Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности»
методическая разработка

Панкова Ирина Евгеньевна

Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный

способ планирования педагогической  и детской деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный

способ планирования своей деятельности»

-Сегодня, в рамках своего мастер-класса я познакомлю вас с методом планирования и запоминания в виде ментальной карты.

Такой метод планирования придумал английский психолог Тони Бьюзен. У нас в стране это называлось методом опорных конспектов, и активно разрабатывал эту тему Виктор Фёдорович Шаталов.

В разных источниках можно встретить и другие названия: «ассоциативная карта» или «карта ума», интеллект-карты и др.

Основной принцип создания ментальных карт можно выразить тремя словами: РИСУЮ – АССОЦИИРУЮ – ЗАПОМИНАЮ.

Интеллект-карту можно использовать как в работе педагога, для педагогического планирования, так и для совместного планирования педагога и детей.

Оформление интеллект-карты будет отличаться , в зависимости от ее назначения.

Создание ментальной карты начинаем с интегративного ядра. При педагогическом планировании ядром является лексическая тема и цель.

В случае совместного планирования с детьми, интегративным ядром может быть картинка, соответствующая теме или другая визуальная информация доступная дошкольнику.

Предлагаю тему «Широкая масленица».

Почему «Масленица»? Потому что в морозы хочется горячего чая, чего-нибудь вкусного и как никогда- ВЕСНЫ.

Отталкиваясь от темы, мы определяем направления работы:

САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Каждое направление обозначим определенным цветом.

Изучаю необходимую литературу, соответствующую теме. Учитывая детские интересы составляю педагогическое планирование, в форме «ПАУТИНКИ». Подбираю задания в соответствии с образовательными задачами.

Что и предстоит сделать фокус-группе.

Уважаемые коллеги. Задание для вас.

Вам предстоит подобрать виды детской деятельности к образовательным задачам и распределить по центрам активности.

НАПРИМЕР.

Задача №1. «Дифференциация звуков Ж иШ».

В каких видах деятельности можно реализовать эту задачу ?

Ответ группы.

Данную задачу можно отработать как в центре Речевого Развития, так и в центре физического развития-выполнение упражнения: ША-хлопаем; ЖА-топаем.

Приступайте к работе.

Пока фокус группа работает, я предлагаю составить ментальную карту так, как это сделали бы дети.

Наша карта будет насыщена картинками, символами. Как вы думаете, почему?

Интегративным ядром будет мнемосхема стихотворения:

МАСЛЕНИЦА, МАСЛЕНИЦА,

ДАЙ БЛИНКОМ ПО ЛАКОМИТЬСЯ!

ПРОГОНИ ОТ НАС МЕТЕЛИ,

ПРОКАТИ НА КАРУСЕЛИ.

РАСТОПИ ХОЛОДНЫЙ ЛЁД,

ПУСТЬ ВЕСНА СКОРЕЙ ПРИДЁТ!

В основу детской ментальной карты легла «МОДЕЛЬ 3 ???»:

ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?

КАК МЫ ЭТО МОЖЕМ УЗНАТЬ?

Вернемся к первому вопросу . ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОПРАЗДНИКЕ?

Спасибо.

ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?

1.ПОЧЕМУ , ИМЕННО СОЛНЦЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ МАСЛЕНИЦЫ?

2.А ВЫ ЗНАЕТЕ ЛЕГЕНДЫ О СОЛНЦЕ СВЯЗАННЫЕ С МАСЛЕННИЦЕЙ?

3.А ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «ПО ЛАКОМИТЬСЯ»?

4.ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ УЗОРЫ НА ОДЕЖДЕ ЧУЧЕЛА?

5.КАРУСЕЛИ АССОЦИИРУЕТСЯ С ЗАБАВОЙ, А ЗАБАВА -С ИГРОЙ. КАКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ВАМ ЗНАКОМЫ?

6.А ЕЩЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ КУКЛУ-МАТАНКУ.

7.А КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ РИСОВАЛ КАРТИНЫ ПОСВЯЩЕННЫЕ МАСЛЕНИЦЕ? ХОТИТЕ ПОСМОТРЕТЬ?

8.А ЧТО ВЕСНОЙ РАСТЕТ ВНИЗ ГОЛОВОЙ И ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ ? УЗНАЕМ?

9.НА МАСЛЕНИЦЕ ПРИНЯТО ПЕТЬ ЗАКЛИЧКИ? КОГО ЗВАЛИ, ХОТИТЕ УЗНАТЬ?

А ГДЕ МЫ ЭТО МОЖЕМ УЗНАТЬ?

-У РОДИТЕЛЕЙ

-У СПЕЦИАЛИСТОВ.

- В ТЕЛЕВИЗОРЕ

-ИЗ ИНТЕРНЕТА.

-В КНИГАХ.

-ЭКСКУРСИИ,

-НАБЛЮДЕНИЯ

-ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

НАША КАРТА ГОТОВА. НА КАРТЕ ЧЕТКО ВЫДЕЛЕНЫ ЗОНЫ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. ПО МЕРЕ ОТРАБОТКИ СИМВОЛОВ В ЗОНЕ БЛИЖАЙ ШЕГО РАЗВИТИЯ , СИМВОЛЫ ПЕРЕХОДЯТ В ЗОНУ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. А ТАКЖЕ ОТРАЖЕНЫ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЕТСКАЯ МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ЗАПОМИНАТЬ И СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. А МНЕ, КАК ПЕДАГОГУ- НА ОСНОВЕ ДЕТСКИХ ИНТЕРЕСОВ, ВЫЯВИТЬ ЗОНЫ АКТУАЛЬНОГО И БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ,ОПРЕДЕЛИТЬ ВИДЫ ЗАДАНИЙ.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ ФОКУС-ГРУППЫ, ВЫ ГОТОВЫ?

Вам было предложено задание: подобрать виды детской деятельности к образовательным задачам и распределить по центрам активности. Давайте послушаем, что у вас получилось?

Коллеги, информативна данная ментальная карта?

ЗАЛУ.

Уважаемые коллеги, вам была представлена одна из форм педагогического планирования, которое особо удобна будет для людей с визуальной репрезентативной системой восприятия, а также для тех, кто предпочитает планирование вместе с детьми и вносить изменение в него, исходя из детских интересов.

Обращаюсь к фокус- группе.

А теперь, коллеги, давайте проанализируем, что для вас- людей, впервые познакомившихся с ментальной-картой было ново, интересно, а может быть и вызвало затруднения?

Посмотрите на схему.

В центре схемы ПЕДАГОГ.

На стикерах написаны основные элементы мастер-класса. Прочитайте их.

Определите для себя, что вы уже знали.

Что нового узнали от меня?

Что вызвало затруднения?

О чем бы вы хотели узнать подробнее?

АНАЛИЗ.

-На нашей схеме видно, что педагоги владеют определенными знаниями по данной теме.

-На сегодняшнем мастер-классе они узнали что-то новое

-Были и трудности,

- но не смотря на них, видно, что некоторые педагоги  готовы более подробно изучить эту тему.

Коллеги! Унас получилась ментальная карта «Развития педагога»

Т.О. Ментальная карта- это доступный, наглядный, эффективный метод структурирования, фиксирования, запоминания информации и анализа, как для педагога, так и для детей.

Модель 3 вопросов     Модель 3 вопросов   Модель 3 вопросов

Принципы составления мент.карты  Принципы составления мент.карты  

 Принципы составления мент.карты

Область применения мент.карт       Область применения мент.карт   Область применения мент.карт      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Использование интеллект-карт в экологическом образовании дошкольников»

Мастер - класс «Использование интеллект-картв экологическом образовании дошкольников»...

Мастер - класс Тема: «Интеллект – карта .»

Мастер - классТема: «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».Цель: использования метода интеллект - карт для  систематизации знаний детей.Задачи:- познако...

Мастер-класс «Применение «Интеллект-карт» в деятельности учителя-логопеда» (2019 год)

Дети с ТНР имеют специфические нарушения развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.Перспективным направлением совершенствования работы с воспитан...

мастер класс "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"

Мастер-класс«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и ...

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОО»

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОО»...

Мастер-класс использование интеллект- карт в работе с детьми дошкольного возраста

Мастер-классТема: «Использование метода «интеллект - карт»               в работе с дошкольниками»Цель: по...