мастер класс "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"
материал (старшая группа)

Романова Екатерина Анатольевна

Мастер-класс

«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

 

Задачи: 

  1. Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению.
  2. Показать возможности применения интеллек- карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
  3. Отработать методику создания интеллект-карт.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект-карт.

Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры для фломастеры, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор.

План проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект- карта».

1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.

1.3. Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты»

ІІІ часть (заключительная).

Ход проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект- карта».

        С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

        Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

1.3.Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками.

Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты  в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление
          Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается  в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации.  Каждая мысль обводится и  в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты.

А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу четыре человека пройти за стол.  Главная идея вашей интеллект-карты  уже расположена в центре листа. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать картинки.

Пока наши коллеги составляют карты, я предлагаю Вам составить интеллект-карту по теме «Транспорт».

Давайте посмотрим, что получилось у наших  коллег. Представьте пожалуйста свою интеллект –карту.

ІІІ часть (заключительная).

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери. Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.pptx235.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками в ознакомлении с родным краем » ( Мастер-класс в рамках городского конкурса «Воспитатель года -2021») Подготовила: Романова Екатерина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории Йошкар-Ола 2021 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Звёздочка» г. Йошкар-Олы» 424037, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола ул. Подольских Курсантов д.8, т.41-90-91

Слайд 2

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Слайд 3

Задачи: Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению. Показать возможности применения интеллект-карт в образовательной деятельности с дошкольниками. Отработать методику создания интеллект-карт .

Слайд 4

повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект-карт. Планируемый результат

Слайд 5

План проведения мастер-класса: І часть (вводная): 1.1. Понятие «интеллект- карта». 1.2. Из истории возникновения интеллект- карты. 1.3. Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками. 1.4.Требования к составлению интеллект-карты. ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты» ІІІ часть (заключительная).

Слайд 6

1.1. Понятие «интеллект- карта ». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт. Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Слайд 7

1.2. Из истории возникновения интеллект- карты. Автором данного метода является Тони Бьюзен , британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово " mind " означает "ум", а слово " maps " — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

Слайд 8

1.3.Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками . Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается: наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом; привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно; запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается; своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи; возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Слайд 9

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться. 1. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы. 2. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы. 3. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте.

Слайд 10

1.4.Требования к составлению интеллект-карты. Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Слайд 11

ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты.

Слайд 12

ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА СООТВЕТСТВУЕТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ УЧИТЫВАЕТ ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТ КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ, ВООБРАЖЕНИЕ, КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОВОЦИРУЕТ ДИСКУССИЮ ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО РЕШЕНИЙ

Слайд 13

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать» Антуана де Сент-Экзюпери

Слайд 14

Приглашаем к сотрудничеству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Мастер класс "Интеллект карта, как средство речевого и познавательного развития детей"

Материал содержит цели и задачи, этапы работы с Интеллект картами....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ для развития речевой активности дошкольников

Из данного материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"

В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...

Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности»

Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересныйспособ планирования педагогической  и детской деятельности"...

Мастер-класс «Интеллект – карта, как средство речевого развития ребенка»

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...

Сообщение из опыта работы «Интеллект – карта как метод познавательного развития дошкольников»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление....