Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности»
методическая разработка
Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный
способ планирования педагогической и детской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный
способ планирования своей деятельности»
-Сегодня, в рамках своего мастер-класса я познакомлю вас с методом планирования и запоминания в виде ментальной карты.
Такой метод планирования придумал английский психолог Тони Бьюзен. У нас в стране это называлось методом опорных конспектов, и активно разрабатывал эту тему Виктор Фёдорович Шаталов.
В разных источниках можно встретить и другие названия: «ассоциативная карта» или «карта ума», интеллект-карты и др.
Основной принцип создания ментальных карт можно выразить тремя словами: РИСУЮ – АССОЦИИРУЮ – ЗАПОМИНАЮ.
Интеллект-карту можно использовать как в работе педагога, для педагогического планирования, так и для совместного планирования педагога и детей.
Оформление интеллект-карты будет отличаться , в зависимости от ее назначения.
Создание ментальной карты начинаем с интегративного ядра. При педагогическом планировании ядром является лексическая тема и цель.
В случае совместного планирования с детьми, интегративным ядром может быть картинка, соответствующая теме или другая визуальная информация доступная дошкольнику.
Предлагаю тему «Широкая масленица».
Почему «Масленица»? Потому что в морозы хочется горячего чая, чего-нибудь вкусного и как никогда- ВЕСНЫ.
Отталкиваясь от темы, мы определяем направления работы:
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
РАБОТА С ДЕТЬМИ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Каждое направление обозначим определенным цветом.
Изучаю необходимую литературу, соответствующую теме. Учитывая детские интересы составляю педагогическое планирование, в форме «ПАУТИНКИ». Подбираю задания в соответствии с образовательными задачами.
Что и предстоит сделать фокус-группе.
Уважаемые коллеги. Задание для вас.
Вам предстоит подобрать виды детской деятельности к образовательным задачам и распределить по центрам активности.
НАПРИМЕР.
Задача №1. «Дифференциация звуков Ж иШ».
В каких видах деятельности можно реализовать эту задачу ?
Ответ группы.
Данную задачу можно отработать как в центре Речевого Развития, так и в центре физического развития-выполнение упражнения: ША-хлопаем; ЖА-топаем.
Приступайте к работе.
Пока фокус группа работает, я предлагаю составить ментальную карту так, как это сделали бы дети.
Наша карта будет насыщена картинками, символами. Как вы думаете, почему?
Интегративным ядром будет мнемосхема стихотворения:
МАСЛЕНИЦА, МАСЛЕНИЦА,
ДАЙ БЛИНКОМ ПО ЛАКОМИТЬСЯ!
ПРОГОНИ ОТ НАС МЕТЕЛИ,
ПРОКАТИ НА КАРУСЕЛИ.
РАСТОПИ ХОЛОДНЫЙ ЛЁД,
ПУСТЬ ВЕСНА СКОРЕЙ ПРИДЁТ!
В основу детской ментальной карты легла «МОДЕЛЬ 3 ???»:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?
КАК МЫ ЭТО МОЖЕМ УЗНАТЬ?
Вернемся к первому вопросу . ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОПРАЗДНИКЕ?
Спасибо.
ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?
1.ПОЧЕМУ , ИМЕННО СОЛНЦЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ МАСЛЕНИЦЫ?
2.А ВЫ ЗНАЕТЕ ЛЕГЕНДЫ О СОЛНЦЕ СВЯЗАННЫЕ С МАСЛЕННИЦЕЙ?
3.А ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «ПО ЛАКОМИТЬСЯ»?
4.ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ УЗОРЫ НА ОДЕЖДЕ ЧУЧЕЛА?
5.КАРУСЕЛИ АССОЦИИРУЕТСЯ С ЗАБАВОЙ, А ЗАБАВА -С ИГРОЙ. КАКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ВАМ ЗНАКОМЫ?
6.А ЕЩЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ КУКЛУ-МАТАНКУ.
7.А КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ РИСОВАЛ КАРТИНЫ ПОСВЯЩЕННЫЕ МАСЛЕНИЦЕ? ХОТИТЕ ПОСМОТРЕТЬ?
8.А ЧТО ВЕСНОЙ РАСТЕТ ВНИЗ ГОЛОВОЙ И ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ ? УЗНАЕМ?
9.НА МАСЛЕНИЦЕ ПРИНЯТО ПЕТЬ ЗАКЛИЧКИ? КОГО ЗВАЛИ, ХОТИТЕ УЗНАТЬ?
А ГДЕ МЫ ЭТО МОЖЕМ УЗНАТЬ?
-У РОДИТЕЛЕЙ
-У СПЕЦИАЛИСТОВ.
- В ТЕЛЕВИЗОРЕ
-ИЗ ИНТЕРНЕТА.
-В КНИГАХ.
-ЭКСКУРСИИ,
-НАБЛЮДЕНИЯ
-ЭКСПЕРИМЕНТЫ.
НАША КАРТА ГОТОВА. НА КАРТЕ ЧЕТКО ВЫДЕЛЕНЫ ЗОНЫ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. ПО МЕРЕ ОТРАБОТКИ СИМВОЛОВ В ЗОНЕ БЛИЖАЙ ШЕГО РАЗВИТИЯ , СИМВОЛЫ ПЕРЕХОДЯТ В ЗОНУ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. А ТАКЖЕ ОТРАЖЕНЫ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЕТСКАЯ МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ЗАПОМИНАТЬ И СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. А МНЕ, КАК ПЕДАГОГУ- НА ОСНОВЕ ДЕТСКИХ ИНТЕРЕСОВ, ВЫЯВИТЬ ЗОНЫ АКТУАЛЬНОГО И БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ,ОПРЕДЕЛИТЬ ВИДЫ ЗАДАНИЙ.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ ФОКУС-ГРУППЫ, ВЫ ГОТОВЫ?
Вам было предложено задание: подобрать виды детской деятельности к образовательным задачам и распределить по центрам активности. Давайте послушаем, что у вас получилось?
Коллеги, информативна данная ментальная карта?
ЗАЛУ.
Уважаемые коллеги, вам была представлена одна из форм педагогического планирования, которое особо удобна будет для людей с визуальной репрезентативной системой восприятия, а также для тех, кто предпочитает планирование вместе с детьми и вносить изменение в него, исходя из детских интересов.
Обращаюсь к фокус- группе.
А теперь, коллеги, давайте проанализируем, что для вас- людей, впервые познакомившихся с ментальной-картой было ново, интересно, а может быть и вызвало затруднения?
Посмотрите на схему.
В центре схемы ПЕДАГОГ.
На стикерах написаны основные элементы мастер-класса. Прочитайте их.
Определите для себя, что вы уже знали.
Что нового узнали от меня?
Что вызвало затруднения?
О чем бы вы хотели узнать подробнее?
АНАЛИЗ.
-На нашей схеме видно, что педагоги владеют определенными знаниями по данной теме.
-На сегодняшнем мастер-классе они узнали что-то новое
-Были и трудности,
- но не смотря на них, видно, что некоторые педагоги готовы более подробно изучить эту тему.
Коллеги! Унас получилась ментальная карта «Развития педагога»
Т.О. Ментальная карта- это доступный, наглядный, эффективный метод структурирования, фиксирования, запоминания информации и анализа, как для педагога, так и для детей.
Модель 3 вопросов Модель 3 вопросов Модель 3 вопросов
Принципы составления мент.карты Принципы составления мент.карты
Принципы составления мент.карты
Область применения мент.карт Область применения мент.карт Область применения мент.карт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование интеллект-карт в экологическом образовании дошкольников»
Мастер - класс «Использование интеллект-картв экологическом образовании дошкольников»...
Мастер - класс Тема: «Интеллект – карта .»
Мастер - классТема: «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».Цель: использования метода интеллект - карт для систематизации знаний детей.Задачи:- познако...
Мастер-класс «Применение «Интеллект-карт» в деятельности учителя-логопеда» (2019 год)
Дети с ТНР имеют специфические нарушения развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.Перспективным направлением совершенствования работы с воспитан...
мастер класс "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"
Мастер-класс«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и ...
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОО»
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОО»...
Мастер-класс "Использование интеллект-карт"
Мастер-класс...
Мастер-класс использование интеллект- карт в работе с детьми дошкольного возраста
Мастер-классТема: «Использование метода «интеллект - карт» в работе с дошкольниками»Цель: по...