ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Абрамова Надежда Евгеньевна

 

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения.

Программа кружка «Дорожная азбука» для детей 6 -7 лет направлена на реализацию наиболее важных задач для ребенка на этапе дошкольного детства - научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин, ибо ежегодно на дорогах России происходит огромное количество ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кружка пдд61.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                Приказом №                  от ________ 20__ г.

Протокол №                                                 Заведующая ___________ 

От                  20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА  «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

 Возраст учащихся: подготовительная к школе группа 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

                                              Разработала: воспитатель Абрамова Н.Е

Санкт – Петербург

2022г

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Раздел

1

Пояснительная записка

1.1 Направленность программы

1.2 Актуальность программы

1.3 Отличительные особенности программы

1.4 Адресат программы.

1.5 Цель и задачи 

1.6 Условия реализации программы

  • Кадровое обеспечение программы
  • Материально-техническое обеспечение программы 
  • Особенности организации образовательного процесса 
  • Сроки реализации
  • Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

1.7 Планируемые результаты.

2

Учебный план

3

Календарный учебный график

4

Рабочая программа

4.1 Целевой раздел рабочей программы

  • Цель
  • Задачи
  • Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей
  • Ожидаемые результаты освоения программы

4.2 Содержательный раздел рабочей программы

  • Содержание программы
  • Календарно - тематическое планирование
  • Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми ожидаемых результатов освоения программы.

4.3 Организационный раздел рабочей программы

  • Структура реализации образовательной деятельности 
  • Расписание занятий

5

Оценочные и методические материалы

  • Методическое обеспечение программы. Методическая литература
  • Диагностические критерии.
  • Диагностическая таблица.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы.

Программа кружка «Дорожная азбука» для детей 6 -7 лет направлена на реализацию наиболее важных задач для ребенка на этапе дошкольного детства - научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин, ибо ежегодно на дорогах России происходит огромное количество ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

  1. Актуальность программы.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения.

  1. Отличительные особенности программы.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.      Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.  Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

1.4 Адресат программы.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 6 лет. Рабочая программа «Дорожная азбука» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 3 октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 32 ч.

  1. Цель и задачи. 

Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Задачи.

Обучающие:

    Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на дорогах города, населённых пунктов.

    Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении.

Развивающие:

Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения

Воспитывающие:

   Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;

   Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя.

Реализуемые познавательные области:

  • Физическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Речевое развитие

Форма работы: групповая, индивидуальная.

1.6 Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение программы 

Квалификация педагогических работников участвующих в реализации данной программы, должна соответствовать действующему профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н, квалификация учебно-вспомогательных работников - установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Педагоги реализующие данную программу, обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (п.1.7, ст.48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года No 273-ФЗ).

Материально – техническое обеспечение программы:

  • Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
  • Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • Плакаты;
  • Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • Дорожные знаки.

Особенности организации образовательного процесса

Основной формой работы с учащимися по данной программе является занятие, продолжительность которого соответствует Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20; Гигиеническими нормативами по устройству , содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 1.2.3685-21; Постановлением главного санитарного врача Российской федерации от 30.06.2020 №16 «об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и возрастным нормам детей 5-7 лет 1 раз в неделю по 25 минут.

Проведение в дошкольном образовательном учреждении дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку, дневной сон и основную образовательную деятельность, не допускается. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения детей в процессе образовательной деятельности проводятся профилактика нарушений осанки, плоскостопия, оптимизация и чередование периодов интенсивной и умеренной физической нагрузки и покоя. Организация деятельности по программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия по программе проходят согласно расписанию.

Занятия по данной программе осуществляются во второй половине дня.

Организация деятельности обучающихся на занятии: групповая. 

Итоговые (открытые) занятия проводятся в середине учебного года и по окончанию годового курса обучения по данной программе в форме концерта, спектакля с участием родителей, на которых учащиеся могут показать свои знания, полученные за год.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения - 32 часа в год.

 Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: 

На занятиях с детьми по профилактике ДДТТ рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом необходимо вести «живой» диалог с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.  

 практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);

·        наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);

·        словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения);

видео метод – ИКТ (просмотр, обучение).

·        методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);

·        методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);

·        методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с моделями города, перекрестка дорог.)

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценирование;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

1.7 Планируемые результаты. 

В конце учебного года ожидаются следующие результаты:

   1. Расширить представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

   2. Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

   3.   Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    4.  Повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2022-2023 гг.

 Подготовительная к школе группа

Общее количество часов 32, количество занятий в неделю – 1.

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации /контроля

всего

теория

 практика

1

Вводное занятие

Вводный инструктаж

1

0,5

0,5

Обучающее занятие, игра

2

Диагностика уровня развития детей на начало года

1

0

1

Мониторинг

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Наш город

Занятие №3,4,5

«У каждой улицы есть имя»

 «Улица. Дорога. Светофор»

7

1

6

Практическое занятие, игры.

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Права и обязанности пешехода.

Занятие№1,2

 «Транспорт»

«Я пешеход».

Занятие №3,4

 «Дай скорее ответ – это правильно или нет»

 «Правила поведения на улице».

4

1

3

Практическое занятие, игры.

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Виды транспорта. Правила поведения в городском транспорте

Занятие№1,2

«Какой бывает транспорт».

Занятие №3,4

«Поездка на автобусе»

 «Когда мы пассажиры».

3

1

2

Практическое занятие, игры.

6

6.1

6.2

6.3

Работа инспектора ГБДД.

Занятие №1,2

«Кто регулирует движение транспорта и пешеходов».

Занятие №3

 «Что такое пешеходный переход».

4

1

3

Практическое занятие, игры.

7

7.1

7.2

7.3

Дорожные знаки. Правила перехода дороги

Занятие№1,2   

«Как правильно переходить дорогу».

Занятие №3,4

«Дорожные знаки».

4

1

3

Практическое занятие, игры.

8

8.1

8.2

8.3

8.4

Правила и безопасность дорожного движения

Занятие№1,2

«О чем разговаривает улица».

Занятие №3,4

«Где можно и где нельзя играть».

5

1

4

Практическое занятие, игры.

9

9.1

Средства индивидуальной мобильности (СИМ)

Занятие№1,2

«КВН “Знатоки дорожных правил».

Занятие №3,4,5 

«Дорожные ловушки».

2

0

2

Практическое занятие, игры.

Досуговое мероприятие.

10

Закрепление правил дорожного движения.

Занятие№1,2

«Мой дом - моя улица».

Диагностика уровня усвоенного материала за год

1

0

1

Мониторинг

Итого:

32

6

26

3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2022 – 2023 гг. обучения 

Подготовительная к школе группа

 

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания

обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

3.10.2022г.

26.05.2023г.

32

32

1 раза в неделю

         


4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

4.1 Целевой раздел рабочей программы.

Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Обучающие:

    Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на дорогах города, населённых пунктов.

    Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении.

Развивающие:

Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения

Воспитывающие:

   Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;

   Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя.

Реализуемые познавательные области:

  • Физическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Речевое развитие

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 6-7 лет

Ребенок 6—7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 7 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек- Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребенка 6—7 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 6—7лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения ребенок может:

-  озвучить и использовать правила перехода через дорогу, обязанности пешеходов.

- озвучить и применить правила посадки, высадки в различных видах транспорта, элементарные правила поведения в общественном транспорте, знаком с обязанностями пассажиров.

- описать труд сотрудника ГИБДД, в том числе регулировщика.

- описать элементы улицы, дороги, безопасные места для игр, дорожную разметку, дорожные знаки, работу светофора.

- описать виды и способы безопасного использования СИМ.

4.2 Содержательный раздел рабочей программы.

Содержание программы

№ занятия и тема.

Цель и задачи НОД

Формы работы

Октябрь

Занятие№1,2

Диагностика

Наш город

Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе.

Опрос. Диагностические ситуации

Занятие №3,4,5

«У каждой улицы есть имя»

 «Улица. Дорога. Светофор»

Уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах.

Воспитывать в детях чувство ответственности, помочь им усвоить, к чему может привести нарушение ПДД.

Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре. Расширить представление детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся различные учреждения.

Закреплять названия транспортных средств.

Закреплять знание геометрических фигур, основных цветов.

Беседа, рассматривание плаката, экспериментирование,

дидактическая игра, физкультминутка, подвижная игра, чтение, рисование.

Ноябрь

Занятие№1,2

 «Транспорт»

«Я пешеход».

Права и обязанности пешехода.

Дать представление о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним.

Продолжать учить детей узнавать и называть транспортные средства.

 Называть основные части грузовой машины: кабина, кузов, окно, колеса, их назначение и назначение грузового транспорта.

Наблюдение, целевая прогулка, беседа, загадки, дидактическая игра, подвижная игра, словесная игра.

Занятие №3,4

 «Дай скорее ответ – это правильно или нет»

 «Правила поведения на улице».

Сформировать элементарные правила поведения на улице.

 Закрепить значения слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

Воспитывать наблюдательность, осторожность.

Беседа, игровая ситуация, чтение, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра.

Декабрь

Занятие№1,2

«Какой бывает транспорт».

Виды транспорта. Правила поведения в городском транспорте

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения, художественное слово.

Расширять кругозор детей.
Развивать у детей смекалку и сообразительность.

Воспитывать внимание, терпение.

Занятие №3,4

«Поездка на автобусе»

 «Когда мы пассажиры».

Сформировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления.

Развить умение оценивать действия пешеходов и пассажиров как правильные - безопасные и неправильные – опасные.

Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте.

Воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Январь

Занятие №1,2

«Кто регулирует движение транспорта и пешеходов».

Работа инспектора ГБДД.

Дать начальное представление о работе регулировщика.

Закрепить знание сигналов

светофора.                                                                                                      

Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывать уважительное отношение к работникам полиции.

Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.

Занятие №3

 «Что такое пешеходный переход».

Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару.

Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход».

 Воспитывать внимание, терпение.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, игровая ситуация, аппликация, чтение.

Февраль

Занятие№1,2   

«Как правильно переходить дорогу».

Дорожные знаки. Правила перехода дороги

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта.

Закреплять практические навыки поведения при переходе дороги. Учить применять их в различных ситуациях.

Развивать мышление, память, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.

Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям, коллективизм.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, чтение, сюжетно-ролевая игра.

Занятие №3,4

«Дорожные знаки».

Расширять знания детей о дорожных знаках.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге.

Формировать навыки осторожного поведения на улице.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, игровая ситуация, конструирование, чтение.

Март

Занятие№1,2

«О чем разговаривает улица».

Правила и безопасность дорожного движения

Закрепить знания детей о светофоре.

Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении.

Развивать наблюдательность, зрительную память.

Развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать полным ответом.

Беседа, чтение, дидактическая игра, физкультминутка, составление рассказа по сюжетным картинкам, подвижная игра.

Занятие №3,4

«Где можно и где нельзя играть».

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе.

 Научить их необходимым мерам предосторожности. Формировать навыки осторожного поведения на улице.

Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.

Апрель

Занятие№1,2

«КВН “Знатоки дорожных правил».

Средства индивидуальной мобильности (СИМ)

Закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице.

Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.

 Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков.

 Воспитывать внимание, сосредоточенность.    

Загадки, подвижные игры, игровая ситуация, дидактическая игра.

Занятие №3,4,5 

«Дорожные ловушки».

Обобщить знания детей по теме.

Закрепить понятия «опасные и безопасные ситуации», помочь детям хорошо запомнить основные моменты, опасные для жизни и здоровья, самостоятельно делая выводы о последствиях невнимательного отношения.

Воспитывать внимание, терпение.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, практическое действие, отгадывание загадок, рисование, физкультминутка.

Май

Занятие№1,2

«Мой дом - моя улица».

Закрепление правил дорожного движения.

Закрепить обозначение дорожных знаков; сигналов светофора.

Закрепить правила пользования общественным транспортом.

Развивать творческие способности.

Стимулировать умственную деятельность.

Довести до сознания детей необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Беседа, рассматривание плакатов, конструирование, подвижная игра, игровая ситуация, чтение.

Занятие № 3

Диагностика

Оценить знания и представления по теме с октября по май.

Опрос.

Календарно - тематическое планирование.

Месяц

Разделы

Направления  

Кол-во занятий, часов

Октябрь

Диагностика

«Наш город» 

Ориентация в городской среде

5

Ноябрь

«Я пешеход»

Права и обязанности пешехода

4

Декабрь

«Виды транспорта. Правила поведения в городском транспорте»

Специальный городской транспорт

4

Январь

Работа инспектора ГБДД.

Знакомство с работой спецслужб.

Профориентация.

3

Февраль

«Дорожные знаки. Правила перехода дороги»

Правила ПДД

4

Март

Правила и безопасность дорожного движения»

Правила ПДД в городе

4

Апрель

Средства индивидуальной мобильности (СИМ)

Правила безопасности пешеходов

5

Май

Диагностика

«Чему мы научились»

Повторение и закрепление пройденного материала за год

3

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми ожидаемых результатов освоения программы.

При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития учащихся. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития учащегося, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • на изучение учащегося для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;
  • на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем;
  • оптимизация работы с группой детей.

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Основной метод:

-Наблюдение;

-Беседа

-Совместная деятельность

Дополнительные методы:

-анализ продуктов детской деятельности,

2 раза в год

1 неделя

октябрь

1 неделя

май

Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД. Для систематизации работы по обучению детей ПДД выделено 4 блока (в каждой возрастной группе идет обучение по этим блокам с последующим усложнением):

- Пешеходы – обучение правилам перехода через дорогу, знакомство с обязанностями пешеходов.

  • Пассажиры – обучение правилам посадки, высадки и движения в различных видах транспорта, элементарными правилами поведения в общественном транспорте, знакомство с обязанностями пассажиров.
  • Инспектор ГИБДД – знакомство с трудом сотрудников ГИБДД, в том числе регулировщика.
  • Улица – знакомство с элементами улицы, дороги, безопасными местами для игр, дорожной разметкой, дорожными         знаками, работой светофора

Определены уровни усвоения знаний и умений по ПДД для каждой возрастной группы.

 

 

4.3 Организационный раздел рабочей программы

Структура реализации образовательной деятельности 

  Структура занятия может быть гибкая и изменяться  в зависимости от поставленных цели и задач, но всегда включает в себя 3 основных части: вводная, основная и заключительная. 1. Вводная часть.  

  • приветствие

 2. Основная часть.  

 Теоретический раздел: 

  • Рассказ о правилах ПДД, демонстрация иллюстраций, этапов выполнения задач по теме.
  •  Практический раздел: 
  • Разучивание основных правил, изучаемых на данном занятии.  
  • Создание рисунков, модели по теме раздела;

3.  Заключительная часть.  

  • Повторение и закрепление пройденного на занятии материала; 
  • Рефлексия.

5. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методическое обеспечение программы. Методическая литература

1. Т.Ф. Саулина.  Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения

2. Н.В. Елжова. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий.

3. Т. А. Шорыгина. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.

4. А. Бочко. Правила дорожного движения.

5. Е.И. Шаламовой. Диагностическая методика усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения.

Диагностические критерии.

Уровни усвоения ребенком знаний и умений по ПДД. (Шкала оценки знаний ребенком ПДД по блокам)

Блоки 

         Уровни освоения 

Улица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3балла: ориентируется в пространстве; знает цвета, элементы дороги, улицы; свободно ориентируется на местности вокруг детского сада, относительно дорог и транспортных средств.

 2 балла: показывая и называя элементы дороги, улицы, допускает незначительные ошибки; путает понятия «слева - справа»; ориентируется на местности вокруг детского сада с помощью воспитателя.

1 балл: не различает левую и правую стороны; путает названия элементов дороги; затрудняется в ориентировке на местности вокруг детского сада

Пешеходы

 

 

 

 

 

 

3 балла: знает правила безопасного поведения на улице.

2 балла: допускает неточности в объяснении

последовательности правил перехода через дорогу; знает, где можно и где нельзя играть, особенности поведения в различных погодных условиях.

1 балл: рассказывает о правилах безопасного поведения на улице только с помощью воспитателя

Пассажиры

 

 

 

 

3 балла: знает правила поведения в общественном транспорте.

2 балла: допускает неточности в объяснении правил поведения в общественном транспорте.

1 балл: рассказывает о правилах поведения в общественном транспорте только с помощью воспитателя

Инспектор

3 балла: умеет различать группы дорожных знаков, знает

ГИБДД

 

дорожную разметку, средства регулирования может рассказать о работе сотрудников ГИБДД.

 2 балла: допускает неточности в объяснении правил, ошибки в классификации дорожных знаков; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД.

1 балл: знает значения сигналов светофора, но путает названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ГИБДД

 

Диагностическая таблица группы  

п/п

ФИО

ребенка 

ориентируется в пространстве; знает цвета, элементы дороги, улицы; свободно ориентируется на местности вокруг детского сада, относительно дорог и транспортных средств.

  знает дорожные знаки, объясняет их значение; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; безошибочно показывает и называет виды транспорта, части машин, классифицирует транспорт по назначению, знает значение предупредительных сигналов автомобилей.

 

знает правила безопасного поведения на улице.

знает правила поведения в общественном транспорте.

Итоговый показатель по каждому ребенку

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

 

 

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

 

6

 

 

7

 

 

8

9

10

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».

Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«Азбука дорожного движения" Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Азбука танца» художественной направленности

Программа реализуется с воспитанниками в возрасте 5-7 лет. Танцевальные занятия приносят детям массу пользы. Танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положи...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА».

Программа кружка «Мультистудия «КАПИТОШКА» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей старшего дошкольного возраста....

Учебно-тематический план и содержание дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы кружка по речевому развитию «Речецветик на декабрь 2020 года»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Азбука дорожного движения»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности«Азбука дорожного движения»...