детей.
- Ознакомление с искусством: «Москва. Красная площадь» - познакомить детей с картиной В.В.Кандинского «Москва. Красная площадь»; расширять у детей представления об изобразительном искусстве, его видах.
- Дидактическая игра «Угадай по описанию» - Показать детям красоту хорошо
знакомых им овощей и фруктов. Составить натюрморт из овощей.
Лепка Тема: «Богатырские доспехи» - ознакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри», вызвать у них чувство гордости и патриотизма, стремление быть похожими на наших богатырей-защитников. Формировать умение лепить доспехи богатырей (шлем, щит, меч), используя при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее защитникам и к русской истории.
- Худ.деят. «Палица»- предложить детям используя пластилин и природный материал сделать оружие Ильи Муромца- булатную палицу; развивать фантазию, мелкую моторику рук.
- Игровое упражнение «Отбери все квадраты, прямоугольники»
- Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.
- Слушание «Богатырской симфонии», С. Бородина - развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее
- Предложить детям порисовать пальчиком на подносе с манной крупой – развивать мелкую моторику.
- Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию)
- Работа с родителями: Оформить выставку совместных детских с родителями работ «Богатырский конь».
Лепка Тема: «Вот домок – Теремок, стены расписные ставенки резные » (декорирование) - формировать умение детей скатывать маленькие шарики, колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность.
- Ознакомление с искусством: «Бабушкин сундук» - познакомить детей с понятием «Декоративно-прикладное искусство»; вызвать интерес к русскому костюму, его элементам; учить понимать его красоту.
- Беседа: «Красота вокруг нас» - формировать у детей представление о том, что красота, чистота нашего жилища делает и нас красивыми, поэтому человек своими руками создавал красоту вокруг себя; красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей, своего дома; рассмотреть картинки с изделиями народного промысла.
- Инд. Раб. Рисование палочками на земле – предложить детям нарисовать солнышко, дерево, домик. Развивать воображение, мышление.
- Компьютерная презентация «Русская изба»- рассказать детям об устройстве русской избы; какая утварь использовалась; рассмотреть вышитые рушники, платки. Знакомство с декорациями.
- Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию)
Рисование Тема: «Моя семья» - развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке.
- Индив. раб. «Полосатый коврик для занятий физкультурой» - развивать умение детей составлять гармоничную композицию «полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Развивать чувство цвета и ритма.
- Предложить детям поиграть в кондитера «Украшение пирога» (декорирование) - заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, торт, пирог; поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания.
- Индив. раб. «Украшение фартука для мамы» - формировать умение детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, воображение.
- Худ. деят-ть: ТРИЗ. Шаблонография «Портрет женщины», «Портрет мамы» - способствовать творческой самореализации дошкольников.
- Д/и «Мозаика» - совершенствовать умение составлять узор по образцу (цветок для мамы).
- Работа с родителями: Оформить фотовыставку на тему: «Подари улыбку миру».
ДЕКАБРЬ.
Рисование. Тема «Морозные узоры» - Расширять и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов (круг, точка, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия).Совершенствовать технику рисования концом кисти, развивать чувство формы и композиции.
- Пескотерапия «Зимние узоры» - развивать мелкую моторику, воображение.
- Беседа «Краса ненаглядная» - прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых делали мастера различные изделия (Вологодское кружево).
- Творческая мастерская. Рисование с помощью мыльных пузырей: «Разноцветный мир» - научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения.
- Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.
- Творческая мастерская «Снежные скульптуры» - развивать воображение, творческие способности.
Аппликация. Тема: «Ёлочные игрушки» (декорирование) - вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам; развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи; знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки; воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки; совершенствовать технику декорирования; развивать творческие способности.
- Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок» - познакомить детей с разными видами ёлочных игрушек. Показать старинные и современные ёлочные игрушки. Выставка новогодних игрушек, принесённых из дома.
- Целевая прогулка в «Музей игрушки» на тему «Игрушки наших бабушек» - формировать представление о жизни людей в прошлые эпохи; развивать любознательность; воспитывать уважение к игрушке.
- Рассказать о профессии художника: «Художники - это люди, которые пишут картины, создают иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие нас предметы».
- Развивающая игра «Собери картинку» - учить детей зрительно разделять изображение картинки на части, составлять не только форму предметов, но форму отрезанной части картинки.
- Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской: набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др., пластичными материалами (печатание, вдавливание и др.)
- Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в сборе старинных новогодних игрушек, изготовление игрушек своими руками.
Рисование. Тема: «Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала» - познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «граттаж»; формировать умение процарапывать пером тонкие пересекающиеся линии, создавая образ снежинки; размещать рисунок на листе бумаги; поощрять творческую инициативу.
- На прогулке обратить внимание на красоту снежного покрова, рассмотреть снежинку, отметить, что у снежинки 6лучей.
- Чтение и разучивание стихов и загадок о зиме – вызвать интерес к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности.
- Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Зима».
- Творческая мастерская: вырезывание снежинок из квадрата, вызвать у детей радость от ожидания предстоящего праздника, поощрять желание использовать продукты своего творчества для украшения группы к празднику.(украшение интерьера)
- Ознакомление с искусством: «Чудесные превращения воды» - знакомить детей с акварелью; обратить внимание на её свойства; знакомить с картинами, написанными акварелью; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии прекрасного.
- Работа с родителями: Конкурс «Рукавичка Деда Мороза»- привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю поделку по мотивам народного творчества.
Рисование. Тема: «Праздничная ёлочка» - учить детей рисовать праздничную ёлочку; продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности; совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.
- Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка» - развивать мелкую моторику.
- Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья.
- Творческая мастерская: «Новогодняя открытка» (рисование восковыми мелками) – вызвать у детей желание создать новогоднюю открытку своими руками, поддерживать стремление самостоятельно выбирать различные приёмы рисования
- Маски и короны для игрушек (декорирование) - закреплять способы рисования кистью точек, мазков, колец, прямых линий и т. д.; учить последовательно пользоваться краской двух цветов, самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности маски или короны.
- Рассмотреть новогодние открытки, иллюстрации новогодних миниатюр.
- Привлечь детей к изготовлению новогодних гирлянд (цепи, снег и т. д.) .
- Замороженными цветными льдинками украсить елочку на участке.
ЯНВАРЬ
Аппликация, Тема: «Рождественская звезда» - формировать умение детей создавать красивый образ рождественской звезды из разного материала; направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности.
- Беседа «Зимние Святки» - познакомить детей с р. н. праздником «Зимние Святки»; традициями ряжения, колядования.
- Разучивание «Коляда пришла, рождество принесла» - вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье.
- Рассматривание атрибутов праздника (звезда, мешок для угощений, костюмы, маски).
- Хоровод «Как на тоненький ледок» - закрепить слова, развивать двигательную активность, вызвать эмоциональный отклик.
- Рассказать о традиции русских людей угощать всех гостей и колядовщиков – воспитывать гостеприимство.
- Предложить детям из различной крупы выложить контур предметов одежды.
Рисование Тема: «Зимний лес» - совершенствовать навык рисования деревьев, предложить детям «укрыть» их снегом, развивать в работе аккуратность, воображение.
- Рассм. репрод. И. Шишкина «Зима»- прив.любовь к искусству и родной природе; разв. устную речь детей; восп. эстетич. чувства.
- Д/и «Расставь ёлочки по росту» - форм–ть умение сравнивать и сопоставлять объекты по разным признакам, делать выводы.
- Творческая мастерская: украшение горки – предл. украсить горку природным материалом, разв. творческое воображение.
- «Мастерская Деда Мороза»: мыльные пузыри на морозе – разв. наблюдат-ть, умение предполагать, что будет с пузырями на морозе.
- Наблюдение: узоры на стекле. Чтение стих-я П.Образцова «Жгуч мороз трескучий» - прод. знаком. с зимними явлениями природы, уметь соотносить впечатления с содержанием стих-я.
- Узоры на снегу» - разв. умение детей рисовать на снегу в паре: один начинает, другой заканчивает, понимать друга без слов.
- Инд. Раб. «Сложи узор из цветных льдинок» – предложить детям составить узор, соблюдая последовательность элементов; развивать воображение, мышление.
- Работа с родителями: Мастер - класс «Ознакомление с филимоновской росписью и ее элементами» - Научить родителей с помощью элементов филимоновской росписи украшать силуэты игрушек.
Лепка Тема: «Танцует парочка – солдат да сударочка!» - продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой; совершенствовать технические умения и навыки в работе с глиной; учить лепить фигурку человека на основе конуса и цилиндра.
- Компьютерная презентация «Игрушки с секретом» - познакомить детей с филимоновской игрушкой - свистулькой как видом декорат.-приклад. искусства; обратить внимание на особенность формы (игрушки вытянуты-как будто к солнышку тянутся)
- Рассматр-е картины «Зимние забавы» Б.Л.Игнатьева - подвести детей к составлению описательного рассказа по фрагменту картины.
- Худ. деятельность «Рисование декораций к сказке «Пирожок»- предложить детям изобразить внутреннее убранство домика ленивых Мурзика и Бобика, и чистоту, порядок у курочки и цыплят.
- Художественно-развивающая игра «Подбери краски, которые художник использовал в своей картине».
- Разместить на «Полочке красоты» предметы декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в детском саду.
Аппликация, Тема: «Украшение новой рубашки» - познакомить детей с рус. нар. орнаментом, которым украшали рубашки, рушники, фартуки; учить составлять из геометрических фигур орнамент, сочетать по цвету и форме; развивать чувство цвета, ритма, композиции.
- Игра «Скажи, какая? (какие?)» - (кофта – вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная; и т. д.)
- Пальчиковая гимнастика «Пошла Маня на базар» - развивать мелкую моторику.
- Хороводная игра «Сахаринка» - учить детей эмоционально исполнять песню и движения по тексту.
- Рассматривание р.н.костюма – загадывание загадок, рассматривание отгадок – предметов женской и мужской одежды; предложить нарядить домовенка Кузю.
- Игра «Что шьют (вяжут, надевают, обувают)?»
- Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, сезонных и суточных изменений в природе.
- Работа с родителями: оформить выставку детских работ.
ФЕВРАЛЬ
Рисование Тема: «Барышня - франтиха» - продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой; учить детей раскрашивать силуэт используя элементы дымковской росписи; воспитывать интерес к народному искусству.
- Ознакомление с искусством: «Рассматривание альбома с иллюстрациями дымковских игрушек» - учить внимательно, рассматривать иллюстрации, выделять детали узора, обращать внимание на цветовую гамму, использованную мастерами.
- Творческое дело: лепка декоративных фигурок (барышня, олень, козлик) – совершенствовать умение лепить из глины.]
- На прогулке вместе с детьми любоваться красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, снежинками, кустами и деревьями, покрытыми инеем или припорошенными снегом.
- Индив. работа «Дымковская барышня» - выложить узор на платье из готовых кругов, колец, полосок.
- Предложить использовать краски для получения новых цветов, помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.
Рисование, Тема: «Богатыри земли русской» - познакомить с образами русских богатырей; правильно передавать пропорции лица, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке.
- Организовать выставку портретной живописи.
- Инд. раб. «Летят самолеты» (аппликация) - учить вырезывать части поделок из полосок бумаги и соединять их.
- Предложить детям материал для экспериментирования в создании простейших изображений красками, карандашами, с использованием пластичных материалов.
- Беседа о традиции охраны родной земли, своей Родины.
- Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Худ. труд, «Кораблик» - используя бросовый материал(губку, шпажку, цвет. бумагу), сделать кораблик в подарок папе.
- Работа с родителями: Оформление фотовыставки «Идет солдат по городу» - о службе пап и дедушек в рядах российской армии.
Лепка + ручной труд, Тема: «Блины для Масленицы» - продолжать знакомить детей с р. н. праздником Масленица; учить делать куклу из тряпочек; развивать умение делать соленое тесто и лепить блины.
- Компьютерная презентация «Едет Масленица дорогая» - рассказать детям о том, что наступает такой момент, когда как бы встречаются весна с зимой. На дворе февраль. Резкий морозный воздух. Свистит, воет ветер. Летит в глаза снег. И совсем не верится, что скоро будет тепло, засияет весеннее яркое солнце. А ведь весна уже близко; познакомить с праздником Масленица, вызвать желание участвовать в его проведении.
- Разместить на «Полочке красоты» игрушки, которые больше всего нравятся детям.
- Инд. раб «Волшебная ладошка» - предложить детям обвести контур ладошки с расставленными пальчиками таким образом, чтобы захватить и часть руки, превратить контур в дерево, петуха, осьминога, рыбку. Развивать фантазию детей.
- Укрась красиво блюдечко (рисование) - учить создавать узор по кругу, располагая элементы по краю и в середине; использовать мазки, точки, дуги.
- Ознакомление с искусством «Весёлые ложки в гостях у ребят» - знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – хохломской росписью; показать, как народные умельцы изображали растительные элементы; воспитывать эстетический вкус.
- Чтение сказки «Жихарка» - обратить внимание детей как мальчик рассказывает о ложках, раскладывая их на столе.
МАРТ
Рисование, Тема: «Русские красавицы» - учить детей изображать портрет веселой мамы ( бабушки, сестры): шея украшена бусами, уши- серьгами, глаза внимательно смотрят в сторону на подарок( букет цветов, торт и т. д.); воспитывать любовь к маме.
- Внимательно рассмотреть с детьми женские портреты, выполненные разными художниками (И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», В. Тропинина «Пряха») - обратить внимание на разнообразие женских причесок, украшений, на выражение женских глаз; раскрыть понятие «русская красавица».
- Объяснение пословиц: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка» - продолжать знакомить с поизв. малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок.
- Игра «Назови ласково» - пробуждать желание исследовать и искать слова(Мама – мамуленька, мамочка, матушка, маменька).
- Слушание песни Ю. Чичкова «Наши мамы самые красивые»
- Предложить детям украсить растительным орнаментом бумажную тарелочку – использовать элементы хохломской росписи.
- Худ. творчество « Поздравительная открытка для мамы» (аппликация) - воспитывать потребность сделать приятное маме.
Рисование + аппликация, Тема: «Весенние цветы для моей мамы» - учить изображать цветы в различных техниках и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.
- На прогулке полюбоваться красотой природы, обратить внимание на очарование первых весенних цветов (мать-и-мачеха, гусиный лук и др.) . Объяснить, что все первые весенние цветы радуют человека, из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре.
- Предложить краски для получения новых цветов и оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.
- По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести детей к эмоциональному отклику на восприятие их цвета.
- Предложить детям краски для закрепления простых приемов: примакивания и набрызга - с использованием клеевой кисти.
- Работа с родителями: Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.
Рисование + аппликация, Тема: «Что за чай без самовара» - продолжать знакомить детей с гжельской керамической посудой; учить рисовать гжельскую розу и др. элементы росписи, составляя узор на чайной чашке и блюдце; вырезать чайную пару и наклеивать на общую работу.
- Беседа «Голубая гжель» - познакомить детей р. н. промыслом гжельской керамической посудой; рассмотреть элементы росписи.
- Рассмотреть самовар – познакомить детей с самоваром, с названием его частей, обычаем русского народа угощать гостей чаем.
- Худ. творч. «Угощение для Кузи» - предложить слепить баранки, бублики из соленого теста.
- Слушание р. н. песни «Ой, блины мои, блины» в исполнении фольклорной группы «Росиночка».
- Хороводная игра «Каравай» - закрепить слова, развивать двигательную активность, вызвать эмоциональный отклик.
- Д/Игра «Девочка Огонек и девочка Льдинка » - научить детей составлять теплую и холодную цветовую гамму.
- Работа с родителями: оформить выставку детских работ.
Рисование, Тема: «Птица счастья» - познакомить с образом птицы – символом добра, счастья, благополучия; учить создавать образ сказочной птицы по мотивам образов, созданных народными мастерами (архангельские птицы из щепы, гжельские, хохломские)
- Внести в группу веточки тополя - предложить вдохнуть аромат почек, полюбоваться совершенством их формы, гармонией цвета.
- Предложить краски для их смешивания и получения новых оттенков.
- Предложить детям украсить растительным орнаментом бумажную тарелочку – использовать элементы хохломской росписи.
- Инд. раб. «Роспись птицы» (рисование) - учить концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
- Рассказать о том, как художник Юрий Васнецов рисовал волшебные цветы и деревья.
- Инд. раб. «Украсим кукле платье» (рисование) - предложить нарисовать платье для кукол и украсить его народным орнаментом.
- Работа с родителями: Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова» - познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики.
Лепка Тема: «Жаворонки прилетите – весну принесите» - формировать умение детей лепить птиц из соленого теста, из целого куска путем раскатывания его в жгут, завязывания в узел; мелкие детали делать способом прищипывания и расплющивания; глазки сделать из гречневой крупы.
- Рассмотреть репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» - беседа по содержанию картины.
- Компьютерная презентация «Сороки» - познакомить детей с праздником прилета птиц сороки; развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы.
- П/И «Птички в гнёздышках» - развивать двигательную активность.
- Д/Игра «Назови птиц которые прилетают к нам весной» - предложить рассмотреть картинки птиц, вспомнить названия
- Организовать выставку пейзажной живописи по теме «Весна».
- Рассмотреть альбом с иллюстрациями дымковской игрушки.
- Инд. раб. Побудить детей на основе игровой мотивации выполнять работы в технике обрывания бумаги (по своему желанию)
- Работа с родителями: привлечь родителей испечь настоящих жаворонков и устроить чаепитие.
АПРЕЛЬ
Рисование, Тема: «Солнышко – ведрышко покажись» - создавать образ солнышка, передавать свое отношение к солнышку средствами изобразительной деятельности.
- На прогулке обратить внимание на приход весны. Полюбоваться набухшими почками, первой травой, цветами, небом, солнцем.
- Разместить на «Полочке красоты» веточки с набухшими почками клена, тополя, черемухи и т. д.
- Предложить краски для активного экспериментирования с ними.
- Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода» - формировать умение детей воспринимать пейзажную живопись; беседа по картине.
- Игра «Солнышко» - разучить слова игры.
- Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Весна».
- Игра «Скажи, какое?» - подобрать прилагательные-определения (солнышко-яркое, светлое, лучистое; небо-голубое, лазурное, ясное).
- Рассмотреть иллюстрации с изображением подснежника. Предложить вслушаться в название этого цветка и догадаться, почему его так назвали.
- Работа с родителями: Оформить папку- передвижку на тему: «Советы родителям по работе с краской и соленым тестом».
Лепка Тема: «Козонька рогатая, козонька бодатая» - продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства; создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки; закрепить способ лепки козлика на основе овоида или цилиндра.
- Чтение сказок «Два козлика», «Две козочки» - развивать интерес к устному народному творчеству; желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев.
- Игра «Шла коза по лесу» - закрепить слова и правила игры.
- Предложить детям бумагу разной фактуры для вырезывания фигур округлой формы и наклеивания их на бумагу.
- По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести детей к эмоциональному отклику на восприятие их цвета.
- Предложить гуашь и восковые мелки для раскраски различных изображений.
- На прогулке обратить внимание на весеннюю погоду, полюбоваться вместе с детьми пушистой вербой, вдохнуть аромат клейких почек тополя.
- Работа с родителями: Оформить выставку детских рисунков с использованием нетрадиционных техник рисования.
Аппликация, Тема: «Украшение яиц» - продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи; закрепить умение украшать силуэт яйца методом мозаичной живописи в теплой или холодной гамме. Развивать творчество, эстетическое восприятие.
- Компьютерная презентация «Пасха – светлое Воскресенье Христово» - познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, развивать интерес к традициям народа: красить яйца, печь куличи; воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.
- Сюрпризный момент: обратить внимание детей на корзину с деревянными крашенными яйцами – посанками и крашенками – рассмотреть, полюбоваться, выбрать понравившееся.
- Слушание колокольного звона – аудиозапись.
- Игра «Чьё яйцо дольше прокрутится» - дети одновременно раскручивают яйца, как волчок; выигрывает тот, чьё яйцо дольше прокрутится.
- Игра «стуканье яиц» - дети бьются яйцами, ударяя их друг о друга, чьё яйцо крепче, тот и выиграл.
- Индив. раб. Предложить детям рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой: орнамент в овале.
- Организовать выставку книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
- Индив. раб. Предложить детям пластилин для лепки простейших предметов округлой формы, изменяя их с помощью налепов, дополняя деталями.
- Работа с родителями: Анкетирование на тему: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей».
МАЙ
Рисование + Аппликация, Тема: «Пограничники не дремлют у родного рубежа» - учить рисовать военную технику (самолеты, танки, корабли) и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию; воспитывать уважение, чувство благодарности к защитникам отечества.
- Рассказ педагога о празднике День Победы, о традиции русского народа с давних времен защищать Родину-мать.
- Слушание песни День Победы (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) – познакомить с муз. творчеством на военную тематику.
- П/И: «Тяжело в ученье-легко в бою», «Самолеты», «Моряки» - воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск.
- Поиграть с детьми в игру «Что на что похоже?» - рассмотреть с детьми рисунки-силуэты; предложить соотнести силуэты предметов с черно-белыми картинками..
- Работа с родителями: Оформить альбом «Памятники защитникам нашей Родины».
Аппликация, Тема: «Как я люблю одуванчики» - развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в природе.
- Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки.
- Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е. И. Чарушина
- Индив. раб. «Цветы весны» - изображение веточки сирени или черемухи и окружающего их фона методом мозаичной живописи в теплой или холодной гамме. Развивать творчество, эстетическое восприятие.
- Рассмотреть с детьми репродукции произведений художников: П. Кончаловского «Сирень», В. Дмитриевского «Черемуха цветет», М. Сарьяна «Цветы» и др. - обратить внимание на то, как художники передают свое отношение к цветам. Напомнить детям приемы работы гуашевыми красками методом мозаичной живописи, при изображении веточки сирени или черемухи.
- Предложить краски для получения новых цветов и оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.
- На прогулке обратить внимание на красоту распустившейся сирени и других цветущих растений на участке детского сада.
- Работа с родителями: Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.
Лепка Тема: «Мы печем пшеничные пироги отличные!» - рассказать детям о труде, ремесле, объяснить смысл пословицы «Труд кормит и одевает»; закрепить приемы оттягивания, прищипывания, раскатывания.
- Компьютерная презентация: «Делу – время, потехе - час» - дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости; рассказать о мастерах – ремесленниках: кузнец, плотник, сапожник, хлебопек.
- Игры «Кому, что нужно для работы?», «Что делает плотник?».
- Предложить детям краски для закрепления приема вливания цвета в цвет.
- Рассмотреть с детьми работы, выполненные ими в начале года, сравнить с теми, которые они выполнили сейчас. Подробно проанализировать достижения каждого ребенка.
- Предложить детям выложить журавлика из семечек дыни или тыквы по силуэту.
- Рассмотреть картину П. П. Кончаловского «Сухие краски»
- Разместить букет сирени на «Полочке красоты».
- Предложить детям пластилин для закрепления приемов оттягивания, прищипывания.
- Подведение итогов и проведение диагностики.
ЛИТЕРАТУРА
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2010 г.
- Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб, 2010 г.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. - СПб, 2004г.
- Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2003г.
- «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997, с. 21.
- Романова А. Ф. Народные промыслы. - 2003 г.
- Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской
народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет - Мозаика-Синтез. – 2010г.
- Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”
- И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”
- Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”
- Д. Н. Колдина “Рисование с детьми 4-5 лет”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...
Творческий отчет по теме: « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность»
Творческий отчёт за 5 лет....
Открытый просмотр «Березовая роща» (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)
Конспект открытого занятия (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)....