Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА».
рабочая программа (старшая группа)
Программа кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_multistudiya-kapitoshka.docx | 60.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №182 г. Владивостока»
Утверждено И.о.заведующего МБДОУ ___________ «___» _______________ 20 __ г. Приказ №_____ |
Принято
Советом педагогов МБДОУ
«___» ________________ 20__ г.
Протокол №____
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА»
Автор:
Донник И.Г.-воспитатель высш.кв.категории
Срок реализации: 1 год
г. Владивосток
2020
Содержание
№ | Наименование | Стр. |
1 | Введение | 3 |
2 | Актуальность | 3 |
| Цель, задачи рабочей программы | 5 |
| Методологическая основа программы | 5 |
| Организация работы по программе | 6 |
| Планируемые результаты освоения рабочей программы | 8 |
Оценка уровня изобразительной и анимационной деятельности детей | 9 | |
План занятий кружка мультистудии | 12 | |
Оборудование и программное обеспечение мультистудии | 12 | |
Процесс создания мультфильма (последовательность действий) | 13 | |
Учебно-тематический план | 14 | |
Календарно-тематическое планирование | 17 | |
Перспективное планирование кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА» | 20 | |
Возможность трансляции опыта | 27 | |
Литература | 28 |
Введение
Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма педагог выступает связующим звеном между ребенком и взрослым для раскрытия их внутреннего мира в процессе увлекательного занятия – создания своими руками анимационного фильма.
Мультфильмы – это очень эффективный инструмент для развития ребенка. С их помощью можно увлечь ребенка в процесс обучения.
Все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта? Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.
Актуальность
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление, а самое главное – речь. Речь, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями у детей дошкольного возраста – на сегодняшний день – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Значение сформированной речи детей в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных формах.
Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Цель программы: Создание условий для реализации познавательной и творческой активности, а также формирования связной речи и навыков речевого общения детей в процессе создания мультипликационных фильмов методом покадровой съемки с применением цифровых технологий.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов.
- Развивать инициативное творческое начало, способность ребенка к решению проблемно-поисковых ситуаций.
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность и саморегуляцию в процессе создания мультфильмов.
- Формировать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Стимулировать к самостоятельной художественной и конструктивной деятельности детей в процессе изготовления персонажей и декораций.
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения и видами мультипликации.
- Познакомить с технологией создания мультипликационных фильмов.
- Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
- Обогатить словарный запас детей.
- Формировать навыки связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи.
- Знакомить с книжной культурой, детской литературой.
Методологическая основа программы
Программа кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Принципы и подходы к реализации программы:
- «Развитие через деятельность» (Дьюи Д.: учет интересов детей; развитие через обучение мысли и действий; познание и знание – следствие преодоления трудностей);
- Принцип наглядности: у детей формируются представления в процессе наблюдений, рассматривания картин, наглядных пособий и просмотра видеоматериала.
- Тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу «Мультистудии» в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно.
- Принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от изготовления простых по форме персонажей и декораций до более детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей.
Организация работы по программе
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Наполняемость групп: 6-8 детей. Образовательная деятельность проводится в течение 1 года с октября по май месяц 2 раза в неделю. Длительность занятий: 25-30 минут, всего за год 68 занятий.
Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учетом требований СанПинов, возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, его интересов и возможностей самовыражения. Важно сохранение детского восприятия мира при выполнении учебных задач, поставленных педагогом. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности. Тематика занятий подчинена сценарному сюжету создаваемых мультфильмов. Вся образовательная деятельность предполагает творческую основу с использованием игровых ситуаций. Особенно это важно на этапе съемки. Например, дети имитируют движения персонажа: подъем руки, наклон туловища, ходьба и т.д., проигрывают действия персонажа-марионетки в режиме реального времени. При этом делаются акценты на статику (остановку движения), развитие чувства ритма. Такие упражнения помогают увидеть и прочувствовать движение. Кроме того, это физическая разгрузка и моральное раскрепощение ребят. Благодаря этому на занятиях отсутствует однообразие, скука. Повышается творческий интерес к любому заданию педагога.
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках Программы.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, практической деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
- Словесный метод - устное изложение, беседа.
- Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
- Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
- Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
- Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
В том, что студия находится непосредственно в детском саду и работает с воспитанниками из одной группы, есть свои положительные стороны.
- Происходит раннее приобщение детей к новой творческой деятельности, в процессе которой ребёнок осознаёт себя как творца, раскрываются его дарования, пробуждается любознательность, расширяются границы познания мира.
- Студийцы являются воспитанниками одной возрастной группы, поэтому детский коллектив уже сплочен и достаточно организован. Детям легче найти общий язык друг с другом и договориться о распределении обязанностей. Педагог хорошо знает индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, что позволяет ему применять наиболее эффективные методы и приёмы при проведении образовательной деятельности.
- Задачи по овладению детьми выразительными средствами разных видов искусств, смежными с языком киноискусства (образы, движение, речь, музыка), решаются на проводимых в детском саду занятиях по изобразительной деятельности, музыке, развитии речи, познавательном развитии. На занятиях по изобразительной деятельности у воспитанников формируются изобразительные навыки и умения, техника рисования различными материалами, художественно-эстетическое восприятие, образное мышление, они знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, законами композиции, цветопередачи. На занятиях по музыке у детей происходит знакомство с жанрами, характером, настроением музыкальных произведений, особенностями ритма, динамикой, тембром; формируется слуховое восприятие, развиваются музыкально-ритмические, двигательные навыки. На занятиях по развитию речи ребёнок учится сочинять рассказы на темы из личного опыта; использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей, формируется умение развивать сюжетную линию. На занятиях по познавательному развитию у дошкольников происходит расширение кругозора, формирование целостной картины мира, развитие мышления, воображения. Студийцы проявляют усвоенные знания при создании мультфильмов. Главным средством, позволяющим сохранить в мультипликации единство всех видов деятельности, является содержательная сторона создаваемого мультфильма.
Занятия студии включены в режим дня и носят непрерывный и систематический характер, что позволяет сделать длительное ожидание конечного результата (премьеры фильма) менее заметным, сохраняется интерес к деятельности. Воспитанники проходят все этапы создания фильма в процессе совместной или индивидуальной работы.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Посредством активной мультипликации у детей:
- формируются социально-коммуникативные навыки;
- повышается мотивационная активность;
- развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
Дети знают основные теоретические сведения о мультипликации, этапы и способы создания мультипликационных фильмов, разделение обязанностей по видам творческой деятельности при создании фильма (сценарист, художник, аниматор, режиссер, звукорежиссер), способы работы с различными художественными материалами;
Дети умеют работать по готовому сценарию, изображать персонажей и их место действия в фильме, выполнять покадровую съемку для осуществления фильма, работать в творческой группе, согласовывая свои действия в разных видах деятельности.
Оценка уровня изобразительной и анимационной деятельности
детей
Отслеживание результатов деятельности детей в процессе реализации программы осуществляется на диагностических занятиях в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.
Цель: определение уровня изобразительной и анимационной деятельности детей.
Форма проведения: может проводиться индивидуально или по подгруппам (2-3 человека).
Инструкция.
1 задание. Ребенку предлагается серия картинок, на которых изображены кадры из мультипликационных фильмов (рисованные, аппликационные, объемные), среди которых нужно найти определенный вид анимации.
2 задание. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- Как создается мультфильм?
- Кто работает над созданием мультфильма?
- Что делает режиссер, сценарист, художник, аниматор, звукорежиссер, оператор?
3 задание. Ребенку предлагается нарисовать сцену из любимого мультфильма.
Материал:
-серия картинок, на которых изображены кадры из мультипликационных фильмов (рисованные, аппликационные, объемные);
- лист бумаги формата А4, простой карандаш, фломастеры, кисти, гуашь, баночка с водой.
Оценка результатов проводится по 3-бальной системе, по разработанным нами критериям:
- общая осведомленность о процессе создания анимационных фильмов;
- навыки анимационной деятельности;
- передача образов;
- композиционное решение художественных работ;
- навыки работы с художественными материалами;
- композиционное решение художественных работ;
- воображение.
Суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется общая сумма результатов, которая соотносится с уровнем изобразительной и анимационной деятельности детей.
Высокий уровень: 17-21 баллов
Ребенок имеет сформированное представление о процессе создания и видах анимационных фильмов, владеет навыками анимационной деятельности; в рисунке передает сходство с реальными предметами и объектами, свободно ориентируется на листе бумаги, владеет навыками работы с разными художественными материалами, использует широкий спектр цветовой гаммы, свободно придумывает и воплощает в рисунке задуманную идею.
Средний уровень: 11-16 баллов
Ребенок имеет представление о процессе создания и видах анимационных фильмов, частично владеет навыками анимационной деятельности; в рисунке встречаются ошибки при передаче сходства с реальными предметами и объектами, расположении на листе бумаги, владеет навыками работы с художественными материалами, подбирает цвета, создает изображение самостоятельно при небольшой словесной помощи взрослого.
Низкий уровень: 7-10 баллов
Ребенок имеет нечеткое представление о процессе создания и видах анимационных фильмов, не владеет навыками анимационной деятельности; испытывает трудности при передаче в рисунке реальных предметов и объектов, не ориентируется на листе бумаги, неуверенно владеет техникой работы художественными материалами, использует ограниченную цветовую гамму, делает лишь некоторые попытки создания сюжета.
Критерии оценки результатов:
Общая осведомленность о процессе создания анимационных фильмов
З балла - У ребенка сформированы представления о процессе создания и видах анимационных фильмов: о профессиях: сценарист, художник-аниматор, оператор, режиссер. Ребенок владеет такими понятиями, как: анимация, съемка, сценарий, кадр, план, панорама, титры, озвучивание и использует их в своей речи.
2 балла - Ребенок имеет представление о процессе создания и видах анимационных фильмов; о профессиях: сценарист, художник-аниматор, оператор, режиссер, звукорежиссер и их значимости; знаком с такими понятиями, как: анимация, съемка, сценарий, кадр, план, панорама, титры, озвучивание.
1 балл – Ребенок имеет нечеткое представление о процессе создания и видах анимационных фильмов (рисованные, аппликационные, объемные), о таких понятиях, как: анимация, съемка, сценарий, кадр, план, панорама, титры, озвучивание; знает название некоторых профессий людей, принимающих участие в создании мультфильма, но не понимает их значимости.
Навыки анимационной деятельности
3 балла – Ребенок свободно владеет навыками анимационной деятельности: располагает и перемещает предметы в пространстве, самостоятельно выполняет съемочный процесс.
2 балла - Ребенок частично владеет навыками анимационной деятельности, иногда нуждается в помощи при расположении и перемещении предметов в пространстве, выполнении съемочного процесса.
1 балл - Ребенок не владеет навыками анимационной деятельности, нуждается в помощи при расположении и перемещении предметов в пространстве, выполнении съемочного процесса.
Передача образов
3 балла - Ребенок передает сходство с реальными объектами и предметами; форму, строение, пропорции, использует ось симметрии; изображения динамичны, присутствуют характерные позы, жесты, мимика.
2 балла - Ребенок передает сходство с реальными объектами и предметами; встречаются незначительные ошибки при передаче формы, строения, пропорций; предпочитает статичные позы при изображении объектов.
1 балл - Ребенок испытывает трудности при передаче в рисунке реальных предметов и объектов; изображает обобщенные формы, строение передает примитивно (главные части), без детализации.
Композиционное решение художественных работ
3 балла – Ребенок свободно ориентируется на листе бумаги; выделяет линию горизонта; передает дальний, средний и ближний планы.
2 балла – Ребенок ориентируется на листе бумаги, выделяет линию горизонта, но допускает ошибки при изображении предметов и объектов на разных планах.
1 балл - Ребенок не ориентируется на листе бумаги, не выделяет линию горизонта, не передает планы.
Навыки работы с художественными материалами
3 балла – Ребенок свободно владеет навыками работы разными художественными материалами: гуашь, акварель, восковые карандаши, фломастеры; самостоятельно выполняет изображение в разных техниках: по-сырому, мазками, отпечатыванием; движения быстрые, уверенные, разнообразные.
2 балла – Ребенок владеет навыками работы художественными материалами: гуашь, акварель, восковые карандаши, фломастеры, нуждается в помощи при использовании некоторых техник изображения; движения достаточно уверенные, хотя и не столь быстрые.
1 балл - Ребенок неуверенно владеет техникой работы художественными материалами; движения неуверенные, хаотичные.
Цветовое решение художественных работ
3 балла - Ребенок использует в работе широкий спектр цветовой гаммы для передачи настроения, отношения к изображаемому, знает свойства цвета (светлота, насыщенность, контраст), самостоятельно умеет получать новые оттенки, пользоваться палитрой.
2 балла - Ребенок передает характерные признаки предметов цветом – свое отношение к изображаемому, умеет пользоваться палитрой, получать цветовые оттенки, иногда спрашивает совета при подборе цветов, не всегда верно дает характеристику цветовым отношениям.
1 балл - Ребенок создает изображение в цвете, но цветовая гамма работ весьма ограничена. Умеет пользоваться палитрой, нуждается в подсказке при подборе цветовых оттенков.
Воображение
3 балла – Ребенок свободно придумывает и воплощает в рисунке задуманную идею; образы хорошо узнаваемы и эмоционально выразительны.
2 балла – Ребенок создает изображение самостоятельно при небольшой словесной помощи взрослого; образы узнаваемы, но мало эмоциональны.
1 балл – Ребенок отказывается рисовать или делает лишь некоторые попытки; образы мало узнаваемы и невыразительны.
План занятий кружка мультистудии:
1. Обсуждение предстоящего задания (сюжета, героев, используемых материалов)
2. Зарядка-разминка
3. Деятельность по созданию мультфильма
4. Рефлексия
Оборудование и программное обеспечение мультистудии:
- видеокамера с функцией покадровой съемки;
- штатив, на который крепится видеокамера;
- настольная лампа;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Windows Movie Maker);
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
- диски для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
Процесс создания мультфильма (последовательность действий)
1. Подбор материала для сценария. В зависимости от поставленных целей, можно предложить детям сделать мультфильм по авторскому произведению или сочинить рассказ, сказку или стихотворение самим. Для этого используются такие приемы и игровые упражнения, как:
- сочинение истории по собственному рисунку, поделке;
- коллективное составление истории по заданной теме;
- придумывание истории на основе предметных ассоциаций;
- игровые упражнения «придумай рифму», «добавь слово».
2. Выбор анимационной техники.
3.Далее делается раскадровка - последовательность рисунков, помогающих визуально представить сюжет с помощью ключевых кадров, отображающих смену плана или действия. С детьми педагог обсуждает сцены, персонажи и декорации, которые надо будет нарисовать
4. Изготовление фонов и персонажей. Используется масса для лепки или пластилин, конструктор ЛЕГО, бросовый материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые куклы. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А затем он может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.
5. Съемка анимационного фильма.
6. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
7. Монтаж фильма (верстка). В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки и монтировать фильм.
Учебно-тематический план
Тема занятия | Программное содержание | Кол-во часов |
Ознакомительное занятие | Познакомить детей с понятиями «анимация» и «мультипликация», с историей возникновения анимации, видами мультипликации, с профессиями в мультипликации. Дать представление о том, как создается движение в мультипликационных фильмах. Развивать внимание, память при рисовании персонажа из знакомого мультфильма. Воспитывать уважение к творчеству российских аниматоров. | 5 |
Выбор или сочинение литературного произведения | Дать детям знания о создании композиции анимационного фильма (вступление, развитие сюжета, кульминация, развязка, заключение). Познакомить с понятиями: действие, событие. Формировать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства при составлении рассказов, сказок. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающему миру. | 4 |
Написание сценария | Познакомить детей с понятиями: сценарий, раскадровка, темп и ритм при передаче движения. Формировать умение выделять сцены из текста, представлять их и воплощать в рисунке. Формировать умение передавать через пластику и мимику особенности движения и характера различных персонажей, увиденных на экране и созданных самими детьми. Развивать актёрские способности детей. Воспитывать самостоятельное регулирование собственного поведения, уверенности и позитивной установки. | 3,5 |
Создание персонажей | Познакомить детей с технологиями изготовления персонажей. Формировать изобразительные навыки и умения детей при изготовлении персонажей мультфильма, учитывая то, какие подвижные и неподвижные части у него будут; навыки работы с художественными материалами, ножницами и другими материалами при подготовке персонажей. Развивать воображение, образное мышление. Воспитывать творческую активность и самостоятельность. | 2 |
Изготовление отдельных частей персонажей, передающих фазы движения | Познакомить с понятиями: фазы движения в мультфильме. Формировать умение передавать в рисунках, в лепке движение персонажа в пространстве (поворот или наклон головы, моргание, взмах крыльями и т.д.). Развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать старательность, усердие. | 1,25 |
Изготовление декораций | Познакомить детей с понятием: декорации, фон и панорама (горизонтальная и вертикальная). Формировать изобразительные и композиционные навыки и умения воспитанников при изготовлении пейзажей, интерьеров. Развивать чувство цвета, ритма, динамики. Воспитывать аккуратность и ответственность исполнения работы. | 4,5 |
Съемка | Познакомить детей с оснащением для съемочного процесса, правилами техники безопасности в процессе съемки, ролью оператора в съемочном процессе, понятием и значением кадра, планов (крупный, средний и общий) и их смены, наезда и отъезда. Формировать навыки и умения анимационной деятельности в процессе съемки. Воспитывать согласованность действий друг с другом, ответственное отношение к процессу съёмки. | 6,25 |
Подбор музыкальных произведений, озвучивание фильма | Создать представление у детей о роли звукового оформления фильма. Формировать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства, передавать интонационно характер и настроение персонажей, умение различать характер музыкальных произведений, связывать музыку с анимационным образом. Развивать речевой и музыкальный слух. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературный текст и на музыку. | 6,5 |
Подведение итогов. Премьера фильмов | Повторить с детьми технологию создания мультфильма, виды мультипликации. Формировать умение работать в коллективе, договариваться друг с другом при выполнении заданий, требующих совместных действий. Развивать художественные, актерские способности. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, интерес к изобразительному и анимационному искусству. | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Формы и виды детской деятельности | Предполагаемый результат |
Октябрь | Все о мультипликации: 1. «Путешествие в мир мультипликации». 2. Парад мультпрофессий. 3. Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма. 4. Как оживить картинку. 5. Создаем название мультистудии. «Заставка» в технике перекладка. | - просмотр отрывков из первых анимационных фильмов; - просмотр презентации; -просмотр разных видов анимационных фильмов; -беседы по содержанию мультфильмов; -деятельность по поиску информации; - деятельность по созданию заставки мультистудии. | -создание альбома рисунков «Мой любимый мультфильм»; -дети владеют понятийным аппаратом мультипликации; - создание заставки-названия мультистудии; - фотоотчет. |
Ноябрь | Предметная(кукольная) анимация: 1.История кукольной анимации. 2.Для чего нужны декорации. 3.Мульт – команда: как куклы двигаются, приемы работы с фотоаппаратом. 4.Первый результат: озвучиваем мультфильм, монтаж. | - Подготовка материалов для деятельности; - придумывание сюжета; -определение героев и их действий; -работа с фотоаппаратом -озвучиние готового мультфильма. | - мультфильм в технике предметной анимации. -фотоотчет о съемке мультфильма. |
Декабрь | Плоскостная анимация: (перекладка) 1.История на бумаге -конкурс сюжетов. 2.Как герои двигаются. 3.Декораторы – оформители. 4.Мульт – команда: работа с освещением 5.Мы-звукорежиссеры, монтаж фильма. | - просмотр мультфильма; - обсуждение сюжетов; -беседа о технике перекладка, мульт – профессиях; -экспериментирование с освещением; -изготовление декораций и персонажей; - съемка и озвучивание мультфильма. | - мультфильм в технике «перекладка»; -фотоотчет о съемке мультфильма. |
Январь | Сыпучая анимация: 1.Сыпучие материалы: из чего можно сделать мультфильм. 2.Сыпучий сюжет – командная работа. 3.Рождение мультфильма | - Исследовательская деятельность; - чтение худ.произведений о зиме; -фотосъемка; - озвучивание готового мультфильма. | - мультфильм в технике «сыпучая анимация»; -фотоотчет о съемке мультфильма. |
Февраль | Лего-анимация: 1.Лего-фигурки в мультфильмах 2. Как фигурки передвигать? 3.Профессия режиссер! 4. Озвучивание героев. Приёмы монтажа. | -просмотр мультфильма; - разработка сценария; -коммуникативные игры; -групповая работа; -съемка и озвучивание мультфильма; - работа с ПК. | - у детей формируются представления о монтаже мультфильма, навыки работы с ПК; - мультфильм в технике «лего- анимация»; -фотоотчет о съемке мультфильма. |
Март | Пластилиновая анимация: 1. Выбор сюжета для мультфильма. 2. Творческая мастерская – создание персонажей мультфильма. 3.Экранизация: работа с ПК «Сказка оживает» 4.Видеосалон «Наши чудеса». | - рассматривание иллюстраций; - лепка героев мультфильма; - беседы о пластике персонажей; - экспериментирование; - работа с ПО; - озвучивание созданного мультфильма. | -мультфильм в технике «Пластилиновая анимация»; -фотоотчет о съемке мультфильма. |
Апрель | Объемная анимация: 1.Использование различных техник в одном мультфильме. 2.Подготовка героев и декораций. 3.Профессия режиссер! 4.Мы – звукорежиссеры. Подбираем музыку. | - сочинение историю; - изготовление персонажей и декораций; - съёмка мультфильма; - работа с ПК; - запись звуков; - экспериментирование. | - мультфильм в технике объемная анимация; -фотоотчет о съемке мультфильма. |
Май | Техника – пиксиляция. 1-3. Создание коллективного фильма-отчета о жизни в детском саду. 4.Создание своего диска мультфильмов. Просмотр мультфильмов. | - создание фильма; - работа с ПК; -просмотр видеоматериала. | -фотовыставка; - запись диска с мультфильмами; - фильм о жизни детей в детском саду; - создание книги собственных историй; - выступление на итоговом родительском собрании. |
Перспективное планирование кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА»
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Неделя | ||||
Октябрь: «Все о мультипликации» - 5 часов | |||||||
1 | Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации»
| Вводное занятие. Дошкольники совершают путешествие во времени. Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. | 1 неделя | ||||
2 | Парад мультпрофессий. | Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина» Подвижная игра «Отгадай профессию» | 2 неделя | ||||
3 | Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма. | Практическое занятие. Элементарное знакомство с процессом съемки. Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения. | 3 неделя | ||||
4 | Как оживить картинку. | Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках. Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот». | 4 неделя | ||||
5 | Создаём название мультстудии. «Заставка» в технике перекладка. | 1.Все вместе придумываем название своей мульт-группы. Вырезаем или вылепливаем из пластилина буквы которые есть в название. 2.Покадровая съёмка движения букв. 3.Монтаж и наложение звука. Просмотр. | 5 неделя | ||||
Ноябрь: «Предметная (кукольная) анимация» - 4 часа | |||||||
6 | История кукольной анимации Придумывание сюжета | Просматривают кукольные мультфильмы. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. | 1 неделя | ||||
7 | Для чего нужны декорации? Подготовка декораций
| Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. | 2 неделя | ||||
8 | Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев Съемка мультфильма | Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. | 3 неделя | ||||
9 | Озвучиваем мультфильм. Монтаж. | При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» | 4 неделя | ||||
Декабрь: «Плоскостная анимация «Волшебный праздник» - 5 часов | |||||||
10 | История на бумаге Придумывание сюжета | Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок») Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» | 1 неделя | ||||
11 | Как герои двигаются? Изготовление подвижных фигурок из картона | Дети придумывают характерные особенности главных персонажей. Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. | 2 неделя | ||||
12 | Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций | Повторяют сюжет придуманной сказки. Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» | 3 неделя | ||||
13 | Мы - аниматоры | На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Работа с освещением. Игра «Раз картинка, два картинка» | 4 неделя | ||||
14 | Мы -звукорежиссеры. Монтаж фильма. | Игра «Говорим разными голосами» При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. | 5 неделя | ||||
Январь: «Сыпучая анимация «Рисовая история» - 3 часа | |||||||
15- 16 | Из чего можно сделать мультфильм? Создание рисовой истории | Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» | 2-3 недели | ||||
17 | Рождение мультфильма. Подборка музыкального сопровождения и просмотр готового мультфильма | Происходит отработка правильной постановки персонажей в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.
| 4 неделя | ||||
Февраль: «Лего-анимация «На страже Родины» - 4 часа | |||||||
18 | Лего фигурки в мультфильмах Придумывание сюжета | Просматривают мультфильм, изготовленный из конструктора «Лего». Разрабатывают совместно со взрослым сценарий будущего мультфильма. Распределяем роли. Игра «Паровозик предложений» | 1 неделя | ||||
19 | Как фигурки передвигать? Построение декораций фона, подборка героев | Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Подбор героев. | 2 неделя | ||||
20 | Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. | Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Покадровая съёмка. | 3 неделя | ||||
21 | Озвучивание героев. Монтаж. | 1.При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» 2.Записываем голоса героев | 4 неделя | ||||
Март: «Создание пластилинового мультфильма по мотивам русских народных сказок» - 5 часов | |||||||
22 | Беседа на тему «Выбор сюжета для пластилинового мультфильма». Работа по подготовке сценария мультфильма. | Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с использованием ИКТ «Узнай персонажа». Разработка сценария первого пластилинового мультфильма. | 1 неделя | ||||
23 | Творческая мастерская: Жили-были дед и баба…
| Создание персонажей мультфильма и декораций. Работа в микрогруппах: подготовка пластилина, вылепливание фигур, моделирование поз и мимики. Дидактическая игра «Фантазеры» | 2 неделя | ||||
24- 25 | Сказка оживает. | Практическая работа в группах. Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. | 3-4 недели | ||||
26 | Видеосалон «Наши чудеса». Озвучиваем мультфильм. Монтаж.
| Речевая разминка «Эхо» При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. | 5 неделя | ||||
Апрель: «Объёмная анимация «На другой планете» - 4 часа | |||||||
27 | Использование различных техник в одном мультфильме Придумывание сюжета | Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» | 1 неделя | ||||
28 | Подготовка пластилиновых и бумажных героев, кукол. Подготовка декораций из различных материалов | Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах.
| 2 неделя | ||||
29 | Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. | Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. | 3 неделя | ||||
30 | Как музыка влияет на характер сюжета? Озвучивание и монтаж | При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» | 4 неделя | ||||
Май: «Техника пиксиляция» - 4 часа | |||||||
31- 33 | Создание коллективного фильма-отчёта о нашей жизни в детском саду | Создание фильма в технике пиксиляция. | 1-3 недели | ||||
34 | Просмотр мультфильмов. | Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившихся мультфильмов. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильмах, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильмов. | 4 неделя | ||||
|
|
|
|
|
|
Возможность трансляции опыта
№ | Наименование опыта (что транслируется) | Кому транслируется | Способ трансляции | Срок |
1. | Просмотр мультипликационных фильмов | Воспитанникам ДОУ | Итоговое мероприятие «Вечер мультипликации» | В конце учебного года |
2. | Итоги работы кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА» | Родители (законные представители) | Родительское собрание Мастер-класс Вечера мультипликации | 1 раз в квартал |
3. | Участие в профессиональных конкурсах | Педагоги ДОУ | Работа в интернет сообществах | по желанию |
4. | Методические рекомендации по созданию мультфильмов в ДОУ | Педагоги района | Методические объединения Мастер-класс | с учетом плана методических объединений района |
5. | Размещение методической копилки «Мультистудия «КАПИТОШКА» | Воспитанники Родители (законные представители) Педагоги ДОУ Педагоги района | На сайте ДОУ | по мере её накопления |
Литература:
1. Больгерт Н. Больгерт С. Мультстудия Пластилин. — М.: РОБИНС, 2012
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — Спб.: Речь, 2014
3. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии. — Спб.: Речь, 2014
4. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2013
5. Казакова Р.Г, Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы»: Изд-во: Сфера, 2013г
6. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании; М.: Мозаика-Синтез, 2011 г
7. Красный Ю.Е, Курдюкова Л.И «Мультфильмы руками детей»; Изд-во: М.: Просвещение1990 г
8. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)
Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».
Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Мукосолька» художественно-прикладной направленности для детей 3-5 лет
В Программе представлена вся информация о кружке "Мукосолька":информационная карта Программы, цель и задачи Программы, целесообразность, актуальность, учебный план, перспективный план,...
Учебно-тематический план и содержание дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы кружка по речевому развитию «Речецветик на декабрь 2020 года»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, ...